Почему я поддерживаю Юрия Восканяна, или О сплетнях, измышлениях и явной лжи

Если вам кажется, что вы всё понимаете, значит, вам не всё говорят. Интересно наблюдать все последние месяцы за работой некоторых СМИ по освещению состояния дел в городской медицине. Заметно, что кампания, хорошо организованная и недурно оплаченная, явно шла по нарастающей экспоненте. А ближе к осени борцы за здоровье народа и вовсе стали срываться на фальцет, уже не брезгуя постановочными сценками, подтасовками и явной фальсификацией. С голубых, и не очень, экранов севастопольцев настойчиво призывали согласиться: а ведь при Украине-то было лучше! При Украине ведь как было? Если вас в государственной больнице не вылечат — не беда, в городе день ото дня развивается и совершенствуется медицина частная. Современное оборудование, высококвалифицированные врачи, заботливые медсестры… Да, конечно, все это стоит немалых денег, но кто же на здоровье экономит? Что, у вас таких денег нет? Бывает, бывает… А теперь, убеждает журналистка, при России-то, государственная медицина разваливается на глазах, а частную — спасительницу нашу — душат на корню: с лицензированием проблемы, лучшие врачи уходят неизвестно куда, из занимаемых помещений велено съезжать. Первый день осени объявлен «чёрным вторником» для частной медицины: согласно внесенной поправке в закон об охране здоровья граждан города Севастополя, отныне запрещено оказывать платные медицинские услуги на территории государственных медучреждений. В общем, гипс снимают, клиент уезжает, всё пропало!
На самом деле ничего трагичного и сложного нет, достаточно посмотреть, кому нынешняя ситуация выгодна, а кому вовсе наоборот. Долгие годы, весь украинский период Севастополя, весьма немалое количество граждан в медицине и около нее такая ситуация очень даже устраивала. И жизнь они вели весьма комфортную. Теперь — проблемы. У кого и почему?
Попробуем же беспристрастно вспомнить и оценить, как было, как есть и как будет.
Итак…

Каждый, кто проживает в нашем городе более полутора лет, хорошо помнит, что бесплатной медицины в Севастополе не было. Стационары медицинских учреждений были обеспечены медикаментами и расходным материалом исключительно для оказания экстренной медицинской помощи, в том числе средствами для наркоза, наркотическими и психотропными препаратами и инсулинами украинского производства. Все остальное (примерно 80-90%) приобреталось самими пациентами, причем с направлением в конкретные аптечные пункты, заинтересованные во взаимодействии с лечащим врачом. Более 8 тысяч квадратных метров площадей было передано в аренду частным медицинским центрам и фармацевтическим организациям. При этом арендная плата была символической, и даже она большей своей частью поступала не в медицинское учреждение, а в фонд коммунального имущества.

Кому персонально поступали реальные деньги за аренду, догадаться несложно. Оборудование, приобретенное за счет бюджета или по линии гуманитарной помощи, через 1-2 года списывалось и в последующем переходило в частные медицинские клиники либо находилось на ответственном хранении для оказания «теневых» платных медицинских услуг. Немало врачей работали параллельно в государственном учреждении и в частной медицинской клинике, куда они целенаправленно ориентировали основной поток пациентов на диагностику и проведение инвазивных вмешательств. Список лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения выписывался врачом с избытком и его легко хватило бы для лечения 7-10 больных. У каждого врача при этом была договоренность с конкретной аптекой, откуда ему возвращалось до 20% стоимости закупленных лекарств. По сути, это была еще одна зарплата, часто превосходящая официальную.

В каждой ординаторской и в каждом холле стояли ящики для благотворительных взносов и пожертвований. Во многих отделениях висели отрывные листки с телефонами лиц, торгующих лекарственными препаратами. За 23 года износ капитальных строений учреждений здравоохранения на момент присоединения к России составил 90%, износ оборудования — 80%, большая часть оборудования морально устарела и давно не используется в РФ и в мире.

Самая «молодая» больница находится в Балаклаве (городская больница N 9 на 200 коек, введена в эксплуатацию в 1995 году), средний возраст других объектов — 45 лет. На территории городской больницы N 1 пациенты получают лечение в зданиях, стены которых помнят молодого хирурга Н.И. Пирогова. За 23 года полностью уничтожена или распродана система обеспечения медицинских организаций (пищеблоки, прачечные, гаражи, автотранспорт, склады). Более 20 га земли отчуждено от учреждений здравоохранения и передано под застройку жилых домов и офисов. Причем авторы этого отчуждения сегодня как раз и являются наиболее рьяными противниками проводимых в городской медицине реформ. Не без участия бывшего управления здравоохранения и ряда бывших депутатов (сегодня это основная группа борцов за здоровье народа) было организовано банкротство сети государственных аптек «Севастополь Фармация», после чего они были за бесценок проданы частным предпринимателям, а единственный в Севастополе аптечный склад был превращен в… овощебазу.

