Потребитель без прав

Потребитель без прав

Вроде бы этот известный постулат, вернее даже будет сказать, правило — «Потребитель всегда прав», никто не отменял. В теории. Практика же ежедневно (если не ежечасно) доказывает, что приведенная аксиома нынче несколько «осовременена» и звучит так: «Потребитель не всегда прав». Возьмем на себя смелость утверждать, что в отдельных случаях, к сожалению, дела обстоят таким образом, что потребитель наш, оказывается, вообще без прав. К радости всеобщей, системой в нашем городе сие явление не стало. Но если умолчать об отдельных фактах сегодня, кто гарантирует, что завтра они не станут правилом. Поэтому будем говорить.
Как повелось в нашей традиционной пятничной рубрике, говорить откровенно. О важном. Сегодняшнее общение начинает Людмила Александровна, проживающая на улице Батумской.

ДЕНЬГИ ВПЕРЕД… ЗА ТРИ ГОДА!

«Уважаемая редакция! Хочу поделиться с вами придуманным ПАО «Севастопольгаз» новым способом взимания денег с заказчиков на три года вперед.

Девятого июля с.г. ко мне домой пришел представитель ПАО «Севастопольгаз» с целью проверки тяги и вентиляции, выписал счет на оплату на 86 рублей за выполненную работу. Так было и в прошлом году. Затем он предложил мне заключить договор на техобслуживание газового оборудования сроком на три года, и когда я спросила: «Что это меняет в наших отношениях?», он ответил, что раньше эта услуга входила в стоимость кубометра газа, а сейчас она должна оплачиваться отдельно. Практически же он, как и раньше, будет приходить один раз в год. Договор вступает в силу согласно п. 6.1 «с момента подписания и считается заключенным на не-определенный срок». Но только стоимость этого трехлетнего обслуживания согласно договору составляет 1791 рубль, т.е. увеличилась в семь раз! Но самое интересное впереди.

К договору прилагается акт сдачи-приемки выполненных работ (оказания услуг), которые будут оказаны в 2016-м, 2017-м, 2018 годах на ту же сумму — 1791 рубль. И когда я спросила: «А если я не подпишу этот договор с актом?», представитель мне ответил классической фразой: «Пришлем второе уведомление, а потом отключим газ».

Оплату можно произвести в кассе предприятия на всю сумму или же мне будут ежемесячно выписывать квитанции на будущие услуги. Хочется спросить Л.А. Савина, который подписывал этот договор и акт со стороны «исполнителя» — ПАО «Севастопольгаз»: работает ли на предприятии юридическая служба, и насколько она компетентна в вопросе составления хозяйственных договоров?

С уважением

Людмила Александровна, ул. Батумская».

Знаете, наверное, не надо быть юристом, чтобы понять: подписывать договор и акты выполненных работ на три года вперед за фактически не выполненные «исполнителем» обязательства — выбрасывать деньги на ветер. Хотя фразочка визитера («Пришлем второе уведомление, а потом отключим газ») вполне в стиле монополиста. Попробуй, мол, повыделывайся, поумничай. Газ отключим, рысью к нам прибежишь. Заметьте: мы повторяем это уж, наверное, в сотый раз: потребителя «уговаривают» подобным образом за его же собственные деньги. Не отдашь — отключим.

К слову, это не единственное «ноу-хау» от «Севастопольгаза». Теперь там берут деньги и за прохождение инструктажа. С носа — по 100 рублей. То есть за то, что мне расскажут о правилах пользования газом в быту и мерах безопасности (в чем данная служба должна быть кровно заинтересована) и выпишут бумажку, я же еще и должна заплатить.

Было бы весьма интересно, если бы сотрудники МЧС или правоохранители, проведя свои традиционные и весьма многочисленные «Уроки безопасности», брали бы за это с обученных по сотне рубликов. Клондайк, да и только. Только отчего-то очень грустно. И противно. Не все ведь в жизни продается и покупается, особенно когда речь идет о безопасности. Или мы не правы?

* * *

Следующим берет слово Александр. Он тоже потребитель услуг. И впечатлений от этих самых услуг у него — море. Ими и делится:

И КТО ЭТО РАЗРЕШИЛ?

«Набережная Балаклавы, свежий бриз моря, курортное настроение и океан перспектив на развлечение может оборваться в один миг, если вас угораздило сесть не к тому капитану в ялик по дороге на пляж. Пишу об этом не со слов, а под впечатлением увиденного и услышанного.

