Новый учебный год стартовал

Новый учебный год стартовал

В Севастополе 1 сентября за парты общеобразовательных школ сели 38 тысяч 100 школьников. Это на две тысячи учеников больше, чем в прошлом году.

НОВЫЕ-СТАРЫЕ УЧЕБНИКИ

В последние дни августа многие родители и дети были озабочены необходимостью получить учебники. В 2014 году севастопольские школьники всех классов совершенно бесплатно получили новейшие российские учебники по всем дисциплинам, включая иностранные языки. В этом году новых учебников в севастопольские школы не прислали. Детям выдадут книги предыдущих классов. Однако учебники находятся в отличном состоянии. Ученики, которые в 2015/2016 учебном году будут обучаться по книгам 2014 года выпуска, вряд ли заметят их относительную неновизну. Некоторые учащиеся даже оставляют на учебниках обложки.

Однако нужно сказать, что к вопросу сохранности и компенсации в случае утери учебника стали относиться намного жестче. Теперь, если ученик не сдал по завершении учебного года учебник по какому-либо предмету, он (а, конечно же, это делают родители. — Авт.) должен это финансово компенсировать. Иначе библиотекари школ как материально ответственные лица категорически отказываются выдавать новый учебный материал. Уладить конфликт можно только подтверждением в виде чека, дескать стоимость потери оплачена, новый учебник будет заказан.

Есть еще принципиально важный момент. Если раньше в городе школьные учебники заказывались и выдавались централизованно, то теперь каждая школа на выделенные ей средства сама закупает необходимое количество. Как стало известно «Славе Севастополя», не везде этот процесс идет безболезненно. Так, например, во время сбора родителей накануне учебного года в школе N 61 выяснилось, что пока нет учебников по географии для 5-х классов, а также по изобразительному искусству.

ВОССОЕДИНЕНИЕ КРЫМА С РОССИЕЙ ОТРАЖЕНО В НОВЫХ УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ

В сентябре в российских школах должны появиться новые учебники истории. Так называемые «единые» учебники. Но у них будет испытательный срок — год, за это время авторы учебников учтут методические и фактические замечания педагогов, а сами учителя будут иметь возможность пройти

своеобразные курсы повышения квалификации на различных конференциях. И вынесут учительский вердикт в начале 2016 года на Всероссийском съезде учителей. Все тексты буквально с лупой в руках вычитали архивисты. И нашли там массу исторических ляпов.

— Нас интересовало соответствие фактов, которые изложены в учебниках, исторической правде, — рассказал руководитель федерального архивного агентства Андрей Артизов.

— Разве можно преподавать по учебникам, где система чинов в русском государстве называется феодальной лестницей? Или написано, что в Угличе после убийства царевича Дмитрия бьет вечевой колокол. Но вече уже сто лет как не существовало на Руси. А вот еще перл: деятель смуты Телятевский называется черниговским князем, хотя удельных князей уже давно к этому моменту не было.

Особые споры среди экспертов и интерес СМИ вызвал вопрос, на каком историческом событии нужно ставить точку, чтобы исключить политическую конъюнктуру. К примеру, в одном из победивших в конкурсе учебников последние 25 страниц посвящены совсем свежим событиям и заканчиваются воссоединением Крыма с Россией.

— В новых учебниках нет вердиктов и жестких оценок, — считают специалисты. Есть описание событий, к примеру, рассказывается, что такое шоковая терапия или приватизация, конструктивно анализируются их плюсы и минусы. Считается, что новый учебник стал «взрослее». В нем больше ответственности, сопереживания, понимания противоречивости процессов. Для ребенка мир яркий, тем не менее делится на хороших и плохих, на черное и белое. Такими и были наши учебники. Но к истории подобные два цвета неприменимы. Новые учебники — это попытка оставить в истории всех. И Первую мировую войну, которой почти не было места в советских учебниках, и Московский театр на Юго-Западе, который почти сорок лет трудился, чтобы завоевать себе в учебнике три строчки.

БУМАЖНЫЕ НОСИТЕЛИ: СРОК СЛУЖБЫ ИСТЕКАЕТ?

С 1 января 2015 года в России можно издавать только те учебники, для которых есть электронная версия. Это требует вступивший в силу закон об образовании. У учеников и учителей должен быть выбор, что брать в руки: старую добрую бумажную книжку или гаджет, в котором будут те же параграфы, вопросы, задания.

Есть хорошие наработки для электронных учебников. Ученики смогут в компьютере выполнять задания: программа сама проверит правильность ответов и перешлет их учителю, чтобы тот поставил оценку. Во время урока гаджеты учеников объединятся в единую сеть, а педагог получит возможность работать со всем классом индивидуально, отправляя каждому персональное задание.

Первый опыт с ридерами показал: замена стопки бумажных книг одним легким электронным учебником облегчает школьные ранцы на несколько килограммов.

Правильное использование компьютеров в школе, по мнению разработчиков, позволяет повысить интерес детей к учебе и, как следствие, сильно улучшить их знания и оценки. Так, в Аргентине, не в самой ее благополучной провинции Сан-Луис, провели эксперимент: детям раздали гаджеты со специальными образовательными программами, учителей научили методике электронной педагогики.

И если до этого Аргентина по результатам теста выпускников PISA была в третьем десятке стран, то через пять лет ребята из Сан-Луиса вышли на пятую строчку. Результат остальных выпускников аргентинских школ остался прежним. Любопытно, что в Великобритании компьютеры с переменным успехом внедряют в школы уже почти полвека. Здесь первыми перевели на электронное образование самые отстающие школы. Руководствовались простым принципом: больше навредить там уже практически невозможно.

Но пока бумажные издательства страны стараются идти по пути наименьшего сопротивления, понемногу переводя свои книги в электронный вид. Но оцифрованная книга — это еще не электронный учебник. Электронная школа предполагает другую методику работы с детьми, упор делается на самостоятельную добычу и освоение знаний. Это требует нахождения рядом мудрого учителя-наставника. Но это, как говорится, отдельный разговор.

Подготовила Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера