Её величество Екатерина Васильева-Медичи

Её величество Екатерина Васильева-Медичи

15 августа отмечает 70-летний юбилей народная артистка РСФСР Екатерина Васильева. Она действительно народная, её любят за то, как она сыграла свои очень разные женские образы в кино. Несколько лет назад севастопольская публика наградила актрису овациями. Она играла на сцене академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского в антрепризном проекте режиссера Владимира Салюка «Я была счастлива» по дневникам Анны Сниткиной, жены писателя Ф. Достоевского.Будущая артистка родилась в семье известного поэта-песенника, лирика и сатирика Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны, внучатой племянницы авторитетного советского педагога и писателя Антона Макаренко. Папа Екатерины был автором гимна телевизионщиков «Москва, Москва, моя красавица», работал со всеми выдающимися композиторами того времени — от Дунаевского до Соловьева-Седова. Так что девочка росла в творческой атмосфере. Отец Олимпиады Витальевны, белый офицер, после революции был вынужден эмигрировать за границу и умер во Франции. Антон Макаренко заменил ей отца. К ним в дом часто приходили воспитанники Макаренко.

У Кати с детства проявились творческие способности, необходимые для сцены. В девочке сочетались энтузиазм, прямота, естественность, непредсказуемость и чудачество. В школе она прекрасно декламировала стихи и писала сочинения, могла легко поступить на филфак или факультет журналистики. Писательский талант она унаследовала от отца. Но лет с 13 Катю захватил театральный кружок, и после окончания школы девушка остановила свой выбор на актерской профессии.

Екатерина Васильева поступила во ВГИК в 1962 году (мастерская В.В. Белокурова). Кстати, её младший брат Антон тоже окончил этот вуз и стал режиссером, снял художественные и документальные фильмы, создал цикл телепередач. В одно время с Васильевой во ВГИКе учился Сергей Соловьёв. О своём знакомстве с ней он вспоминал: «Она попросила меня посмотреть её самостоятельный учебный отрывок, где она играла Сарру в чеховском «Иванове». Вскоре я репетировал спектакль со всем курсом. Это продолжалось три года». По его словам, в то время Екатерина была очень высокой, стройной, рыжей, с чёлкой и сигаретой «Шипка» в зубах. Она отличалась абсолютной свободой. Васильева просто заходила в комнату или сидела так, что становилось ясно: перед вами совершенно раскрепощенный человек.

А педагоги говорили, что девушка способная, но у неё нет никаких внешних данных. Шептались, что она страшнее даже Фаины Раневской. Назвать её красивой ни у кого язык не поворачивался. Но была в ней какая-то «изюминка». Она начала сниматься в кино еще студенткой в 1965 году, ей досталась небольшая роль в киноповести «На завтрашней улице». Спустя два года Васильева получила диплом и ее приняли в труппу театра имени Ермоловой, в котором актриса играла до 1970 года. После окончания ВГИКа Екатерина сыграла свои первые главные роли в фильмах «Солдат и царица», «Адам и Хева». Уже тогда стало ясно, что ей подвластны острые образы в гротесковой интерпретации.

Кинорежиссер С. Соловьёв стал первым мужем Екатерины Сергеевны. У них был очень длинный роман, а потом они прожили вместе восемь лет на съёмных квартирах, почти нищенствовали, жили в долг. У актрисы есть редкая черта: она смогла сохранить со всеми бывшими мужьями хорошие отношения. В 1970 году она перешла в труппу «Современника» и задержалась на его сцене на три года. Тогда же Васильева вышла замуж за драматурга Михаила Рощина. Их первая встреча оказалась необычной и поворотной для них. Рощин вместе с другом Олегом Ефремовым и его женой Аллой Покровской сидел в ресторане Дома литераторов. И вдруг Алла сказала, что идёт Катя Васильева. Драматург вскочил из-за стола со словами «Где Катя?»

И тут она подошла к ним. Рощин воскликнул: «Неужели это живая Катя Васильева? Наконец-то я тебя вижу». Актриса парировала: «Неужели это живой Миша Рощин? Я о тебе много слышала и знаю». И они поцеловались, как давние знакомые. В ресторане они просидели до закрытия, а потом вместе с выпивкой и закуской поехали к Рощину домой, где он представил Васильеву своей супруге, актрисе Лидии Савченко. Они отметили знакомство втроём. Когда Михаил вызвался провожать гостью домой, Лидия все поняла и предложила заказать такси. Но он все-таки пошёл провожать Васильеву и обратно больше не вернулся. Влюбленные поехали в ресторан во Внуково. Потом в зале ожидания драматург читал всю ночь Екатерине свой рассказ. А утром Лидия послала Васильевой в «Современник» телеграмму: «Поздравляю с Днём Победы».

С тех пор началась семейная жизнь Екатерины Сергеевны с драматургом. Рощин вспоминает, что это была пылкая и безумная любовь. Они скитались по углам, потому что им негде было жить. Но когда к этой паре пришла известность и они стали достаточно зарабатывать, то деньги тратили не на обустройство быта, а на вечеринки. И после рождения сына Дмитрия в 1973 году супруги мирно расстались. А Васильева стала актрисой МХАТа. Она играла Прокурора в постановке Павловой «Вагончик», Маргариту в «Обвале» Джавахишвили, Ирину в «Тамаде» Галина и другие роли.

В 70-е годы Екатерина Сергеевна активно снимается в кино. Кинорежиссёры разглядели её дар и наперебой приглашали на комедийные и драматические роли. Все образы ей легко давались. Она сыграла много ярких и запоминающихся ролей. Даже если это были второстепенные персонажи: атаманша Тульчинская из «Бумбараша», Анаис из «Соломенной шляпки», Эмилия из «Обыкновенного чуда». Выделяются в её творческом наследии и образы современных женщин из кинолент «Поздние свидания», «Ключ без права передачи», «Спасатель». Есть среди персонажей Васильевой властные и независимые женщины. Но при этом её героини не лишены нежных чувств, как директор НУИНУ Шемаханская в «Чародеях». А в 1989 году актриса сыграла мстительную миллионершу в трагифарсе «Визит дамы» М. Козакова.

Актриса и в жизни похожа на многих своих героинь — такая же независимая и гордая. В 1993 году Васильева приняла неожиданное для своего окружения решение — оставить кино и театральные подмостки. Поползли слухи, что она ушла в монастырь. Потом появилось сообщение, что Екатерина Сергеевна служит казначеем в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Её миссия — добывать средства для строительства и благоукрашения храма, она ходит по всей Москве и просит деньги на храм у отзывчивых людей.

А несколько лет назад она посетила в Крыму Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь. Ее первую внучку зовут Прасковьей, в честь этой святой. Сама актриса объяснила, что её решение уйти в храм не было спонтанным. В конце 70-х годов она познакомилась с представительницей рода Муравьёвых — Екатериной Трубецкой, которая привела актрису в церковь в Телеграфном переулке, где собиралась верующая интеллигенция. А единственный сын Васильевой окончил ВГИК, но принял решение стать дьяконом и обучался в семинарии. Екатерина Сергеевна считает себя в первую очередь мамой священника, а потом уже актрисой.

Однако в 1997 году она вернулась в кинематограф и сыграла властную Екатерину Медичи в сериалах «Графиня де Монсоро» и «Королева Марго». А в следующем году артистка снялась в фильме «Кто, если не мы» Валерия Приемыхова. В 2000 году вышла на телеэкран очаровательная новогодняя сказка для взрослых «Приходи на меня посмотреть» Олега Янковского, которая смотрится на одном дыхании. В это же время Васильева сыграла в фильме Олега Меньшикова «Горе от ума». Свое присутствие в этих картинах Екатерина Сергеевна объясняет так: «В каждом случае есть своё идейное оправдание. Мне Янковский позвонил со словами «Только сразу не посылай меня». Он знает, какой я была матерщинницей. Согласилась, потому что мне понравилась идея — фильм о воссоздании семьи, а это одна из самых важных проблем в России. Я знала, для чего Валера Приемыхов, друг мой покойный, делал фильм «Кто, если не мы»: это плач, картина о России, о наших детях. Меньшикову я была необходима не как актриса, лицедейка. Нужна была фигура с определенным общественным шлейфом».

После воцерковления Васильева избирательно относится к выбору ролей и разрешение на съёмки спрашивает у своего духовного отца Владимира Волгина. Кстати, за воплощение образа Софьи Ивановны в мелодраме «Приходи на меня посмотреть» актрисе вручили приз XII кинофестиваля «Созвездие» в номинации «Лучшая женская роль». В 2009 году Екатерина Сергеевна удостоена звания «Лучшая актриса года» на III международном кинофестивале «Русское зарубежье» за роль в исторической драме «Кромовъ».

Васильева — богатая бабушка, у неё семеро внуков. Сейчас она живёт в гармонии с собой и с миром. «По натуре я человек консервативный, очень переживала крушение империи, была сильно напугана демократией, которая «несёт свободу». Но нет худа без добра: начала возвращаться религиозная жизнь. В этом есть положительный момент… Вы родились в православной стране, вас окружает православная культура и вы её чувствует, потому что она вам родная. За тысячелетие в сердцевине страны ничего не изменилось. Поэтому идите в храм, привяжите себя к Богу», — призывает актриса.

Другие статьи этого номера