Многим знакомы набережная Балаклавы и призывы зазывал, предлагающих отвезти на Яшмовый, Ближний, Дальний пляжи и на «Васили». Это удобно: сравнительно быстрое отплытие и немногим (хотя для кого как, дороже, чем на рейсовом катере. Но первая ложка дегтя в положительные впечатления и сомнения в безопасности выбранного способа передвижения возникает после настойчивой просьбы капитана «двигаться плотнее», чтобы уместилась еще пара-другая пассажиров.

Выходим из бухты, волна добавляет волнений. Я, в общем-то, почти местный — в Севастополе живу 15 лет, да и не паникер. Рядом со мной мамаша инстинктивно крепче прижимает ребенка к груди, все пассажиры как-то притихли. Волна, в общем, и не штормовая, но то ли перегруз сказывается, то ли проходящий рядом солидный рейсовый катер вносит некий дисбаланс, но я с тоской смотрю на большую палубу непотопляемого соседа.

Возвращаясь обратно, выбрал уже рейсовый катер, немного постоял в быстро движущейся очереди при посадке, потом на палубе, уступив место девушке, но был спокоен и, утомленный пляжем, без лишних волнений добрался до Балаклавы. Да так бы и забыл обо всем, если бы не женщина, которая, провожая глазами очередной ялик, произнесла: «И кто им вот это ВСЕ разрешает так людей возить». (Стилистика сохранена). Поинтересовался, в чем дело, и услышал много интересного. Дама оказалась местной и слово-охотливой. Были в ее рассказе и поломанные пальцы пассажиров, которые вовремя не убрали руки с борта при причаливании, и битком набитые катера, чудом не перевернувшиеся на волне, и много других ужасов.

Я ни в коей мере не против частного морского извоза, но возникает вопрос: а кто регулирует весь этот сервис? Оказалось, «губернатор разрешил до сентября». Ну разрешил и разрешил, нужно же как-то зарабатывать. Но кто контролирует? Оказалось, сами себя и контролируют, так сказать, ориентируются «на совесть». Спрашивается: а возможен ли контроль без демотивации, проще — без наказания? Будет ли человек, вопреки своему материальному интересу, сам себя контролировать? Я за мудрое решение губернатора, но поставьте хотя бы сержанта полиции, пограничника или другое должностное лицо, просто чтобы не перегружали ялики и по сигналу об ухудшении погоды запрещали им выход в море с пассажирами. Есть, в конце концов, большой рейсовый катер или, в крайнем случае, тропа здоровья по кромке берега. Куда смотрят сотрудники водной инспекции, транспортной прокуратуры, МЧС, «Ространснадзора», капитан порта? И понимают ли «разрешающие», что в случае чего все бочки покатятся в их многострадальную сторону? Вопрос, однако…

С наилучшими пожеланиями здорового и безопасного отдыха

Александр».

Как говорится, «наша песня хороша, начинай сначала». Все мы прекрасно знаем, что правила безопасности (на любом виде транспорта) писаны кровью. И если охочие до денег дельцы контролировать себя и свой бизнес не желают, значит, нужен «кнут государев». Когда, не приведи Господи, беда случается, начинаются активные всеобщие стенания и поиски виноватого. Не проще ли сразу все предусмотреть и безопасность людей на должном уровне обеспечить? Значительно дешевле выходит, поверьте!

* * *

Еще одно малюсенькое (по объему, а не по содержанию) письмо мы получили на этой неделе от А.П. Власовой, проживающей в Гагаринском районе. Оно тоже в какой-то мере о правах потребителей:

«А ЧЁ НА НЕГО СМОТРЕТЬ?»

«Здравствуйте, уважаемая редакция! Получила очередной счет от «Севастопольэнерго». В очках и с лупой в руках еле разобрала сумму к оплате. Об остальном тексте даже говорить не буду. Неужели нельзя распечатать жировку более крупным шрифтом? Ведь сейчас все это делается быстро и без проблем — технический прогресс. Поделилась своими волнением и недовольством с приятельницей. Она у меня оптимистка и хохотушка. Так вот, Тамарочка, подруга моя, сказала: «А чё на него, на счет этот, смотреть?! Ты его оплачивай!»

Оплатить-то я оплачу. Но все же хотелось бы знать и видеть(!), что. Господа энергетики, пусть у вас будет всегда хорошее зрение. Но тем, у кого оно оставляет желать лучшего, распечатывайте счета за электроэнергию крупнее!

С уважением

А.П. Власова».

К слову, обращение уважаемой Анастасии Павловны по этому вопросу — не единственное. В основном звонят по телефону пожилые люди или имеющие проблемы со зрением. Не думаем, что исправить «ошибку» для предприятия «Севастопольэнерго» будет слишком сложно. Надеемся, что горожане будут услышаны.

