Никто не хотел уступать

Никто не хотел уступать

Депутаты заксобрания на прошлой неделе ушли на летние каникулы, но под занавес весенней сессии там произошло событие, потенциально способное повлиять на мировоззренческие установки двух ветвей севастопольской власти относительно мироустройства местного политикума на обозримую перспективу. Дело в том, что неожиданно выяснилось: слухи о «шести депутатах-отщепенцах» (термин давно гуляет по Интернету, против него не возразил и председатель заксобрания Алексей Чалый, когда на телеконференции по итогам сессии один из журналистов задал по «отщепенцам» прямой вопрос) могут быть несколько преуменьшенными. Что следует из результатов голосования по законопроекту «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей». Как это может повлиять на развитие ситуации? Давайте посмотрим.

В первом чтении законопроект был принят еще в марте, и до 1 апреля с.г. постоянный комитет по экономике законодательного собрания ждал поправки. Они поступили от депутата Бориса Колесникова и вице-спикера заксобрания Александра Кулагина. Председатель комитета Татьяна Лобач сообщила с трибуны, что комитету по экономике было поручено доработать законопроект с учетом поправок и внести его на рассмотрение во втором чтении.

среднестатистического избирателя нюансы, скорее всего, не заинтересуют, но принципиальное различие в двух подходах выглядит кардинальным. Если поправки депутата Бориса Колесникова носили уточняющий и расширяющий характер, то вице-спикер Александр Кулагин предлагал, по сути, поменять субъектность принимаемого закона. Кулагин считает, что правом назначать уполномоченного следует наделить не губернатора, как предполагает текст проекта, принятого в первом чтении, а заксобрание с условием дальнейшего согласования кандидатуры с уполномоченным по защите прав предпринимателей при президенте РФ.

Комитет постарался объединить поправки, но по поведению докладчика на трибуне чувствовалось: гибрид из ужа и ежа для самой Татьяны Георгиевны любимым детищем точно не стал. На ремарку Бориса Колесникова относительно того, что «если одно и то же правоотношение регулируется альтернативным образом, то субъект законодательной инициативы должен вносить не поправки, а альтернативный законопроект», она ответила, что «у нас в комитете возникали точно такие же вопросы, но юридическое управление заксобрания дало положительное заключение и никак не указало, что требуется альтернативный законопроект».

Несмотря на то, что в поправках комитета право избрания уполномоченного тоже перешло к заксобранию, Александр Кулагин и коллективным творчеством остался недоволен, и свою редакцию документа с голосования снимать отказался. «Не согласен с поправками, которые комитет поддержал. Федеральный закон проще относится к кандидату… Там нет таких требований по юридическому или экономическому образованию. Предложения комитета не дают нормального пути. Кандидат должен обратиться к субъекту с правом законодательной инициативы… и дать ему целый пакет документов. В том числе письменные рекомендации от общественной организации предпринимателей Севастополя и документ о согласовании кандидатуры с уполномоченным при президенте РФ. Представляете себе, что каждый поедет в Москву… и будет просить документ о согласовании…»

Борис Колесников напомнил, что «такая же ситуация сложилась по проекту закона об общественной палате, и тогда Виктор Александрович Посметный с этой трибуны сказал об альтернативном законопроекте. И депутаты большинством тогда его поддержали. Неужели мы сейчас пойдем другим путем?»

Присутствовавший на сессии губернатор Севастополя Сергей Меняйло постарался предотвратить такое развитие событий самым кардинальным образом, предложив, обращаясь к Кулагину, сделать то же самое, что сейчас сделает он, — открыть… «карты»: «Хотите, я вам сразу скажу, кто будет кандидатом на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей? Александр Андреевич, сказать? Комелов. Я вам говорю. Зачем закон еще принимать. Комелов. Он уже кандидатура согласованная. Благо дело, со мной как с руководителем исполнительной власти еще разговаривают высшие структуры, в том числе и Титов. Вообще-то работать с этим человеком будет исполнительная власть!.. Накипело! Не надо вуалировать закрытыми способами. Я лично готов рассмотреть любого кандидата, если он проходит по соответствующим критериям. Но когда меня уполномоченный по защите прав предпринимателей в РФ Борис Титов ещё несколько месяцев назад спросил, согласую ли я кандидатуру Комелова, то я ему ответил отрицательно. Поэтому подумайте, прежде чем голосовать… Если закон будет принят в той постановке, в которой его предлагает депутат Кулагин, то это предрешенная постановка вопроса под конкретную фамилию, которую я озвучил».

