На адаптацию к школе — два месяца!

На адаптацию к школе - два месяца!

Родителям часто кажется, что если ребенок пошел в школу, то он уже взрослый. Но это не так. За эйфорией первых дней школьных занятий у учеников, как правило, наступает период усталости: ребенок не хочет рано вставать, становится вялым, жалуется на утомляемость, отказывается идти на занятия. Но ничего необычного в этом нет. Чтобы адаптироваться в новых условиях, первокласснику необходимо как минимум два, а то и три месяца. Да и старшеклассники тоже быстро устают от занятий после долгих летних каникул. Как помочь детям пережить этот период?

ВСЁ ПО РАСПИСАНИЮ!

Прежде всего от родителей требуется больше внимания и поддержки. Причем необходимо следить за режимом не только малышей, но и всех учеников. Следует сделать так, чтобы дети ложились спать в одно и то же время и просыпались не за пять минут до выхода, а заранее, чтобы была возможность «раскачаться», сделать гимнастику, спокойно позавтракать.

На сон должно отводиться 8 часов, а младшеклассники вообще должны спать 9 часов в сутки. В противном случае хроническое недосыпание приведет к снижению успеваемости, слезам, неврозам. Особенно внимательными в это время следует быть по отношению к первоклассникам.

Ребенок долго не может заснуть? Как правило, данная проблема является симптомом гипертревожности. Обычно такое поведение встречается у очень ответственных и активных детей. Часто этому способствуют и родители, слишком запугивая ребенка рассказами о строгости и серьезности школы.

Чтобы снять напряжение у ребенка, помогите ему вечером собрать портфель и пообещайте разбудить вовремя. Поставьте будильник возле кровати и продемонстрируйте, как он звенит. Одновременно снимайте тревожность рассказами о том, что все иногда опаздывают. Поговорите при ребенке с учителем, пусть подтвердит, что ничего страшного не случится, если он что-то забудет (дадут необходимое) или опоздает. Объясните, что опоздавших детей пускают в класс, они просто тихо садятся на место и участвуют в уроке. Ну и, конечно же, убедите в том, что вы всегда будете рядом, если ему будет нужна ваша помощь.

Утром малыша трудно поднять с кровати? Для первых двух-трех месяцев это нормальная ситуация. Ребенок должен привыкнуть и втянуться. Но очень важно в это время не придавать негативную окраску самому процессу вставания, чтобы не закрепить привычку капризничать по утрам. Для этого ни в коем случае нельзя поднимать ребенка силой и устраивать ему скандалы. Лучше включите его любимый мультик, приготовьте вкусный завтрак и устройте соревнование «кто быстрее».

…НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!

А что делать, если первоклассник вообще отказывается идти в школу? Причиной такого поведения может быть как слишком хорошая подготовка к школе (ребенку на уроках скучно), так и неготовность к школе — в этом случае игровые предпочтения превалируют над познавательными, и выполнять задания сложно.

В первом случае объясните ему, что он среди одноклассников — лидер, а значит, должен показывать пример не только знаниями, но и поведением. Скоро пойдут новые темы, и ему станет интересно. Хвалите за достижения, расспрашивайте о заданиях, о способах их решения. Радуйтесь вместе тому, что учиться легко. А если ребенок еще не готов к школе физически и интеллектуально (часто это бывает с шестилетками), то есть смысл обратиться к школьному психологу. Данная проблема, если ее пустить на самотек, со временем будет только усугубляться. Возможно, психолог посоветует еще годик походить в детский сад.

Распространенная ошибка родителей — думать, что если ребенок умеет читать, писать и считать, то он может идти в школу. Способность к концентрации длительное время, умение анализировать, сопоставлять, готовность руки к написанию — это функции физиологические. И отдавать физиологически неготового ребенка в школу небезопасно. Отставание от других, постоянные замечания приводят к потере веры в свои силы и хронической неуспешности. Поэтому в этом случае действительно лучше вернуться в садик и «дозреть».

Случается, что ребенок не хочет ходить на уроки, потому что «его там не хвалят». Данная проблема может быть вызвана тем, что стиль проведения уроков учительницей отличается от того, как занималась с детьми воспитательница в садике. Может, учительница в принципе скупа на похвалу либо численность детей в классе не позволяет ей немедленно обратить внимание на каждого. Если это так, можно поговорить об этом с ребенком, объяснить ему, что и люди, и ситуации бывают разные, и это не значит, что он не молодец.

Второй причиной может быть ориентация ребенка не на получение знаний, а на похвалу. Он привык, что если у него что-то получается — его сразу хвалят. Тогда нужно постепенно формировать у ребенка представление о том, что заслуга остается заслугой, даже если окружающие не отмечают ее немедленно. Что признание может быть отсрочено во времени или разделено с другими. Это необходимо для того, чтобы он научился работать для себя, находя удовольствие в учебе, общении, дружбе.