* * *

Теперь перейдем к более приятному. Как уже было выше сказано, потребители без прав, к счастью, не система. Сейчас время рассказать о тех, кто не разочаровался. Подпитаем оптимизмом тех, кому пока не повезло. Первой делает это Н.Ф. Южанинова с улицы Хрусталева:

НЕ БАЛКОН — ЗАГЛЯДЕНЬЕ!

«Уважаемая «Слава Севастополя», хочу через любимую газету выразить сердечную благодарность и глубочайшую признательность трудовому коллективу ООО «Квартирный вопрос» в лице директора О.К. Огородника и его помощников — Алёны Валерьевны Егоренко, газорезчика и электросварщика Владимира Ивановича Береста, Евгения Петровича Сергеенко — за переоборудование нашего с сыном старого балкона.

Совсем случайно попалось нам на глаза объявление: «Окна-балконы — рассрочка от завода», телефон указан. Позвонила, ответили очень уважительно и оперативно назначили день и время замеров. Всё происходило четко, быстро, согласованно. И вовремя заказ отправили для изготовления на завод. Ждать пришлось недолго. Приступили к монтажу.

Этот труд надо было видеть — просто виртуозы своего дела. Работа тяжелая, опасная, т.к. монтаж осуществлялся на 5-м этаже пятиэтажного дома. Но ребята действовали слаженно, быстро. И вот красавец-балкон готов. Многие прохожие останавливаются и любуются творением их умелых рук. Нашей с сыном благодарности за высокое мастерство земляков-севастопольцев нет предела. Браво и хвала им за любовь к своей профессии, замечательной работе. Мы в восторге. Желаем удачи и здоровья на долгие годы, процветания их фирме и руководству.

С уважением

Нина Федотовна Южанинова, ул. Хрусталева».

Искренне рады за уважаемую Нину Федотовну и ее сына. Хотим пожелать всем севастопольцам за собственные деньги всегда получать услугу надлежащего качества, а коллективу профессионалов, о которых рассказала наша читательница, процветания и множества заказчиков.

* * *

Грех, конечно, пациентов медучреждений называть потребителями. Но и они, увы, сталкиваются с разным к себе отношением, оказываясь на больничной койке или получая лечение амбулаторно. За медработников, о которых пишет в своем письме уважаемая И.Б. Пузанова, — не стыдно:

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

«Я, Ирина Брониславовна Пузанова, медработник, пенсионерка, много лет проработала в медицине. По несчастью попала впервые в онкологическое отделение. Я даже не ожидала встретить такое внимание к себе, такие заботу, человечность и моральную поддержку.

Очень благодарна за высокий профессионализм завотделением Алексею Александровичу Перминову, Владимиру Ивановичу Кульминскому, Елене Юрьевне, Александру Павловичу, которые трудятся с полной отдачей сил, здоровья, знаний, сутками в нелегких условиях на благо больных. Хотелось бы, чтобы скорее построили онкоцентр и обеспечили его всей необходимой высокотехнологичной аппаратурой. А специалистов из материковой России обеспечили жильем, потому что больных много, а врачей не хватает, тем более хороших, преданных своему делу. Такие врачи, как А.А. Перминов, В.И. Кульминский, Елена Юрьевна, Александр Павлович, — это врачи от Бога.

И.Б. Пузанова».

Желаем уважаемой Ирине Брониславовне здоровья доброго на долгие годы. И всем нам, если уж «даст жизнь трещину», попадать исключительно в руки профессионалов и милосердных людей. Таких, о которых рассказала наша читательница. Мы тоже желаем им крепчайшего здоровья, величайшего терпения, достойной оплаты труда, уважения и добра. Верим, что в нашем городе обязательно будут современнейшие медицинские центры, а врачи у нас и так самые лучшие.

И напоследок совсем не о потребителях. О людях хороших и личностях творческих. Друзья, коллеги, благодарные зрители поздравляют с юбилейными днями рождения участников хора ветеранов войны и труда «Красная гвоздика» Тамару Григорьевну Крячкову, Елену Егоровну Гончаренко, Евгению Павловну Лаврову, Ольгу Сергеевну Дюдяеву, Веронику Григорьевну Панину, Вячеслава Георгиевича Хлынова.

Пусть в жизни будет всё, что нужно,

Чем жизнь бывает хороша:

Любовь, здоровье, счастье, дружба

И вечно юная душа.

Пусть и в нашей жизни, дорогие земляки, будет все, что нужно для счастья и комфорта.

До следующей пятницы.

На снимке: упавшее в ночь с 12 на 13 августа старое сухое дерево в районе ул. Репина, 12, только по чистой случайности не задело припаркованные на площадке авто.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера