Место, где моют золото

Место, где моют золото

Президент — на то он и президент, чтобы подавать знаковые сигналы обществу. Глава российского государства Владимир Путин с этим справляется блестяще. Примеров можно отыскать чуть ли не на все случаи нашей сегодняшней жизни, но возьмем один из недавних, связанный с началом учебного года. Обратили внимание, где Владимир Владимирович встретил традиционный День знаний? В образовательном центре «Сириус», расположенном в Имеритинской долине (Сочи). «Сириус» — это такой особенный круглогодичный «Артек» — школа для одаренных детей со всей страны. Здесь будут учиться не простые школьники в возрасте 10-17 лет, а без кавычек — золотые: победители всероссийских олимпиад и конкурсов по математике, химии, физике, биологии. Дети, показавшие выдающиеся результаты в живописи, академической музыке и спорте. Лично у меня нет никаких сомнений, что среди них окажется немало севастопольских «невтонов и быстрых разумом платонов». По той простой причине, что селекцией одаренных детей в нашем городе занимаются давно и системно. В материковой России, кстати, на севастопольский опыт уже обратили внимание и предложили подготовить и провести на базе центра дополнительного образования детей «Малая академия наук города Севастополя» специальный общероссийский семинар.
«Повезло оказаться здесь и сейчас?» — с этого вопроса началась наша беседа с заместителем директора Центра по учебно-воспитательной работе Людмилой ГНЕВАНОВОЙ.

— Дело, думаю, не в простом везении. В современной России и без нас уже есть достойный опыт работы с одаренными детьми. Тут важнее другое: востребованность такого опыта сейчас имеет ярко выраженный прикладной характер, и поэтому здесь примерно та же ситуация, что и с деньгами, которых, как известно, много не бывает. Страна реально занялась самым главным — воспитанием патриотичных, национально ориентированных научных, творческих и спортивных элит. И не первого сентября текущего года. Раньше. Президент еще раз озвучил одно из направлений текущей работы государства. Но то, что это произошло в «Сириусе» и произошло 1 сентября, безусловно, знак: работа из важной в современных условиях превращается в задачу особой важности.

— Приятно, конечно, слышать. Но аргументируйте.

— Мы отработали в образовательной системе Российской Федерации полный учебный год. Сейчас начинаем второй. На что сразу обратили внимание, как говорится, свежим, незамыленным взором: огромное количество викторин, конкурсов, олимпиад. На разных уровнях. Региональных. Всероссийских. Международных. Кроме того, их патронируют различные структуры: министерства, правительство, общественные организации и т.д. И везде можно участвовать. Мы поначалу от такой степени творческой свободы подрастерялись: на Украине в системе МАН действовала жесткая административная вертикаль, которая достаточно детально регламентировала всю деятельность региональных отделений. Вплоть до выбора направлений детских научных работ.

А тут можно все! В общем, пришлось какое-то время отстраивать систему взаимодействия с этим морем возможностей: какие-то конкурсы для наших ребят — тренировочные, какие-то — рейтинговые, а в каких-то следует работать на результат высоких достижений. Севастополь пока может себе это позволить — нас приглашают везде, и благодаря такой вовлеченности в процесс мы практически безболезненно вписались в российское образовательное пространство и поняли: в Российской Федерации система дополнительного образования школьников «заточена» на достижение высоких результатов вовлеченных в нее ребят. Через степень государственной поддержки (так называемое подушевое финансирование), через субсидирование, через гранты…

Хорошо читаются акценты приоритетных направлений. Страна действительно «наелась» и юристами, и экономистами. Мы реально почувствовали, что Россия серьезно намерена вкладываться в науку, в технологии. И финансовая, и административная, и медийная поддержка всероссийских конкурсов технического направления заметно выше, чем прочих. Профессиональное становление юных интеллектуалов страна начинает брать под постоянный контроль: посредством вовлечения одаренных школьников в работу технопарков, стимулированием поступления в профильный вуз, поддержкой становления молодого специалиста на производстве.

Смысл, думаю, понятен: система дополнительного образования школьников в Российской Федерации заинтересована в выявлении одаренных детей, благодаря которым она сама получает возможность к укреплению и росту. Собственно, этим мы и заинтересовали коллег. Слышали, конечно, умозаключение о том, что бесталанных детей не бывает? Важно понять, в чем этот талант. Система МАН и позволяет этого добиться. Работаем с массивом разновозрастной детворы (социальная база — все школы города). Мы не чему-то учим детей, а дети приходят с вопросом «Чему я здесь научусь?» Здесь он научится учиться, работать с информацией, научится точно излагать свои мысли, ставить вопросы, вести дискуссию, к нему придет умение лаконично, доказательно защищать свою сначала научную работу, а потом и точку зрения.

По сути, идет публичное формирование личности с фиксацией через систему портфолио, ежегодных достижений каждого нашего ребенка. Не все они будут великими учеными, да и не стоит такой задачи. Но просмотреть самородок при подобной системе работы, согласитесь, трудно. Кроме того, Малая академия наук Севастополя является координатором в проведении масштабных городских мероприятий, таких как конкурс-защита научно-исследовательских работ, конкурс по информационным технологиям, конкурс «Юные правоведы» и др., в которых только в прошлом учебном году приняли участие около 3000 учащихся общеобразовательных организаций.

— Что-то типа промышленной добычи золота вместо случайных находок по берегам золотоносной реки… Так, навеяло… Но не в этом ли главное отличие в работе с одаренными детьми «на материке» и у нас?

— «На материке» единообразия в этой области нет. По сути, каждый регион определяет собственную специфику. Где-то эта работа ведется на бюджетной основе, где-то под эгидой общественных организаций. Самая мощная из них — общероссийская малая академия наук «Интеллект будущего». Она включена в федеральный реестр молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в соответствии с федеральным законом «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

В настоящее время ОДОО «МАН «Интеллект будущего» осуществляет свою деятельность на общегосударственном уровне и реализует национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России», включающую в себя систему конкурсов, турниров, конференций, фестивалей и форумов. В проектах программы участвуют представители всех регионов России. Программа и её отдельные проекты неоднократно удостаивались государственных грантов.

Кстати, Малой академией наук эта общественная организация (г. Обнинск) стала называться с 2006 года и тому обязана Крыму. Один из членов Центрального совета организации И.И. Брагинский в свое время был среди основателей первой в СССР МАН. И произошло это у нас на полуострове. Задумка оказалась настолько хороша, что распространилась на всю советскую Украину и не умерла в постсоветский период. В прошлом году мы отмечали полувековой юбилей севастопольского отделения.

С целью эффективного продвижения талантливых севастопольских детей на российском образовательном пространстве и за его пределами, а также за активное участие в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» в 2015 году Малая академия наук Севастополя получила статус регионального отделения общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» и стала опорной площадкой для информационного обеспечения развития научно-технического творчества учащихся в системе дополнительного образования.

— Насколько я понимаю, акценты в украинский период истории все-таки отличались от тех, на которых вы сосредоточены теперь?

— Правильно понимаете. На Украине средства на технические кружки практически не выделялись. Приоритетно финансировалось декоративно-прикладное направление. И конкурсов в этом сегменте было больше…

Но тут можно сказать, что нет худа без добра. Чтобы все-таки развивать технические направления, спрос на которые у севастопольский детворы всегда был высоким, мы вынуждены были искать поддержку у наших севастопольских вузов. На их учебных базах и с привлечением их преподавательского состава открывали наши творческие объединения. Особенно успешно это получается с Севгосуниверситетом (ранее — СевНТУ). Сейчас и этим опытом активно интересуются наши коллеги «с материка». Это приятно, но мы прекрасно понимаем, что технических направлений у нас пока все равно маловато и многое предстоит еще сделать. Надеемся, что потенциал Севастополя в контексте стоящих перед страной первоочередных задач окажется востребованным на уровне таких центров детского научно-технического творчества, как Москва, Питер и Новосибирск.

— У нас уже есть чем подкрепить столь высокие амбиции?

— Год работы в российском образовательном пространстве — срок, согласитесь, скромный. Тем не менее за 2014/2015 учебный год завоевано более 180 дипломов и медалей на международных и всероссийских конкурсах. Самые яркие из них — серебряная и бронзовая медали на VIII Международной выставке изобретений (г. Куньшань, КНР), на Сеульской международной выставке инноваций SIIF 2014 (г. Cеул, Южная Корея), золотая и бронзовая медали на XXVI Международной выставке инноваций и технологий ITEX’15 (г. Куала-Лумпур, Малайзия).

Примерно треть всех наград — золотого и серебряного достоинства. Для начала неплохо. Но, уверена, наши питомцы способны на большее. Будем доказывать уже в этом учебном году.

— Кстати, он в системе Севастопольской МАН вот-вот начнется. С 9 по 15 сентября у вас — установочная сессия. Чем новый учебный год будет отличаться от предыдущего?

— В этом учебном году МАН продолжает работу не только по своим традиционным направлениям, таким как физика, математика, прикладная математика, информационные технологии, программирование на языках TurboPascal, Java, Си, С++ , иностранные языки, биология, гидробиология, экотоксикология, тележурналистика и т.д. Стараясь шагать в ногу с временем, открываем новые направления обучения: мехатроника, олимпиадное программирование, интернет-журналистика, робототехника.

Необходимым условием формирования у учащихся исследовательской компетентности является тесное сотрудничество с вузами и научно-исследовательскими институтами. Расширение спектра сетевого взаимодействия с ними позволяет развивать способности одаренных детей на более высоком уровне. Потому особый акцент и на это.

— Удачи вам. И спасибо за интервью.

Другие статьи этого номера