Большая часть заработной платы врача формировалась за счет «теневых» доходов на фоне разваливающейся инфраструктуры и материально-технической базы государственного здравоохранения. Всем больным открыто называлась сумма доплаты за каждый вид медицинской помощи. Плату требовали даже за вызов участкового врача на дом, за проведение операции по поводу острого аппендицита! Более 60% первичной медико-санитарной помощи оказывалось в частном медицинском секторе, в котором в одно и то же время подрабатывала большая часть врачей поликлиник. Выходить из дома без денег, особенно зимой в гололёд, не рекомендовалось — деньги требовали даже в травмпункте.

Впрочем, всё перечисленное — не такой уж большой секрет: система функционировала практически в открытую.

На этом фоне сравнивать уровень государственной и частной медицины просто некорректно. Не секрет, что приватные клиники, образно говоря, ковыряли изюм из булки: государство обязано лечить всех граждан, частник — по выбору. Не только того, кто может заплатить, но и пациента, чей диагноз не грозит осложнениями в перспективе. Хотя и тут нареканий было предостаточно, и наличие у пациента денег не гарантировало исцеления. Тем более лечась часто у одного и того же государственного (до обеда) врача и в той же государственной (до вечера) больнице. Так что формула «если доктор сыт, то и больному легче» часто работала только в первой своей части.

Есть ли проблемы в государственном здравоохранении города сегодня? Их, к сожалению, предостаточно. Слабым утешением может послужить то, что немало нареканий у людей на медицинское обслуживание и в целом по России. И даже в благополучной Европе уровень удовлетворённости медицинским сервисом оставляет желать лучшего. К примеру, в Великобритании он на два пункта всего лишь превышает средний общероссийский уровень. Впрочем, это их проблемы, вернёмся домой.

Несмотря на все сложности становления после присоединения к России, основная часть поручений президента РФ, протокольных поручений Министерства здравоохранения РФ, мероприятий дорожной карты развития здравоохранения города Севастополя в 2014 году и в первом квартале 2015 года были выполнены. С 8 июля 2014 года все стационары в полном объёме обеспечены лекарствами, изделиями медицинского назначения, продуктами питания и горюче-смазочными материалами. Потребность в любом лекарственном препарате в случае обоснования лечащим врачом и главным специалистом, в том числе и не входящем в стандарт лечения, удовлетворяется незамедлительно и не требует соплатежей со стороны пациента.

В соответствии с указом президента РФ N 193 от 31.03.2014 года с 1 июля 2014 года средняя заработная плата медицинских работников доведена до целевых показателей и составила за второе полугодие 2014 года: для врачей — 38065 рублей (целевой показатель — 37178 рублей), медицинских сестер — 21856 рублей (целевой показатель — 21210), младшего медицинского персонала — 13039 рублей (целевой показатель — 12596 рублей), прочего персонала — 17368 рублей (целевой показатель — 12596 рублей), педагогического персонала — 23937 (целевой показатель — 22137 рублей). В 2014 году целевые показатели по заработной плате выдержаны не только для отрасли в целом, но и по каждому подведомственному учреждению. За первое полугодие 2015 года средняя заработная плата врачей, медицинских сестер, педагогов, младшего и прочего персонала также была выше целевых показателей и составила 37384, 21380, 26400, 13246 и 16094 рубля соответственно.

Позитивные изменения условий труда увеличили среднесписочную численность работников отрасли за период с 1 марта 2014 года по 1 июля 2015-го на 485 человек (15 врачей, 17 преподавателей, 246 медицинских сестер, 207 младшего медицинского персонала). Скорость проводимых преобразований и особенности системы обязательного медицинского страхования, которого не было на Украине, потребовали привлечения опытных руководителей с материковой России. В то же время сменилось не 100% руководителей (как утверждает, скажем, один из севастопольских телеканалов), а только 11 из 25 организаций, подведомственных департаменту здравоохранения. При этом 6 человек уволились по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, 2 руководителя назначены в связи с образованием новых юридических лиц.

С 1 января 2015 года большая часть учреждений здравоохранения (16 из 25) перешли на работу в систему обязательного страхования. Впервые с 1 января 2015 года по 1 июля 2015-го сформирован электронный регистр застрахованных, оплата медицинской помощи стала проводиться на основании сформированных реестров счетов, произведена замена 100% медицинской документации с учетом принятых в РФ учетных бумажных и электронных форм. Уже в первом квартале 2015 года удалось добиться перевыполнения плановых объемов для большинства стационаров и выполнения плановых объемов финансирования. С 1 июля 2015 года 4 медицинские организации получили лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, что значительно повысило доступность данного вида медицинских услуг для жителей города Севастополя. Объем выполненных высокотехнологичных операций (в том числе и за счет федеральных медицинских учреждений) за 7 месяцев в 1,5 раза превысил таковой в 2014 году и в 5 раз — ежегодный объем высокотехнологичных операций в период нахождения в Украине. Многие операции при этом стали выполняться впервые. Впервые также стал проводиться тромболизис при ишемическом инсульте с полным или частичным регрессом паралича.

