Прорыв: только для первокурсников!

Инновационный проект «Прорыв» стартует в Севастопольском государственном университете 1 сентября. У первокурсников, поступивших на ряд специальностей политехнического института, института кораблестроения и морского транспорта и гуманитарно-педагогического института, первые три дня учебного года пройдут не по стандартной схеме.

Мотивировать, дать почувствовать уверенность в собственных силах и научить справляться с большими информационными нагрузками — именно эти цели преследует проект «Прорыв». По словам заведующей кафедрой психологии Ирины Василенко (специалисты данной кафедры обеспечивают программу проекта), это поможет первокурснику сделать ощутимый шаг навстречу профессии и составить личную карту развития.

Учебно-ознакомительная практика и насыщенная тренинговая программа ждут первокурсников специальностей «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Управление в технических системах; экономика (профиль: экономика предприятий и организаций)», «Психология служебной деятельности».

Основные мероприятия пилотной программы держатся в секрете. Организаторы проекта обещают удивить, но деталями категорически не делятся — говорят: тогда не будет должного эффекта.

— Наша кафедра уже на протяжении семи лет использует эффективную схему мотивации, — рассказывает Ирина Юрьевна Василенко. — Она подталкивает студентов к учебе, к развитию и осознанию профессиональных ориентиров. Образовательный процесс в университете модернизируется, и наш опыт теперь востребован и другими институтами университета. В качестве пионеров проекта к психологам присоединилось несколько технических направлений. Мы хотели посмотреть, как выработанная стратегия будет применена не только в гуманитарной среде, но и в коллективе со строгим логическим мышлением.

Вместе с тем проект стимулирует и профессиональное развитие студентов-психологов четвертых и пятых курсов, которые участвуют в «Прорыве» в роли коучей — не просто учителей студентов-новичков, а их союзников и кураторов на протяжении первого учебного года.

— Наша цель — это мотивировать более двухсот ребят на получение знаний, а также показать значимость выбранного профессионального пути, — говорит Анна Владимировна Родькина, курирующая проект в институте кораблестроения и морского транспорта. — Более того, мы хотим, чтобы молодые люди не стеснялись проявлять себя и вели активную социальную жизнь.

Помочь закрепить результат трехдневной работы призваны экскурсии на предприятия города, где ребят ждет встреча с высококлассными специалистами. После тренинга студентов ожидает блочная система обучения: доказано, что она позволяет более глубоко познать выбранную дисциплину и, представив себя в роли специалиста, проникнуться ею уже с первых дней. Также организаторы пилотного проекта обещают показать необходимость общей естественнонаучной и гуманитарной подготовки для любого профессионального образования, поскольку его значимость студентами зачастую недооценивается. Кроме того, специалисты помогут студентам понять структуру высшего образования и найти свое место в ней.

Сегодня преподаватели самостоятельно определяют план прохождения дисциплины, что дает возможность оптимального построения лекционных, практических и лабораторных занятий. Результатом этой работы становится не только усвоенный молодым человеком предмет, но и понимание его значимости для будущей работы.

В политехническом институте первопроходцами станут студенты специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Заместитель директора института Сергей Витальевич Огрызков уверен, что практика будет успешной и уже со следующего года ее применят ко всем специальностям.

— Сегодня школа высшего образования кардинально изменилась, а потому перед преподавательским составом СевГУ стоит задача адекватно реагировать на вызовы современности, — комментирует Сергей Огрызков. — Мы уверены, что инновационный проект «Прорыв» поможет молодым людям найти себя в выбранной профессии и реализовать потенциал после выпуска. Много вопросов нам еще предстоит решить. Но уже сегодня могу сказать, что мы ищем пути, которые позволят студенту сменить специализацию, если он ошибся с выбором, а также разрабатываем схему подготовки студентов выпускных курсов к магистратуре и аспирантуре.

Три дня — слишком маленький срок, чтобы получить осязаемый результат, сетует Ирина Василенко. Поэтому программа «Прорыв» рассчитана на целый год и предполагает неоднократные встречи со студентами.

— Это нужно для того, чтобы молодой человек не потерял веру в выбранный путь, мог получить помощь в нужный момент, — говорит Ирина Василенко. — Мы поможем поставить достойную цель и активизировать инстинкт успеха. Планируем рассказать о тайм-менеджменте, акцентируем внимание на важности саморазвития, научим справляться со спадами физических и моральных сил. Не всегда ребята самостоятельно выбирают ту или иную профессию, но это вовсе не означает, что в ней нельзя преуспеть. Задача специалистов проекта — помочь реализовать личностный потенциал каждого участника программы, чтобы время, проведенное в вузе, принесло впечатляющие результаты.

Помимо развития личности молодым людям предложат отработать навыки работы в коллективе. Уметь слышать партнера, понимать его точку зрения и координировать совместные усилия для достижения результата — всему этому будут учить с помощью интерактивных ситуаций. Реальные действия в придуманных сюжетах лучше всего помогут закрепить теорию. Лекции с невысокой эффективностью заменит практика. Она всегда лучше запоминается и используется в дальнейшей жизни и, по словам Ирины Василенко, может донести базовую информацию не хуже лекций.

— Мы не прекращаем совершенствовать систему подготовки к выбранной профессии и уверены: она приживется и будет использоваться всеми институтами, — резюмирует Василенко.

Окончательные результаты пилотного проекта «Прорыв» будут подведены в конце учебного года. Доказательством его эффективности должны стать учебные показатели первокурсников, их активная социальная позиция и амбициозные планы. Система высшей школы России предоставляет огромные возможности для саморазвития, нужно только уметь их видеть и не лениться ими пользоваться. Уверены, что это смогут сделать задействованные в «Прорыве» студенты, показав пример остальным сокурсникам, и их имена неоднократно прозвучат на олимпиадах и конкурсах всероссийского масштаба.

Е. ГРИГОРЯК, информационный центр СевГУ.

Другие статьи этого номера