Одним из основных отличий крупных городов, особенно курортных, от провинциальных является густая населенность, увеличивающаяся в сезон, и, как следствие, очень перегруженная транспортная система. В этих условиях роль общественного транспорта в жизни жителей города значительно возрастает. Каждое утро, выходя из дома, мы стараемся выбрать оптимальное время и маршрут, чтобы добраться до школы, вуза или работы, не попав в пробки. Именно пробки являются одной из основных проблем современных городов. И Севастополь — не исключение!Но каждый город имеет свои особенности, которые обусловлены определенными географическими и историческими условиями. Именно поэтому ни один из видов общественного транспорта нельзя считать оптимальным для всех. Севастополь также имеет ряд свойственных ему черт. Во-первых, сейчас город-герой переживает период активного роста и по сути вместе с пригородной зоной постепенно превращается в мегаполис. Численность населения (и приезжих!) растет, а вместе с тем растет и количество автомобилей.
Во-вторых, ежедневно из различных направлений в город въезжают (выезжают тоже) тысячи автомобилей из других регионов полуострова, что также отражается на плотности автомобильного движения.
В-третьих, есть центральная часть Севастополя со своими узкими улицами и проспектами, куда все рвутся: горожане, в т.ч. армия чиновников, — работать, приезжие — поглазеть и себя показать. Все это усугубляется нежеланием некоторых автовладельцев парковаться нормально, что приводит к сужению и без того тесных дорог. Так как же можно решить эти проблемы?
Заставить людей не ездить на собственных автомобилях, конечно, невозможно. Но ситуацию может исправить совершенствование систем общественного транспорта и дорожно-транспортного движения. Если система работает четко, то добраться до пункта назначения на общественном транспорте будет легче, чем на личном. Это не только экономия времени, но и денег, которые тратятся на топливо и обслуживание железных «коней».
Нужно сказать, что за последние годы в Севастополе была проделана определенная работа по совершенствованию как общественного транспорта, так и процесса организации дорожного движения. Это оптимизация автобусных маршрутов и сети троллейбусных. Но пока практически ничего не делается для внедрения системы интеллектуального управления транспортом. А ведь уже во многих городах даже начало работы Центра интеллектуального управления транспортом не только позволило повысить контроль за работой транспортной системы, но и дало возможность своевременно регулировать движение автомобилей на улицах.
В результате внедрения этой системы за два последних года средняя скорость движения автомобилей на улицах, к примеру, такого загруженного и многонаселенного города, как Баку, значительно увеличилась. Достижение таких результатов стало возможным благодаря изменению режима работы светофоров, применению «зеленой волны» и других мероприятий.
Также может помочь введение определенных ограничений для въезда в город автомобилей из регионов. Конечно, полностью въезд ограничить нельзя, но возможна выработка определенного механизма, который сможет этот процесс регулировать. С помощью тех же пресловутых «перехватывающих» парковок. Об этом не раз говорил и наш губернатор. Но в принципе, и сама практика ограничения въезда в город «чужих» авто показала свою эффективность и действенность!
С другой стороны, можно эффективнее использовать и желтые полосы, по которым должен и может курсировать только общественный транспорт, что значительно облегчает и ускоряет процесс перевозки пассажиров. Эта система вполне действенна и эффективна. Ярким тому примером являются метробусы в Стамбуле, которые представляют собой длинные автобусы, двигающиеся по специально выделенной линии.
Что касается наших водных магистралей, то, к примеру, может быть эффективным использование морских такси, которые позволят избежать длительных простоев в пробках и добраться из одного конца Севастопольской бухты в другой. Это экономия и времени, и нервов, а самое главное — свежий морской воздух и увлекательная прогулка. Думается, что именно этот вид транспорта может стать одним из любимых среди жителей и гостей. Правда, при разумной цене за проезд!
Другой очень серьезной проблемой является неправильная парковка. Каждый из нас должен уяснить одно: мы должны думать не только о себе, но и о других. Ведь в желании обеспечить собственный комфорт мы порой неправильно паркуем свои личные авто, при этом лишая этого комфорта других водителей, которым приходится простаивать в заторах и пробках. Но решать эту проблему необходимо, и единственным действенным методом являются штрафы. А чтобы их избежать, нужно пользоваться зонами, выделенными под паркинг, а также специальными парковками.
Наконец, самое радикальное решение проблемы пробок в городе — расширение улиц. Иначе, например, наличие той же желтой полосы не даст никакого результата. Но тут камнем преткновения, особенно для нашего центрального кольца, становятся не столько пешеходы, сколько сама история и наше перед ней благоговение. Вот тут-то можно даже подумать о том, чтобы весь центр (или хотя бы его часть от пл. Нахимова до пл. Лазарева) по примеру многих исторических микрорайонов и улиц старой Москвы сделать пешеходным.
P.S.: Кстати, можно вспомнить и трамваи, которые раньше курсировали в Севастополе. И ведь они могли бы помочь бороться с пробками!
Пешеходная зона Брюсселя стала крупнейшей в Европе. Правда, формально Брюссель занимает по этому показателю второе место, уступая Венеции. Однако последняя расположена на островах, где движение автомобилей, как правило, запрещено вовсе. Пешеходная зона в «столице» ЕС увеличена сразу с 28 до 50 га. Так Брюссель, имевший до сих пор славу города для авто, пытается сместить акцент в сторону пешеходов и туристов. План был раскритикован теми, кто опасается, что перекрытие нескольких проезжих улиц усилит пробки в центре города. Ввиду закрытия проезда по некоторым улицам изменены маршруты ряда автобусов. На маршрутах трамваев новации не отразились. Доехать до ряда пунктов новой пешеходной зоны теперь проще всего на метро.