Социально-психологические тренинги в течение трех дней заменили двумстам первокурсникам СевГУ общепринятое расписание занятий. Так в университете стартовал проект «Образовательный прорыв», предполагающий специальное психологическое сопровождение нескольких учебных групп в течение года. Проект реализуется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
От того, как вчерашние школьники адаптируются к новым принципам обучения в высшей школе, в значительной степени зависит успех всех следующих за учебным стартом лет. Именно с этой целью в СевГУ был запущен проект «Образовательный прорыв». Три дня первокурсники провели не по традиционному расписанию, а в компании тренеров с кафедры психологии своего вида.
В общей сложности 24 часа ребята посвятили тренинговой работе, которая включала в себя мини-лекции, групповые дискуссии, мозговые штурмы, психогимнастику, имитационные и ролевые игры. У студентов вырабатывали умение: работать в команде, создавая совместные проекты; выживать в трудных жизненных ситуациях; решать межличностные конфликты на основе компромисса и сотрудничества; не только слушать, но и слышать друг друга; смело выражать свое мнение; понимать и регулировать эмоциональные состояния; быть толерантными, креативными и целеустремленными. Впрочем, пока что больше всего ребята осознают и оценивают коммуникативную составляющую тренинга.
— Очень нравится, интересно, весело, — делится Александр (специальность — «Информатика и управление в технических системах»). — Сидим, обсуждаем проблемы, находим решения, сплачиваемся. Мы уже начали очень хорошо общаться вне этих занятий, думаю, что в других группах такого быстрого объединения не происходит.
— Сегодня утро началось разминкой: каждый должен был выбрать цвет, который отражает его состояние в этот момент, а сосед должен был это состояние понять по цвету, — продолжает одногруппник Александра Иван. — Я угадал состояние соседа, он выбрал светло-зеленый цвет: нормально, но хочу спать. У меня, собственно, было такое же состояние, только я выбрал темно-зеленый.
Зеленый в это утро выбрала и тренер, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии и педагогики Ольга Кажарская, только для нее он символизировал настрой на энергетическое взаимодействие с группой. Оценивая результаты этого трехдневного взимодействия, тренер надеется: проект «Прорыв» выйдет из режима пилотного и в него будет включаться все больше студентов разных специальностей.
— Всего за три дня мы получили впечатляющий результат, который служит веским основанием для продолжения этой работы, — делится психолог. — Мы увидели умных, амбициозных, творческих и открытых ребят, к развитию которых необходимо подходить рационально. Проект «Прорыв» — это отличная возможность настроиться на продуктивную работу и достичь высоких результатов в учебе.
Ее коллега, кандидат психологических наук, доцент Наталья Яблонская подтверждает эффективность проекта. При этом она отмечает высокий уровень толерантности и вербального мышления первокурсников:
— Нам достались мыслящие ребята, работать с которыми было увлекательно. Кроме развития коммуникативных навыков, мы с ними занимались формированием профессиограммы. Мы смогли также выделить лидеров в группе, определить личностные ограничения каждого участника проекта. В итоге студенты получили так называемые «дорожные карты», в которых обозначены все моменты, требующие проработки. Это поможет ребятам стать успешными и реализовать себя в профессии.
Некоторым студентам (правда, не из числа первокурсников) этот проект уже приносит ощутимую профессиональную пользу: опытным тренерам помогают коучи-старшекурсники. Естественно, той же кафедры психологии.
Анастасия Скворцова, студентка 4-го курса специальности «Психология», делится:
— За три дня работы мы смогли увидеть большой прогресс: группа стала более сплоченной, ребята начали вести себя активнее. Интересно им, интересно и мне в плане своей профессии.
Такой нетрадиционный подход к началу обучения может стать хорошей традицией СевГУ, особенно когда первопроходцы подтвердят его эффективность своими достижениями в учебе и социальной активностью.
Е. ГРИГОРЯК, информационный центр СевГУ.