Уроки… лягушонка

Уроки... лягушонка

В Балаклаве состоялся IV фестиваль кукольных театров. На приглашение участвовать в нем откликнулись мастера этого жанра из Санкт-Петербурга (руководитель — Малик Хандамов), Симферополя (Геннадий Дергилев) и Евпатории (Лариса Дубова). Само собой, не остался в стороне инициатор и организатор творческих встреч — возглавляемый Людмилой Сухановой «Саквояж» местного Центра культуры и досуга.
Открытию фестиваля предшествовало театрализованное шествие по улице Новикова от площади 1-го Мая до площади 40 лет Октября. Перемещение по главной магистрали было на колесах, и на каких!
В исторический центр Балаклавы за артистами прикатил командир автомотоциклетной общественной группы «Красная Армия» Денис Сираев. На сей раз на нем и на его сынишке Макаре были не выгоревшие под южным солнцем армейские гимнастерки и галифе, а пестрые цирковые одежки. Управлял Денис из открытой кабины автомобилем конструкции вековой давности: шины из цельной резины, резиновая «груша» для подачи сигналов зазевавшимся пешеходам. При царе такие грузовики использовались на перевозках тяжестей в Севастопольском порту. В золотые руки Дениса Сираева и его друзей кое-что из железа попало с той поры, некоторые узлы и агрегаты энтузиасты воссоздали сами.
Весело смотрелся на балаклавской улице грузовик с неунывающими бродячими артистами за спиной у водителя.
Севастопольцы, то есть балаклавский «Саквояж», дважды занимали сцену, чтобы показать зрителям спектакли «Отважное сердце», «Заколдованная принцесса». Свои лучшие работы представили зрителям гости: евпаторийцы, симферопольцы и санкт-петербуржцы. В рамках программы фестиваля были оформлены выставки кукол, любовно, с выдумкой изготовленных Юлией Довгань, Наталией Пархомчук и другими мастерами.
Основательница и руководительница кукольного театра «Саквояж» Людмила Суханова выкроила время для беседы с корреспондентом «Славы Севастополя».

— Людмила Витальевна, расскажите, пожалуйста, о своем «кукольном» прошлом.

— Я окончила Саратовское театральное училище, затем — Санкт-Петербургскую театральную академию. Получила направление в Казахстан, где «с нуля» открывали кукольный театр. Но росла я в родном Севастополе. Во Дворце пионеров увлеченная руководительница детского кукольного театра Надежда Емельяновна Новикова влюбила в этот жанр искусства. Увлечение им стало профессией.

— Почему коллектив получил необычное название — «Саквояж»?

— Он создан четверть века назад. Саквояж — атрибут непоседливых людей. Наши артисты тоже не склонны сидеть на месте. Мы готовы дарить свое искусство везде, где нас ждет благодарный зритель. Так саквояж, верный спутник в гастрольных походах и поездках, дал название театру.

— В «Саквояже» свое место отведено куклам, пьесам. Каким?

— Сегодня в нашем репертуаре насчитывается более десятка пьес. Некоторые из них были показаны в ходе фестиваля. Мечтаем о новых постановках. Нашим вниманием, например, овладело «Федорино горе» — очень поучительная история в талантливом изложении Корнея Чуковского. «Федорино горе» — классика детской литературы. В ее сокровищницу могла попасть и написанная еще в 1917 году Николаем Гумилевым специально для театра марионеток пьеса «Дитя Аллаха». Но она еще ни разу не была воплощена на сцене. Нам кажется, что это несправедливо. Друг нашего коллектива, художник Дмитрий Кривенков, не дожидаясь определенного решения, уже выполнил изумительные эскизы кукол для возможного спектакля. Дети — привычная аудитория кукольного театра. Хочется подвергнуть сомнению этот постулат. Разве не имеет права на жизнь кукольная шоу-программа для взрослых? Хотя деление спектаклей на «для детского» и «для взрослого» зрителя весьма условно. Талантливо сыгранная вещь одинаково интересна всем. Недавно мы, однокурсники, встречались в Москве. Живущий в столице товарищ приобретал билеты в Театр Сергея Образцова за полтора месяца.

— Много ли драматургов, которые пишут пьесы специально для театров кукол?

— Знать бы их всех! Мы их ищем по миру. Вот открыли для себя поляка Ладислава Дворского. Нам пришлась по душе его «Заколдованная принцесса». Мало произведений о сегодняшнем дне. Пришлось самой сочинить четыре пьесы. Одна из них — «Лесной переполох» — обучающая по содержанию. В ней зверюшки (жители леса) показывают, как не допустить пожара, но если огонь вышел из повиновения, то что нужно сделать для спасения лесных обитателей.

— Догадываюсь о существовании вашей дружбы со службой по чрезвычайным ситуациям.

— Мы дорожим этими связями. В моем творческом багаже есть еще «Необыкновенный лягушонок». Главный герой этой пьесы наделен великим даром восхищаться стрекотом кузнечика, радоваться восходу солнца. Такой настрой лягушонка становится понятным его друзьям, но только после того, как лягушонку в жизни начинает сопутствовать удача.

— Как часто вы радуете зрителей премьерными спектаклями?

— Раз в год, как минимум. Чаще приходим в зал с эстрадными кукольными миниатюрами. Радовать бы зрителей новинками постоянно!

— Но не хватает средств?

— Точно. Ведь изготовление кукол, декораций чего-то стоит. Но сдвиги в лучшую сторону все-таки наблюдаются. Так, на проведение нынешнего фестиваля театров кукол были выделены бюджетные деньги, пусть даже и недостаточные.

