Вот ведь не зря говорят: «Не буди лихо, пока оно тихо»… Мы вот разбудили. Сначала Темой N 1 в номере за 1 июля с.г., а потом и прямым обращением к читателям в традиционной рубрике «Вопрос в лоб»: «Ваш прогноз: когда город окончательно «встанет» в пробках?» В ответ получили, нет, не шквал — девятый вал реакции читателей по всем коммуникационным каналам. Даже бумажные письма успели дойти, что свидетельствует о том же: проблема пробок в Севастополе достала так, что люди заводятся, как говорится, с полуоборота.В общем, подавляющим большинством голосов читателей нам удалось определиться с датой ближайшего транспортного «коллапса» в Севастополе: День флота — это будет что-то! Но не спешите откладывать газету. Потому что если вы дочитаете материал до последней точки, то и к вам, не исключено, придет такой же дар предвидения. Представляете, как здорово-то будет: недели за две до критического момента общественность начинает массово сообщать куда следует о проблеме, а там глас народа слышат (мощный же!) и принимают эффективные меры…
Пока с этим, увы, не очень. Подтверждений такого вывода мы получили множество. Вот только некоторые из них. Иван Васильевич Кириллов сообщил, что по ситуации, которая сложилась на ул. Ерошенко, он обращался не только в газету, но и в ГИБДД. Денег предлагал. Не в виде взятки, разумеется. Законные деньги, которые могли бы пополнить бюджет, если бы стражи дорожного порядка добросовестно выполняли свои обязанности на указанной улице. «У нас там двустороннее движение, — пояснил Иван Васильевич. — Висит знак «Стоянка запрещена», но машины ставят прямо под знак. Многие — с заездом на тротуар. В результате автобусам едва удается просачиваться через узкое горлышко, да еще и лавируя между пешеходами, вынужденными пользоваться проезжей частью. Вот вам и пробка».
В волшебную силу дорожных знаков, если они соблюдаются, верит и другой наш читатель, приславший довольно большое письмо на электронную почту редакции (будем цитировать его неоднократно). Житель ул. Суворова К. Ивасенко считает, что «навести порядок на пересечении ул. Б. Морской , Суворова, Адмирала Октябрьского, где создается затор, оказывается, можно. Дело в том, что водители маршрутных транспортных средств не соблюдают требования знака «направление движения по полосам» при подъезде к перекрестку со стороны кинотеатра «Победа». А решение очень простое: перед знаком «Разделение движения по полосам» повесить знак «конец полосы для маршрутных т.с.». И попросить ГИБДД проконтролировать этот участок.
Вообще создается впечатление, что ГИБДД в городе нет. Если нормально организовать работу, то штрафами за нарушения ПДД (хотя бы только за правильную парковку, в т.ч. за парковку на пешеходных переходах) в городе можно, как минимум, компенсировать все расходы на наведение порядка с транспортом и, как максимум, удвоить а то и утроить, бюджет города».
Не собираемся спорить с конкретными читателями по сути, но некоторые соображения других наших респондентов по поводу организации парковок привести уместно. Кто-то похабно паркуется, потому что хам. Кто-то и в самом деле уверовал в безнаказанность. Но суть проблемы все-таки не в них.
Жительница ул. Истомина Анастасия Павловна (фамилию не назвала: «Меня и так все знают») предложила остановить… автомобильные заводы. «Пробки потому, что у нас на каждом столбе — приглашение купить машину. Наши дома N 14, 14-а и 14-б образуют очень тесный дворик, и когда был пожар — спецмашина едва вместилась. А владельцы умудряются впихивать свои авто чуть ли не в два этажа. Шум, копоть…»
Как говорится, знакомая картина маслом. А еще вспоминается собачник из фильма «Бриллиантовая рука» с пинчером и сакраментальным вопросом: «А где ж ему гулять?!»
Севастополь действительно по его традиционно сложившимся особенностям не в состоянии переваривать современные автопотоки. Особенно в центре. В центре «коллапс», по мнению очень многих читателей, — уже реальность, требующая быстрых, решительных и выверенных мер.
Алексей Николаевич (фамилию не указал) считает, что по центру города должны передвигаться только троллейбусы — это европейская практика для всех крупных городов.
Упоминавшийся выше К. Ивасенко не столь категоричен, но думает в том же направлении: «Оставить в центре движение только комфортабельного, вместительного пассажирского транспорта с четким расписанием движения (не интервала, а именно расписания, как это сделано во всех развитых странах), с возможностью увеличивать количество рейсов во время праздников и городских мероприятий. Мелкие маршрутки убрать из центра. Открыть для повседневной парковки минимум половину пл. Нахимова, нанеся разметку».
Очень много предложений по возвращению двустороннего движения в центре города. Хотя звучали и другие мнения. Наш читатель С. Вязов считает, что «Вывод из «подковы» (пл. Суворова — ул. Адмирала Октябрьского) транспорта малой вместимости — введение одностороннего движения и на этом участке. Это позволит при сегодняшних темпах увеличения количества транспортных средств еще на два-три года обойтись лишь «тянучками» на дорогах центрального кольца. А далее без строительства паркингов и запрета парковки вдоль всего городского кольца — не обойтись.
Игорь Николаевич Долгов считает, что в сложившейся ситуации правительству Севастополя необходимо привлечь специалистов Московского автодорожного института: тут без серьезной науки не разобраться. Но и он полагает, что кроме тактических мер необходимы стратегические решения на уровне генерального плана города.
Бывший главный инженер СУ-528 Олег Александрович Муравский считает, что Севастополь будущего — это город туннелей и эстакад. По-другому, ориентируясь на свой огромный опыт, не получится, говорит Олег Александрович. В принципе (в этом не сомневается ни один серьезный архитектор) не случайно в городе накоплен большой практический материал именно в этом направлении деятельности (есть он и у Муравского, телефон для связи можно взять в редакции), но его реализацию почему-то все откладывают и откладывают. А город застраивается по старой схеме, что делает проблематичным появление у нас современной и рассчитанной на перспективу транспортной инфраструктуры. Промедление смерти подобно, резюмирует Олег Александрович.
Как ускорить принятие управленческих решений по перезревшей давным-давно теме? Читатели дают предложения и на эту тему. Есть радикальные. Например, упоминавшийся выше Игорь Николаевич Долгов предлагает организовывать ежегодные 15-минутные экскурсии ответственных чиновников в… СИЗО. «Чтобы понимали, что может быть за преступную бездеятельность». Есть и более щадящие варианты: запретить ответственным работникам парковку под окнами собственных кабинетов. И нарушать не будут правила парковки, и по городу квартал-другой пройдутся. Может, что-то и увидят. Это мысли К. Ивасенко.
А выводы в целом пока неутешительные. Наши читатели слабо верят, что проблема будет развиваться по линии снижения ее напряженности. То есть транспортный «коллапс» уже наступил. И далее — будет. Очень хочется, чтобы это становящееся уже агрессивным большинство в конечном итоге все-таки ошиблось. И что-то мне подсказывает, что радости у них по этому поводу будет вагон и очень бо-о-о-льшая тележка. Радости и всем нам от каждого выхода в город!
* * *
Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «БЕСПОКОИТ ЛИ ВАС ГОРОДСКОЙ ШУМ ПО НОЧАМ (ГРОМКАЯ МУЗЫКА, РАБОТА АВТОТРАНСПОРТА, ТОЧЕК ОБЩЕПИТА И Т.Д.)?»
Ответ на него можно дать в пятницу, 10 июля, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее 13 июля, понедельника.