Живопись и графика. Крымская художественная традиция XIX-XXI столетий

Живопись и графика. Крымская художественная традиция XIX-XXI столетий

Выставка под таким названием будет проходить с 11 по 23 июля в галерее «Арт-Бульвар».В эти дни в «Арт-Бульваре» около 160 работ 67 художников предстанут перед взыскательным взором любителей изобразительного искусства. Центральное место в экспозиции традиционно занимает творчество корифеев крымской живописи. Знаковые имена Ф.З. Захарова («Пейзаж с минаретом», «Цветы»; «Уголок старой Ялты ночью»), Я.А. Басова («Севастополь», 1981), В.Д. Бернадского («Гурзуф», 1977; «Осень в горах», 1995), В.И. Толочко («Причал», 1961.), В.П. Цветковой («Вид на Ялту», 1974, «Натюрморт. Цветы», картон, масло), П.К. Столяренко («Волны под солнцем», 1967; эстампы «Крымская регата» и «Ай-Далары», 1960-1961), Г.Я. Брусенцова («Портрет пианистки», 1963), З.И. Филиппова («Севастополь. Южная бухта», 1956), А.И. Сухоруких («Декабрь в Севастополе», 1978) — украшение любого собрания, любой выставки. Именно они составили гордость и славу крымского искусства. Именно они — его лицо.

Особенность нынешней экспозиции — работы с легендарными именами их предшественников: художников В.Ф. Тимма, М.А. Волошина, К.Ф. Богаевского. Работы этих мастеров можно встретить не во всяком музее, и чаще на международных, чем отечественных аукционах. «Русский художественный листок» академика Василия Федоровича Тимма впервые познакомил дореволюционного зрителя не только с видами старого Крыма, но и с героями первой обороны Севастополя, местами сражений. В экспозиции представлены несколько лито-графий 1854-1856 годов («Крушения судов турецко-англо-французского флота близ Балаклавы», 1855; «Адмирал Павел Степанович Нахимов», 1855; «Вид города Симферополя», 1856, и другие).

Художники восточного Крыма воспринимали и изображали свою землю как пересечение времен и культур. Торжественная романтика пространственных литографий Константина Богаевского — диалог с созерцательной тишиной акварелей поэта, художника, критика и искусствоведа Максимилиана Волошина. Сочиненный пейзаж у Богаевского часто более реален, чем действительный. А японская традиция в работах Волошина поднимает изображение конкретного вида над конкретикой, делая его всеобщим. Такова одна из поздних акварелей «Зеленые холмы» 1930 г. С Крымом были связаны жизнь и творчество многих выдающихся художников, литераторов, критиков, деятелей кино. Е.В. Нагаевской, брату и сестре Жаба был ближе Бахчисарай, в культурной жизни которого они оставили значительный след, не потерявшийся до сих пор. Их работы не впервые появляются в галерее «Арт-Бульвар». Вот и теперь она представляет крымские пейзажи Елены Варнавовны и Нины Константиновны.

Своеобразным открытием этого года стали литографии И.И. Мозалевского и холст Федорова-Керченского. Иван Иванович Мозалевский — график, иллюстратор, педагог. Ученик И.Я. Билибина, он также стал эмигрантом первой волны, вернувшись на родину в конце жизни. Его чудесные листы с изображением скачек («Гонки «Венсен», 1934) и трогательным псом («Кокер», 1936) — словно привет из другого мира, иного времени. Экспонент одного из самых известных художественных объединений «Мир искусства» сохранил культуру наброска, точность эскиза.

Иван Пантелеймонович Федоров-Керченский — маринист, баталист, так же как И.К. Айвазовский, уроженец Крыма (Керчи). Участник одной из русско-турецких войн, он служил на Черноморском флоте, работал на маяке. Не только писал картины, но и создавал вокруг себя особое художественное пространство: перед Первой мировой войной стал одним из основателей художественных кружков в Севастополе и Ялте. Картина его кисти находилась в собрании императора Николая II, украшая Александровский дворец в Царском Селе. Ночная марина конца XIX — начала XX века — один из главных сюрпризов нынешней выставки.

Событием можно считать представленный офорт И.И. Шишкина. Мастер эпического пейзажа, он и в крымском виде сумел передать главное: стихии неба, моря и гор, их торжественность и гармоничность (офорт «Гурзуф»). Прекрасный рисовальщик, Иван Иванович относится к числу лучших русских не только офортистов, но и пропагандистов этого вида печатной графики.

Таков графический Крым. А живописный — это упоение роз (Ф.З Захаров. «Цветы»; А.И Стремский. «Розы»), сирени (В.Д. Бернадский. «Сирень») и глицинии (С.И. Бакаев. «Глициния цветет»), шелеста волн (П.М. Коломойцев. «Камни, освещенные солнцем»), резкого порыва соленого ветра (Я.А. Басов. «Морской пейзаж») и дуновения горечи степных трав (А.А. Козлов. «Окраина Симферополя»). Даже натюрморт крымский — особенный (А.В. Смирнов. «Крымский натюрморт»; А.Ф. Шорохов. «Натюрморт с дыней»). Виноград (С.И. Бакаев. «Натюрморт», 1993) и спелый арбуз (А.И. Стремский. «Натюрморт с арбузом»), разноцветные бутылки с вином и сушеная рыба (С.И. Петров. «Натюрморт со стулом»), букеты цветов (З.И. Филиппов. «Осень. Натюрморт») и фрукты (А.И. Стремский. «Натюрморт с кувшином») несут на себе отпечаток горячего лета, истомы зноя, уют редкой прохлады синих теней.

Крым — это и героизм подвига. Потому военные корабли — неотъемлемая часть его пейзажей (В. Брагин. «Севастополь», 1959), а батальный жанр для него так же естествен, как марина (Л.К. Мельников. «Огневой налет кораблей»). Когда знаешь, что пришлось пережить этой земле и ее жителям, через что прошли многие из представленных авторов, то с особым настроением воспринимаешь безбрежность пляжей (Ф. З. Захаров. «Казантип», холст, масло), покой штиля (П.К. Столяренко. «Аю-Даг вечером»; М.Ф. Чухланцев. «Берег»; С.К. Яровой. «Теплый вечер») и тревогу предгрозового пейзажа (Г.В. Шауфлер. «Золотая осень, на Алушту»).

Другие статьи этого номера