Попадая из раскаленного солнцем августовского полудня в подземную мастерскую скульптора Владимира Суханова, после трех ступенек ждешь, пока глаза привыкнут к сумраку. Еще несколько шагов — и различаешь предметы по сторонам от лестницы. Луч света в конце коридора — и вот мы в комнате, где со всех стен и полок, со всех стеллажей и подставок на нас глядят глаза героев творческого мира Владимира Егоровича.
За свои неполные 80 лет мастер создал сотни скульптур и композиций, тысячи этюдов и набросков. Часть из них стали памятниками великим людям и сегодня украшают улицы, скверы и площади Севастополя, Балаклавы, городов Крыма. Остальные осели в музеях и частных коллекциях. Некоторые работы в мраморе и граните на могилах в тени кладбищенской зелени увековечили память ушедших от нас людей. И лишь небольшое количество скульптурных портретов осталось со своим создателем в прохладе балаклавского подвала.
После полуденного света глаза привыкают к освещению мастерской. Оказывается, и здесь света хватает. Просто он сконцентрирован на главном герое, с которым сегодня работает мастер. Как в операционной хирурга, софит освещает поле ваяния. Здесь совершается таинство рождения нового образа. На станке — каркас из проволоки и комок пластилина. Через час они превращаются в фигурку человека, пока еще безликого. Вот уже руки и ноги оформились. Теперь и лицу можно придать человеческие черты.
Образ князя Григория Потемкина Таврического рождается медленно. Резец мастера слой за слоем снимает лишний пластилин и наносит его снова. Сам Владимир Егорович рассказывает, что воспринял предложение своего давнишнего друга и коллеги Адольфа Шеффера весьма негативно. Творческому тандему архитектора и скульптора принадлежит множество признанных общественностью работ. Но часть так и осталась в гипсе и глине, не дождавшись рубки в камне или отливки в бронзе. Дескать, зачем за новую работу браться, если уже готовые проекты не дают реализовать. Кому нужны наши севастопольские работы? Москвичи привезут свою скульптуру и установят, не спрашивая нашего мнения. Но Адольф Львович умеет убеждать и собеседника не торопит. Слово за слово, и разговор переходит в конструктивное русло. Взял Владимир Суханов томики Валентина Пикуля, перечитал его «Фаворита», просмотрел подборку фоторепродукций с холстов мастеров прошлых веков и… согласился.
Предыстория этого проекта уходит не в глубину веков, началась она 3 июня 2015 года, когда делегация Государственной Думы во главе с Геннадием Зюгановым прибыла в Севастополь для закладки первого камня памятника князю Потемкину. Все думские фракции поддержали эту идею. Вот тогда и старейшему архитектору города предложили поработать над проектом. А он, в свою очередь, привлек Владимира Суханова. И работа закипела. Сейчас готов самый первый вариант скульптуры Григория Потемкина. Но процесс полностью увлек Владимира Егоровича. И каждый день он привносит в образ основателя Севастополя новые детали. До портретного сходства еще далеко. Пока это не главное. Хочется надеяться, что все сомнения в успехе начинания останутся позади, что работа севастопольских творцов будет внимательно обсуждена и специалистами, и общественностью, что к 80-летию Владимир Суханов получит титул автора скульптуры, отлитой в бронзе и украшающей набережную Севастополя, а в мастерской автора останутся только модели памятника великому князю.
На снимке: мастер и его Потемкин.
Фото автора.