Не зря говорят китайцы о нежелательности совмещения судьбы с эпохой перемен. Теперь и мы отнюдь не умозрительно знаем, почему. Дело не в некоторой дискомфортности существования из-за того, что «все течет, все меняется»… Пугают непредсказуемость и парадоксальность бытия. Ну кто мог, например, предположить, что Севастопольский госуниверситет — прямой наследник СевНТУ — может прекратить подготовку специалистов для моря. Почти полвека (с 1966 года) готовил, а с 2015-го, как говорится, с вещами на выход. Для 2200 ранее принятых студентов очной и заочной форм обучения и 350 сотрудников, пожалуй, что и в буквальном смысле. Подготовка моряков, судоводителей, судомехаников и судовых электромехаников и для всей экономики университета, производящего обучение по 102 специальностям, имеет существенное значение. А для института кораблестроения и морского транспорта СевГУ на данном этапе, можно сказать, что и судьбоносное.В общем, майский вердикт Министерства транспорта РФ отказать институту кораблестроения и морского транспорта Севастопольского госуниверситета в разрешении на обучение студентов по трем морским специальностям вызвало бурю отнюдь не в стакане воды. Растревоженным ульем гудел не только университет. Обеспокоенность ситуацией высказывали и первые лица города в лице губернатора С. Меняйло и председателя заксобрания А. Чалого.
Сергей Меняйло, в частности, так комментировал ситуацию: «Севастополь — морской город, поэтому обучение плавсостава очень важно. Кафедры подготовки судоводителей и судомехаников обязательно должны быть в нашем городе. Нужно приложить все усилия, чтобы Министерство транспорта изменило свое решение и Севастополь стал флагманом подготовки профессионалов морского дела».
Заксобрание Севастополя в мае текущего года обратилось к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию. В письме на имя премьера говорилось: «Подготовка специалистов для морской отрасли является приоритетной для экономики Севастополя, входит в программу стратегического развития города. Разрушение системы подготовки морских специалистов в Севастопольском государственном университете приведет к резкому ухудшению экономического положения и социального развития города, к возникновению неблагоприятной ситуации на рынке труда».
По мнению руководства вуза, отказ выглядел нелогичным и носил формальный характер: в поданном университетом пакете документов, как следовало из официального ответа Минтранса, не хватало нескольких справок. Эти недостатки могли быть устранены оперативно и в рабочем порядке.
Потому что главное-то у университета было: традиции в подготовке специалистов для работы в море, квалифицированный профессорско-преподавательский состав, лучшая в городе профильная учебная база, разветвленные многолетние связи с отраслевыми предприятиями, которые чаще всего и выступали заказчиками на молодых специалистов. Директор института кораблестроения и морского транспорта СевГУ Вероника Душко к этому добавляет, что университет неоднократно успешно проходил независимые международные аудиты, например, Морской администрации Дании и Европейского агентства по морской безопасности (ЕМСА), а также входил в перечень признанных учебных заведений Международной морской организации.
Словом, отлаженная система, работающая на результат с хорошим экономическим эффектом для всех, кто в ней задействован. Отсюда и переполох, вызвавший заметное социальное напряжение не только в самом институте, но и в университете в целом. Мы уже писали о ситуации в коллективе вуза в связи с реорганизацией. Отсутствие разрешения Мин-транса на подготовку студентов по морским специальностям тут же было квалифицировано оппонентами как «преступная безответственность нового ректората в решении жизненно важных для университета задач».
Однако ректорат справился и с этим. В июле специалисты министерства провели аудит с выездом в Севастополь. Увиденным остались довольны, и в середине августа заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский подписал соглашение с СевГУ. В соответствии с этим документом университет наделен полномочиями по подготовке членов экипажей морских судов. Копия документа уже есть в институте кораблестроения и морского транспорта. Вуз может готовить специалистов как высшего, так и среднего специального образования и вести более двадцати программ дополнительного профессионального образования для моряков.
Снята и проблема признания учебных дипломов СевГУ морскими портами России. Специалисты понимают важность этого нюанса. Для тех, кто не знает, стоит пояснить: это означает, что выпускники нашего института кораблестроения и морского транспорта на основании выданных в Севастополе дипломов в морских портах будут получать рабочие документы, дающие право на трудоустройство по специальности в любых странах без ограничений.
Сегодня уже можно перевести дух и сказать, что институт с уверенностью смотрит в будущее. По информации, полученной от ректора СевГУ Валерия Кошкина, на модернизацию учебной базы института кораблестроения и морского транспорта и морского колледжа планируется потратить в 2015-2017 гг. около 100 млн рублей.
Осенью этого года будет решен вопрос о полной передаче университету учебно-тренажерного судна «Жуковский». УТС «Жуковский» является единственным в Крыму судном, специально переоборудованным для обучения моряков. Предметные классы, различные тренажеры, в том числе тренажеры по борьбе с водой, с пожаром, по использованию спасательных средств, механизмы и устройства судна будут использоваться для проведения практических занятий студентами института, обучения рабочим профессиям и проведения различных видов тренажерной подготовки студентов и слушателей.
Словом, такого нигде на полуострове больше нет. А у себя мы это не только сохранили, но и готовимся развивать. Что особенно приятно — сделали это объединенными усилиями. Ну разве ж мы не молодцы?!