С интересом прочитал публикацию «Трудовые резервы в экономику региона» в газете «Слава Севастополя» за 11 июля, с интересом хотя бы потому что публикация касается того направления, которым мне приходится заниматься профессионально, а именно: участие в профессионально-техническом образовании и подготовке специалистов среднего звена для отраслей экономики Севастопольского региона.
Профессионально-техническое образование и обучение являются основой будущей социальной сплочённости, активной гражданской позиции, трудоустройства и предпринимательства молодежи. Содержание и направления обучения в профессионально-технических учреждениях нашего региона должны в значительной степени влиять и на процесс профессиональной социализации молодого человека, включающей в себя формирование не только профессиональных умений и навыков, но и ценностей, установок, поведения, свойственных определенной профессиональной группе, что жизненно важно на сегодняшний день и является основой государственной политики в развитии нашего региона. Именно профессиональная социализация сегодня формирует потенциал последующего успешного включения индивида в процесс трудовой деятельности, поддерживает высокий уровень профессиональной мобильности в течение всей жизни, создает основу для осознанного формирования им поведенческой стратегии и поможет решать проблемы развития Севастопольского региона.
Мне понятно волнение автора обсуждаемой предыдущей публикации. В наше время работодатель ищет такую наемную рабочую силу, которая уже на следующий день после зачисления в штат готова выполнять высококвалифицированную работу. Поэтому профессионально-техническое обучение, особенно прохождение практики, имеет большое значение для молодых людей — выпускников колледжей, которые трудоустраиваются после окончания профильного учебного заведения. Организация производственной практики дает возможность работодателю в производственных условиях оценить профессиональный потенциал студентов, отобрать и пригласить на работу лучших из них.
По моему мнению, с учетом исследования проблем управления профессиональной социализации молодежи в регионе можно контурно представить основные компоненты управления со стороны Севастопольского департамента образования процессом формирования стратегий поведения учащихся профессионально-технических учебных заведений региона:
— определение основных целей деятельности образовательного учреждения, связи с работодателями и выработка региональной стратегии действий по их достижению;
— формирование организационной культуры, т.е. объединение учебно-производственного и преподавательского персонала вокруг сформулированных региональных целей;
— практическая ресурсная мотивация учебно-производственного и преподавательского персонала на достижение целей образовательных организаций;
— разработка и осуществление педагогических, воспитательных и образовательных технологий;
— через законодательные инициативы регионального ЗС формирование организационного порядка учреждения, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей, регулирующих как взаимодействия внутри организации, так и внешние взаимосвязи по поводу осуществления их функций в региональной экономике.
Весь предыдущий опыт наводит на мысль о том, что сложности, связанные с организацией и прохождением производственной практики и последующим трудоустройством выпускников профессионально-технических училищ, заставляют задуматься о необходимости закрепления в нашем регионе через законодательную инициативу депутатов ЗС учреждений профессионального образования за конкретными предприятиями, для которых готовятся кадры.
Я убежден, что в этом случае помочь выпускникам профтехучилищ устроиться на работу по специальности должна и служба занятости. Именно с этой целью должны начать действовать на территории региона программы «Молодежная практика» или «Молодежная стажировка».
При участии в этих программах региональный Центр занятости должен возмещать предприятию часть расходов по зарплате практикантов от колледжей. Но, к сожалению, финансирование из федерального бюджета органов занятости населения в последнее время оставляет желать лучшего.
Как же улучшить ситуацию, связанную с трудоустройством выпускников, сохранением педагогических кадров и профессиональным развитием учителей и преподавателей профессионально-технической сферы? Особое внимание, в частности, надо уделять компетенциям учителей и преподавателей ПТО и недавним изменениям в подходах на современном уровне, а именно:
— на обеспечение качественного процесса прохождения производственной практики на предприятиях региона;
— на налаживание связей с предприятиями в целях обеспечения места прохождения производственной практики учащимися ПТО с целью расширения технических знаний;
— на обеспечение непрерывного универсального обучения, улучшение качества самого обучения в сфере ПТО;
— на повышение квалификации и стимулирования труда преподавателей.
Мастера и преподаватели профессионально-технической сферы играют важнейшую роль в налаживании отношений с компаниями с целью предоставления возможности прохождения практики студентам профессионально-технических учреждений, развития основных навыков для того, чтобы отвечать потребностям рынка труда, и для формирования компетенций и обеспечения знаниями учащихся, которые пригодятся им в будущем.
Недостаточное финансирование правительством региона стимулирования ПТО, отвечающее только на зависящие от форс-мажора обстоятельства рынка труда, недоверие компаний относительно способностей ПТО обучить работников завтрашнего дня прокладывают путь к приватизации образования и обучения. Для того чтобы противостоять этим трудностям, профсоюзы ПТО региона должны быть готовы работать в сотрудничестве с компаниями и работодателями. Только путем углубления сотрудничества между социальными партнерами, правительствами, компаниями и всеми секторами экономики региона могут быть предоставлены качественные профессионально-технические образование и практика, а базисом инициативы в решении такой задачи должно стать общественное объединение преподавателей ПТО и представителей работодателей региона.
Нужно уже сейчас вносить современные коррективы и в процесс обучения. Концептуальная модель управления социальным поведением личности учащегося профессионального учреждения, по моему мнению, может включать:
— теоретические подходы к изучению и профессиональной специализации личности как компонента общей социализации;
— изучение теоретических объектов, характеризующих процессуальную и организационную целостность механизма социального поведения;
— применение методов прогностического характера, рефлексивного моделирования поведения;
— определение структуры механизма управления изменений социально-профессиональной среды.
Разработка такой концептуальной модели перекликается с утвержденными региональными приоритетами развития и является самостоятельным и перспективным направлением.
Хотелось бы, чтобы эту дискуссию поддержали и продолжили руководители из департамента образования правительства и Центра занятости региона, а также преподаватели других профессионально-технических учебных заведений, представители работодателей региона. Необходимо в ходе обмена мнениями предложить региональную концепцию подготовки профессионально сориентированных работников — специалистов для экономики региона.
Нашим выпускникам и тем молодым людям, которые в эти дни делают выбор, куда пойти учиться дальше, советую вспомнить высказывание старших «Имя крепи делами своими»
и не забывать о традициях и возможностях профессионально-технического образования Севастополя, а также то, что наше старейшее профессиональное учебное заведение — Севастопольский индустриально-педагогический колледж им. П.К. Менькова — ждет вас.
А. МАРАХОВСКИЙ, преподаватель.