Если же ребенок не находит общего языка с одноклассниками, надо помочь ему решить эту проблему. Можно пригласить на день рождения его одноклассников. Когда они придут с подарками, ваш ребенок почувствует, что он нужен, его поздравляют, и отношения изменятся. Можно поговорить с другими родителями и организовать совместный поход куда-нибудь. Недостаток тепла в коллективе обязательно нужно компенсировать теплыми и любящими отношениями в семье, и тогда со временем все встанет на свои места.

ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ — БОЙ!

Один неприятный момент, с которым могут столкнуться родители, — это вещи одноклассников в портфеле ребенка. Если ребенок просто по невнимательности забирает чужое — это одно. Но если он делает это намеренно, то тут налицо упущение в воспитании. Ребенок не знает границы между «своим» и «чужим» и берет то, что ему понравилось. Такое может возникнуть, если часто заставлять ребенка «делиться и не жадничать» или не задавать вопросов, если ребенок принес с улицы чужую игрушку.

Чтобы изменить ситуацию, нужно провести четкую границу между «своим» и «чужим». А именно — каждый раз проверять портфель и, обнаруживая чужую вещь, выяснять, как она попала к ребенку. Полученную информацию необходимо перепроверять у владельца. Если взял без спроса — научить ребенка вернуть вещь с извинениями. Ругать и обзывать его вором нельзя. Если же эти усилия ни к чему не приводят, стоит обратиться к психологу. В отдельных случаях за таким поведением кроется нарушение функционирования личности.

Ребенок грызет на уроках ногти? Это точно так же, как выщипывание волос или расцарапывание ранок, является вредной привычкой, от которой следует избавляться. Но в основе ее лежит мотив самонаказания. За что же неосознанно может наказывать себя ребенок? За то, что он не такой хороший, как хотелось бы ближайшему окружению. Страх оказаться несовершенным в таком важном деле, как учеба, заставляет ребенка наказывать себя таким вот способом.

Уговорами и скандалами проблему не решить. Наказания, требования обещаний «больше никогда так не делать» нередко приводят к обратному эффекту. Не в силах остановиться, ребенок чувствует себя еще худшим от того, что нарушает обещания. Поэтому в этой ситуации главное — безусловная любовь. Всегда хвалите своего ребенка, больше обнимайте его, проводите с ним время, интересуйтесь им самим, а не только его успехами. Позвольте ему быть не «хорошим», а таким, каков он есть. А выплеснуть негативные эмоции ему помогут танцы и подвижные игры.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители, — это боязнь ребенка попроситься выйти в туалет. Как показывает практика, до 80% школьников предпочитают не посещать школьные туалеты. Однако терпеть действительно вредно. Кроме того, это отвлекает от учебы. Поэтому важно разобраться, в чем причина. может, учитель запрещает во время урока выходить в туалет, потому что надо «успевать на переменке»? Тогда вопросы решаем с учителем. Если причина в ребенке, нужно убедиться, что он знает, где туалет, умеет им пользоваться, не боится туда заходить. Также дети могут не обращать внимания на позыв, когда заняты чем-то другим. Могут стесняться объявлять во всеуслышание о необходимости выйти. Причин может быть множество, важно выяснить, что происходит, и найти способ изменить ситуацию, сотрудничая с учителем. Например, взять своего ребенка и завести его за руку в туалет, показать, как пользоваться сливом, где мыть руки, и объяснить, что учительница всегда должна отпускать детей в туалет, даже во время урока.

УРОКИ СДЕЛАЛ? ОТДЫХАЙ!

Чтобы не отбить у ребенка желание учиться, важно правильно организовать подготовку уроков: начинайте с тех предметов, которые ребенку нравятся, лучше с письменных. Между занятиями делайте динамические перерывы — физкультминутки, зарядку для пальчиков («мы писали, наши пальчики устали»), прыжки — после того, как выполнены задания по предмету. Можно позволить малышу «вернуться в детство» — поиграть в игрушки (он стал учеником, но не перестал быть ребенком). Первое время сидите рядом, но потом начинайте ненадолго отходить, проверяя выполненные задания по возвращении. Пусть ваш школьник привыкает все делать сам, зная при этом, что если потребуется ваша помощь, то вы обязательно поможете.

И еще один важный момент. Чтобы поддержать иммунитет, педиатры рекомендуют в первые месяцы учебы дополнить рацион школьника поливитаминами. Обязательными являются витамины группы В, С и А, необходимые для нормального роста и развития органов и систем организма, а также для повышения иммунитета и остроты зрения. Витамин D помогает нормальному формированию скелета, зубов и адекватному усвоению кальция. Йод необходим для развития интеллекта, а также для нормальной деятельности щитовидной железы. Пробиотики добавляют в йогурты и кефир для правильной работы кишечника и борьбы с дисбактериозом. А витаминные комплексы с лецитином улучшают работу мозга, активизируют процесс запоминания информации и работоспособность. Эти «витаминные добавки» хорошо помогают в процессе адаптации к школе.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера