Кресты, иконы, складни

МЕДНОЛИТАЯ ПЛАСТИКА XVIII — НАЧАЛА XX ВЕКА ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ КРЕЩЕНИЮ РУСИ, БУДЕТ ВЫСТАВЛЯТЬСЯ В СЕВАСТОПОЛЬСКОМ МУЗЕЕ ДО 10 АВГУСТА.
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого начал собирать свою коллекцию медного культового литья довольно поздно — в 1978 году. Наиболее ценными оказались дары севастопольских коллекционеров. В настоящее время музейное собрание насчитывает 131 произведение старообрядческой меднолитой пластики XVIII — начала XX века.

Памятники медного художественного литья — кресты, иконы, складни — составляют многочисленную группу предметов церковного обихода. Они появились на Руси со времени принятия христианства. Первоначально такого рода произведения ввозились из Византии, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки в Херсонесе, Киеве и других городах южной Руси. Греческие образцы копировали, а в дальнейшем перерабатывали в зависимости от вкусов и потребностей местного населения. Однако привозная продукция не могла удовлетворить спрос, поэтому в Киевской Руси уже к началу XII века налаживается их серийное производство. Материал, из которого выполнялись эти предметы, не только придавал художественное своеобразие, но и сам по себе обладал глубоким символическим смыслом.

Широкое применение медных сплавов было не случайным. Меди как металлу приписывались магические свойства: по библейскому преданию, именно пророк Моисей создал «Медного змия и выставил его на знамя, и когда змий жалил человека, он, взглянув на Медного змия, оставался жив».

Основным центром производства медного литья в конце ХI — начале XIII в. являлся Киев, в XIV-XV вв. — Великий Новгород. В XVI-XVII веках первенство в литье медных образов переходит к Средней Руси. Но в 1722 году выходит указ Петра I «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы». Однако, несмотря на запрет, медные кресты, иконы и складни, столь почитаемые в народе, продолжали отливать в старообрядческих мастерских.

Новый расцвет меднолитейного производства связан с мастерской Выговского старообрядческого общежительства при поморском монастыре на реке Выг в Олонецкой губернии в Карелии, ставшей в начале XVIII века духовным и культурным центром старообрядчества. В первой половине XVIII столетия в Выговской литейной мастерской разработаны новые типы складней, преобразились иконографические сюжеты, сменились технологические приемы медного литья. Популярностью стали пользоваться как двухстворчатые складни — «малые створы», «двойки», так и трехстворчатые — «тройчатки», большие и малые кресты, а также образки. Оборотная сторона складней шлифовалась и украшалась литым изображением восьмиконечного Голгофского креста.

На выставке представлен оборот четырехстворчатого складня «Двунадесятые праздники» (Поморье, XVIII в.). Изделия Выговской мастерской отличаются легкостью, тонкостью и чистотой литья, передающего мельчайшие детали, вплоть до завитков волос. Но главные отличия этих отливок — огневое золочение и стекловидные цветные эмали. Синие, зеленые, белые, желтые, они украшают поверхность крестов, образков и складней.

Литейное дело Выговской обители просуществовало больше столетия и распространилось по всей России. В небольшом собрании медной пластики музея находятся не только поморские культовые вещи XVIII века (складень трехстворчатый «Богоявление. Поклонение иконам Богоматери Тихвинской и Богоматери Знамение»), их традиции можно проследить в предметах из других регионов (складень четырехстворчатый «Двунадесятые праздники», Москва, первая половина XIX в.).

Уже в конце XVIII века по выговским образцам стали работать московские литейщики. История московского литейного дела связана с Преображенской общиной, ставшей с 1771 года центром старообрядцев-федосеевцев. Меднолитейные произведения московских мастерских, несмотря на сходство с поморскими образцами, имеют существенные отличия: больший вес, изощренную декоративность и многоцветную гамму стекловидных эмалей. Со времен принятия христианства на Руси князем Владимиром крест стал основным символом, сопровождающим человека от рождения до самой смерти. Изготовление меднолитных крестов в отечественной истории стало крупным явлением в национальной художественной культуре. Блестящие эмали темно-синего, голубого и охристо-желтого цветов украшают поверхность Креста-Распятия. Подобные кресты часто вставлялись в деревянную раму или киот и поэтому стали называться киотными (крест киотный «Распятие Христово с предстоящими», Поморье, XVIII в.). Великолепен другой крест («Распятие Христово с предстоящими и избранными иконами», XIX в.), создание которого связывают со старообрядческими литейными мастерскими, существовавшими в Московской губернии в XVIII-XIX веках.

Ведущим центром меднолитейного дела у старообрядцев-поповцев в ХVIII-ХIХ веках стали села, расположенные в подмосковных Гуслицах, где были выработаны новые формы изделий, в том числе большие и малые кресты, получившие наименование «Патриаршие распятия», с навершием из шестикрылых серафимов и херувимов. Такие гуслицкие изделия выделялись некоторой «лубочностью» в изображении фигур. В отличие от поморских, кресты гуслицкого производства имеют титло «IНЦИ»: Иисус Назарянин — царь Иудейский. На обороте крестов часто помещали текст молитвы (крест «Распятие Христово», Московская губерния, Гуслицы, ХIХ в.).

Можно долго рассказывать об этих шедеврах, но лучше увидеть их собственными глазами.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера