Домофон, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения (квартиры), полностью отвечает признакам общего имущества в многоквартирном доме, указанным в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в подпункте «д» пункта 2 и пункте 7 (автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее — правила).
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Следовательно, если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, а установлен позже, то взимание платы за его обслуживание как за общее имущество возможно только после официального внесения его в состав общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из правил, обязанности управляющей организации и, следовательно, установление платы за данные услуги определяются составом общего имущества конкретного жилого дома.
Таким образом, нарушение установленного порядка взимания платы за услуги по содержанию общего имущества возможно в случае, если данное имущество является общим.
В случае, если домофонная система официально не внесена в состав общего имущества многоквартирного дома, то услуги по обслуживанию системы домофона не являются услугами по содержанию и обслуживанию общего имущества жилого дома, а являются иными гражданско-правовыми услугами.
А. ЛИТВИН, помощник прокурора, юрист 3-го класса.