Поскольку Борис Колесников свои поправки по принципиальным соображениям снял, голосовались два документа. Подготовленные постоянной комиссией и вице-спикером. Голосование и зафиксировало, что к концу весенней сессии ситуация «в недрах» заксобрания заметно отличается от той, которая была в ее начале. Традиционной ссылкой на «депутатов-отщепенцев» ее уже вряд ли можно объяснить. Ни одна поправка необходимых 13 голосов не набрала («за» в амплитуде от 10 до 12). Зато в целом за проект проголосовали 16 депутатов, что означает: принят первоначальный вариант законопроекта, подготовленный правительством Севастополя. Стоило ли ломать копья?

Видимо, все-таки стоило.

Напряженность в отношениях двух ветвей власти в последнее время развивается по нарастающей. Это не оспаривается ни руководителями заксобрания, ни высшими чиновниками правительства. Видят это и журналисты. На упоминавшейся уже телеконференции по итогам весенней сессии Алексей Михайлович Чалый тоже признал это.

Это объясняют разными причинами: от интриг и вредительства со стороны переметнувшихся «депутатов-отщепенцев» до панического ужаса исполнительной власти перед контрольными функциями заксобрания, которые оно, наконец, начало исполнять… И почти военная риторика с обеих сторон при тотальном недоверии друг к другу. Разве не показателен тот факт, что на телеконференцию по итогам весенней сессии Алексей Михайлович из местных СМИ пригласил только два? И, пожалуй, самое тревожное — когда две ветви власти пытаются перераспределять полномочия посредством своих назначенцев на должности агентов влияния. Это всегда свидетельство того, что процесс зашел слишком далеко и имеет тенденцию к глобализации.

Вам это ничего не напоминает? Дежа-вю. Что-то подобное в новейшей истории Севастополя мы уже наблюдали. И почти всегда две ветви власти на самом краю, на кромке находили возможность для компромисса, от которого выигрывали… Нет, не они: компромисс — всегда потери для двух сторон. Выигрывал город. А вот когда не получалось (и такое реже, но происходило), в проигравших оказывались абсолютно все.

Голосование по уполномоченному по правам предпринимателей оставляет надежду. В коридорах власти по обеим сторонам ул. Ленина все-таки накапливается критическая масса тех, кто понимает: нужно искать точки соприкосновения, а не противостояния. Показателен в этом отношении и еще один эпизод, который не мог бы состояться при противлении сторон. 9 июня с.г. в Доме правительства две постоянные комиссии законодательного собрания и два департамента правительства подписали меморандум о дальнейшем взаимодействии и сотрудничестве в сфере городского хозяйства и управления имуществом города.

«Сегодня мы делаем правильный шаг, который долго обсуждали, — обратился тогда к участникам подписания меморандума губернатор Сергей Меняйло. — Мы все знаем, какая обстановка существует в городе. За обстановку в городе отвечает власть, состоящая из 3 ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. Пока не будет единого понимания процесса, мы никогда не сможем добиться тех результатов и выполнения тех задач, которые перед нами стоят».

Меморандум подписан по инициативе представителей двух профильных комитетов законодательного собрания и соответствующих профильных структур правительства Севастополя. Стало быть, неожиданный итог голосования в заксобрании не такой уж и неожиданный. Среди подписантов и комитет, который возглавляет Татьяна Лобач. Продолжение, стало быть, все-таки последовало. И мы увидим многополярный мир в Севастополе?

Об этом узнаем после возвращения депутатов с каникул.

Фото Владимира Докина (из архива редакции).

Другие статьи этого номера