С 1 января 2015 года внедрена принципиально иная система обеспечения льготных категорий с увеличением объемов финансирования в 10 раз и числа льготников — в 5 раз.

За прошедший период в медицинские организации города поставлено 1355 единиц новейшего оборудования. Большая часть его (1316 единиц, или 99%) введена в эксплуатацию и работает на полную загрузку.

Относительно очередей в поликлиниках и очереди на госпитализацию. Согласно федеральным законам N 323 и 326, вся деятельность здравоохранения субъекта РФ осуществляется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, в которой указаны предельные сроки ожидания для получения отдельных видов медицинской помощи. Данный нормативный акт утвержден постановлением правительства Севастополя 31 декабря 2014 года. В нем отражены предельные сроки ожидания, установленные в соответствии с постановлением правительства РФ.

Согласно существующим законам, в день обращения в обязательном порядке оказывается экстренная и неотложная медицинская помощь. Для получения плановой медицинской помощи формируется очередь с предельными сроками ожидания. Эта очередь для получения лечебной, консультативной и диагностической помощи в амбулаторно-поликлиническом звене не должна превышать 10 рабочих дней. Для плановой госпитализации и выполнения дорогостоящих методов исследования (компьютерная томография, магниторезонансная томография и др.) предельное время ожидания не должно превышать 30 дней. К сожалению, устоявшаяся привычка наших людей приходить на плановый прием врача заблаговременно, а то и без всякой предварительной записи, иногда приводит к концентрации пациентов около кабинетов. В сентябре 2015 года для упрощения процедуры записи на прием введена в эксплуатацию МИС «Электронная регистратура».

Что касается отсутствия очередей в частных медицинских центрах, где также нет системы электронной записи на прием, ответ очень простой: нет больных — нет очереди. Большая часть пациентов сегодня получает бесплатную помощь в полном объеме в государственных медицинских учреждениях.

Вернёмся к критике в эфире. Как это громко звучит для неподготовленного телезрителя: «Невропатолога и окулиста невозможно на дом вызвать». Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что вызов врача на дом как услуга существует в очень небольшом числе стран. Более того, кроме Российской Федерации, она везде платная и стоит недешево. В Российской Федерации эта услуга бесплатная и гарантируется государством. Но и она имеет свои ограничения, так как дом — это не больница и не поликлиника по всем своим основным характеристикам. Именно поэтому в Российской Федерации вызов на дом предусмотрен только трех категорий медицинских работников: участкового терапевта, участкового педиатра и работников «скорой помощи». Именно поэтому вызов узкого специалиста на дом (невропатолог, кардиолог, хирург, травматолог, офтальмолог, оториноларинголог и др.) в РФ не производится, потому что на дому невозможно обеспечить соблюдение требований асептики и выполнение специальных методов обследования, входящих в наполняемость приема специалиста. В системе ОМС такие «вызовы» просто не оплачиваются.

Тут же на телеэкране — «крик души» пенсионерки, которая не может использовать «скорую медицинскую помощь» для плановой госпитализации. В России большая часть госпитализаций имеет плановый характер. В Севастополе на момент присоединения к РФ система планирования госпитализаций отсутствовала. Большинство плановых больных госпитализировались бригадой «скорой медицинской помощи», которую вызывают пациенты для того, чтобы их в обязательном порядке госпитализировали в стационар. Такой плановый больной, поступающий в экстренном порядке, не имеет необходимых обследований, из-за чего он минимум неделю лежит и проходит обследование в стационаре, занимая дорогостоящую круглосуточную койку.

В системе ОМС оплата дополнительных дней пребывания на койке (без медицинских показаний) не предусмотрена. Но дело не только в деньгах (а это средства, которые могли бы пойти на закупку дорогостоящих лекарств для нуждающихся пациентов). Через 7-10 суток нахождения в стационаре экспоненциально увеличивается риск внутрибольничного инфицирования, которое является основной причиной смерти в стационарах. В Российской Федерации согласно законам N 323-ФЗ и 326-ФЗ госпитализация в стационар планового больного производится по направлению участкового врача, и только после прохождения необходимого обследования на амбулаторном этапе. В этом случае он поступает сразу для проведения лечения или уточнения диагноза, если для этого требуются дорогостоящие и высокотехнологичные диагностические методы. А «скорая помощь»? Она должна оказывать именно скорую и неотложную медицинскую помощь, то есть спасать жизнь людей, состояние которых является критическим, а не заниматься перевозкой плановых пациентов. Но как это подают журналисты: с одной стороны, «скорая» не приезжает вовремя к больному с инфарктом, с другой — тот же канал возмущается, что эта же «скорая» не работает в качестве такси. Где логика?

«Скорая медицинская помощь» — это действительно боль здравоохранения Севастополя. В Российскую Федерацию «скорая» вступила с укомплектованностью физическими лицами ставок врачей и фельдшеров 41%, причем более 60% из них — люди пенсионного возраста. И еще при такой неукомплектованности минимум одна бригада в день выключалась на сопровождение массовых мероприятий, а 25-30% вызовов являются непрофильными. Сокращение медсестер выездных бригад… Это не севастопольская самодеятельность, а требование закона, который не предусматривает таких штатных единиц. Тем не менее постепенно ситуация выправляется, часть вызовов перенаправляется в первичное звено, принимаются на работу фельдшеры.

Отдельный разговор — о «захвате» горздравом ЛОР-корпуса городской больницы N 1. На самом деле упомянутый корпус был построен за 3 года (государственный заказчик — управление капитального строительства, генеральный подрядчик — ООО «Гранд-Инвест»). В нарушение всех норм и законов ЛОР-корпус торжественно открыт в январе 2014 года. Открыт без завершения строительства, ввода в эксплуатацию, передачи в оперативное управление городской больнице N 1, получения смывов, санитарно-эпидемиологического заключения и медицинской лицензии! Проще говоря, лечить людей там было нельзя. Вот так!

Где же тогда были прогрессивная общественность, пресса, радетели за здоровье горожан? А если бы в этом неприспособленном объекте погибли пациенты? Кто бы за это ответил? После «торжественного открытия» в корпусе с нарушением всех норм гражданского и уголовного права были размещены пациенты нескольких отделений. В последующем на баланс больницы переданы оборудование, мебель и мягкий инвентарь.

Факт размещения больных в здании с незавершенным строительством и не введенным в эксплуатацию был обнаружен руководством главного управления здравоохранения в июне 2014 года. После этого занимаемые площади постепенно освобождены от пациентов. За прошедший период завершены работы по строительству и монтажу инженерных систем на техническом этаже, и выполнено повторное проектирование в связи с несоответствием имеющейся проектно-сметной документации и технической конструкции здания. После процедуры перепроектирования корпус введен в эксплуатацию и передан в оперативное управление городской больнице N 1. В настоящее время в нем проводятся подготовительные работы под размещение тяжелого оборудования.

Что же касается размещения самого горздрава. На протяжении нескольких десятков лет и вплоть до сентября 2014 года управление здравоохранения, а в последующем и главное управление здравоохранения, занимало 200 квадратных метров в помещении украинского банка «Аваль». Занимало без договора аренды и передачи помещений в оперативное управление, то есть незаконно! В конце сентября 2014 года после передачи помещений банка «Аваль» РНКБ в них был начат капитальный ремонт, и кабинеты, занимаемые главным управлением здравоохранения, помещения в течение 2 суток были отрезаны от электричества, телефонной связи, Интернета. Работа главного управления остановилась, что было критичным для медицинских организаций, особенно в части финансирования.

После согласования с губернатором Севастополя сотрудники главного управления в срочном порядке были эвакуированы на первый этаж пустовавшего тогда и не используемого по прямому назначению ЛОР-корпуса. Мало того, принимая во внимание катастрофический дефицит площадей в системе здравоохранения, департамент отказался от ранее выделенной для него кардиологической пристройки на территории городской больницы N 1. Официальные же помещения под размещение департамента здравоохранения по адресу: ул. Рабочая, 5-а, переданы ему в оперативное управление всего два месяца назад и в настоящее время нуждаются в проведении капитального ремонта.

И еще хотелось бы привести некоторые цифры — независимый срез удовлетворенности пациентов, который проводился в период с 10 по 13 августа 2015 года волонтерами Красного Креста в 8 поликлиниках города. Анкеты заполнил 491 респондент. Удовлетворенными качеством медицинской помощи оказались 56% (в России средний показатель удовлетворенности при независимом анкетировании — 35-40%, в Германии и Швеции — 60%). Причем 53% севастопольцев будут рекомендовать конкретную поликлинику своим знакомым и родственникам.

И последнее. Ни в коем случае не следует воспринимать эти заметки как агитацию против частных медицинских клиник. На мой взгляд, медицина государственная и медицина приватная должны не противостоять, а дополнять друг друга. В городе, к счастью, честно работает приватным порядком, на собственной территории и на собственном оборудовании немало высококвалифицированных врачей. А пациент всегда должен иметь право выбора. Особенно если он может себе это позволить.

Н. БРЕШЕНКОВ, генеральный директор корпорации КЦИОМ — Крымского центра изучения общественного мнения.

Другие статьи этого номера