— Попробуй вам откажи! Как-то я был невольным свидетелем рабочей встречи коллектива Балаклавского центра культуры и досуга с теперь уже бывшим директором — человеком не робкого десятка. Вы запомнились смелыми заявлениями.

— И на сей раз при подготовке к фестивалю не обошлось без нюансов, но все уже позади. Не до комплиментов, когда речь идет о судьбе хорошего замысла. Молчать не получается.

— Зачем вам, Людмила Витальевна, головная боль, вызванная подготовкой, проведением фестиваля? Другие ведь без этого как-то живут…

— Прикажете, как образно сказано, вариться в собственном соку? Творческим людям как воздух необходимо общение. Вот на наш фестиваль из Санкт-Петербурга приехал Малик Хандамов. Его мастерство в нашем деле признано за рубежом. В Дании на достаточно высоком уровне Малик преподавал актерское мастерство. То же можно сказать и о других наших гостях.

— Театр кукол в Евпатории имеет государственный статус…

— …о чем мы давным-давно мечтаем. По имеющимся у нас данным, в Севастополе проживают 35 тысяч ребят дошкольного и младшего школьного возраста. Наверное, больше, чем в Евпатории в пик курортного сезона. Но в этом городе есть государственный кукольный театр, а в Севастополе — городе федерального значения — ограничиваются наличием народного кукольного театра.

— Каков ареал его выступлений у нас?

— Раньше почти на постоянной основе мы давали спектакли в Доме культуры рудоуправления для детей разных возрастов. Ездили с выступлениями по детским дошкольным учреждениям. Нынче от нас начали отмахиваться, ссылаясь на… угрозы террористических актов, на борьбу с коррупцией.

— Руководителям детских дошкольных учреждений самим искать бы встреч с вами, и вдруг — терроризм, коррупция…

— И другие отговорки. Между тем ребятам необходима духовная пища не меньше (а может, даже и больше), чем кусок хлеба. Театральные куклы несут оздоровление. Не зря в ходу термин «куклотерапия». Со сцены кукольного театра начинается постижение ребенком сложного окружающего мира. К нему он адаптируется через понятные, доступные ему персонажи. По собственной судьбе, по судьбам коллег могу свидетельствовать, что посещение ребенком спектакля кукольного театра в нужное время и в нужном месте может стать событием жизни.

— Как ребята реагируют на оживших на сцене привычных им кукол?

— Выкриками юные театралы пытаются подсказать персонажам сказки, как вести себя в той или иной ситуации: «Волк, уйди!», «Поросенок, беги скорей!» Дети — чистые души: сочувствуют не сильному, а тому, кто слабее и нуждается в помощи. Не помню случая, чтобы было наоборот.

— Вот так, выходит, вы околпачиваете ребятню.

— Нельзя обманывать детей — самых искренних, самых непосредственных, самых доверчивых из людей. Для них надо играть, как и писать книги, лучше, чем для взрослых. Взрослый может имитировать веру, ребенок же либо верит нам, либо нет.

— До каких пор верит?

— До седин. Видите, в детстве я поверила и до сих пор принимаю, покоряюсь сказке. Она не дает душе стареть.

— Вы, Людмила Витальевна, заигрались в куклы?

— Не то чтобы заигралась… Чем больше посвящаю им времени и сил, тем чаще делаю для себя открытия в искусстве театра кукол, в людях, окружающих нас! Все это безумно интересно.

— Что у вас в «Саквояже» из вещественных свидетельств признаний творческих достижений коллектива? Нобелевская премия, например…

— До Швеции, Норвегии, где отмечают счастливчиков этой престижной наградой, мы еще не доехали. А вот в Страсбурге в свое время побывали, где наши актеры были отмечены дипломом за высокое исполнительское мастерство. Оно было проявлено при постановке спектакля «Заколдованная принцесса». Увы, редко мы показываемся в центре Европы, а вот в Алуште, Евпатории, где проводятся замечательные фестивали «Ласковый берег», «Рампы дружбы», бываем постоянно.

— В беседе, за которую я вам весьма признателен, вы часто произносили: «мы», «наши актеры». Назовите, пожалуйста, их.

— Со времени основания «Саквояжа» в нашем коллективе играет выпускник театрального училища Роман Клюев. Рядом с ним с дипломом Харьковского института искусств служит общему делу Лера Головкина. Правда, в настоящее время в ее молодой семье появился ребенок — девочка.

— Будущая зрительница постановок «Саквояжа»?

— А может, даже актриса нашего театра. Кто знает! Влилась в коллектив Лариса Ктитарова, которая работала в Донецком театре кукол. К сожалению, всего три года функционировала в нашем городе студия киноактера. Ее успела окончить еще одна наша актриса — Виктория Понявина…

— И все актеры «Саквояжа» — профессионалы?

— Но на жизнь зарабатывают себе в отраслях, не связанных с их профессиональной подготовкой и призванием. «Саквояж» — народный кукольный театр, то есть люди в нем выступают по велению души.

* * *

Спектакли фестиваля «Маленькая страна» посетило немало ребят и их родителей. Еще больше их посвятили время прогулкам в парке, прокатились на установленных там аттракционах. Тоже неплохо. Ведь фестивали проводятся далеко не каждый выходной, поэтому грех упускать выпавшую возможность приобщения мальчишек и девчонок к прекрасному. Мне показалось: не ребят, а некоторых взрослых оставило осознание того, что духовная составляющая в жизни человека (и подрастающего поколения в особенности) важна настолько… Слов не находишь, чтобы это выразить.

На снимках: моменты фестиваля.

Фото автора.

Другие статьи этого номера