Неизвестное об известном Юлиане Семенове

Неизвестное об известном Юлиане Семенове

«Моя вилла Штирлиц» — шутливо называл Юлиан Семенов свою дачу в деревушке Верхняя Мухалатка. Сейчас в нескольких комнатах первого этажа располагается музейная экспозиция, где благодаря сотрудникам Культурного фонда Юлиана Семенова сохраняется дух этого дома — как при жизни известного писателя. Музей, созданный младшей дочерью писателя, Ольгой, давно пользуется заслуженной популярностью у жителей и гостей Крыма, многие приезжают сюда из Севастополя. К юбилею Юлиана Семенова, которому в следующем году исполнилось бы 85 лет, Дом-музей и фонд уже сейчас ведут активную подготовку. И 25 сентября в штаб-квартире писателя в Верхней Мухалатке прошла выставка-презентация для журналистов «По направлению к Штирлицу», посвящённая малоизвестным страницам его биографии и творчества.

Представители СМИ получили возможность заглянуть в творческую лабораторию Юлиана Семенова, увидеть фрагменты нового документального фильма о нем, узнать подробности о готовящихся публикациях неизвестных повестей и рассказов, обнаруженных в архиве писателя, прогуляться по саду музея, закрытому для посетителей, и узнать ответы на вопросы: «Какие произведения об Исаеве-Штирлице до сих пор не опубликованы? Какова судьба повести-приквела к роману «Майор Вихрь»? Почему Ю.С. Семенов убрал своё имя из титров известного приключенческого фильма? Как популярный автор лирических рассказов стал мэтром детективного романа?»

В недолгой, но насыщенной событиями жизни Юлиан Семенович побывал в роли дипломата и разведчика, путешественника и исследователя, политического деятеля и начинающего медиа-магната. Семенов стал основателем жанра политического детектива в СССР, написал сценарии к известным фильмам, до сих пор горячо любимым отечественным зрителем, и стоял у истоков жанра «журналистское расследование» в советской прессе. Этому замечательному человеку и гражданину удалось сделать ещё очень многое для отечественной культуры.

Поскольку недостаток места не позволяет показать посетителям значительную часть интереснейших экспонатов, музей начинает увеличивать объемы. «К юбилею писателя мы планируем существенно расширить экспозицию и открыть для посещения второй этаж дома, — рассказывает журналист и литератор, глава фонда Ольга Юлиановна. — В этой комнате мы разместили библиотеку Юлиана Семеновича. По заголовкам книг сразу можно понять, каким образованным человеком он был. Это издания из области истории, науки, приключенческие, исторические романы и многое другое. Писатель читал на русском, английском, испанском, немецком языках. Я никогда не видела отца отдыхающим: он или писал, или читал. Здесь собраны папины книги, изданные в разных странах мира. А на этих полках — замечательные произведения наших советских авторов с дарственными надписями Расула Гамзатова, Шандора Радо, который был прототипом Штирлица, с ним отец встречался в Будапеште. Это Анна Ларина (Бухарина), а отец Юлиана Семенова был правой рукой Бухарина в газете «Известия». Все эти экспонаты мы будем рады показать посетителям.

В следующей комнате, где предусмотрен кинозал и размещены новые экспонаты, мы решили посвятить часть площади семье писателя. Обычно зятья жалуются на тещу, а Юлиану Семёновичу Бог послал удивительную тещу — Наталью Петровну Кончаловскую: поэтессу, писательницу, всесторонне развитую женщину. Я горжусь быть её внучкой. Юлиан Семенович с ней сразу же подружился. Наталья Петровна направляла зятя, правила его первые рассказы, поехала с ним в Китай, и результатом этой поездки в 1958 году стала их совместная книга «Здравствуй, Китай!» И со временем, когда папа вырос в большого писателя, Таточка, как мы все называли Наталью Петровну, просила его что-то исправить в своих произведениях. Она говорила, что никто не может посоветовать большому художнику, кроме другого большого художника. И они постоянно друг другу советовали.

Папа гордился родством с этой великой женщиной и тяжело переживал её кончину. На стене вы видите скатерть, вышитую Натальей Петровной, с автографами известных людей — Марины Влади, Чингиза Айтматова, всех внуков и, конечно же, Юлиана Семенова. Наталья Петровна долгие годы расписывала эту скатерть, которая нашла своё место в Доме-музее писателя, потому что он испытывал к ней искренние уважение и любовь. Рядом — семейные фотографии, иллюстрации к последней книге Натальи Петровны «Дело в шляпе».

На противоположной стороне продолжается история Янтарной комнаты. Секретный документ одного из сотрудников советского посольства гласит о том, что он встречался с людьми, причастными к ее поиску, и это было очень опасно. В документе сказано, что все, кто прикасался к тайне Янтарной комнаты, быстро и загадочно умирали. Здесь же представлены очень любопытные фотографии, касающиеся пребывания писателя в Латинской Америке, где скрывались от возмездия нацистские преступники. Под впечатлением этих поездок написан роман «Экспансия». Здесь же можно увидеть очень трогательное письмо от женщины, которая проводила ночи в очереди, чтобы приобрести книги Юлиана Семенова. Первые посетители новой экспозиции с интересом слушали увлекательный рассказ дочери писателя.

Глава администрации Ялты Андрей Ростенко под впечатлением этой экскурсии сказал: «Я благодарен всем людям, которые приняли участие в сохранении памяти об этом замечательном человеке с широчайшими талантами, который был примером для многих современников. Я рос и воспитывался на его книгах. Юлиан Семенов для меня всегда будет авторитетом. Побывать здесь, где он работал, проводил долгие месяцы, для меня знаменательная страничка в жизни, о которой я никогда не забуду».

На столике в библиотеке писателя разложены его рукописи, которые ждут своего часа для публикации. Об издательских планах фонда рассказывает консультант Дома-музея Алексей Репин: «Архив Юлиана Семенова порадовал нас многими находками. Обнаружены четыре неизвестные, ранее не публиковавшиеся остросюжетные приключенческие повести. Главным героем одной из них является всем известный Максим Исаев. В следующем году будет выпущен двухтомник из этих повестей и избранных рассказов.

Среди рукописей вы видите пьесу «Провокация», которая с успехом шла в Севастопольском русском драматическом театре имени Луначарского в 80-е годы. А вот рукопись повести «Господин большевик», которая является своеобразным приквелом романа «Майор Вихрь». Он безуспешно пытался ее опубликовать в течение почти семи лет. И оставил эти попытки. Очевидно, это связано с нестандартным изображением подпольщиков времен Второй мировой войны. Она написана совершенно свободным языком, а середина 60-х годов характеризовалась определенными требованиями к писателям, некоторые темы не афишировались. Главный герой этой повести позднее появится в романе «Майор Вихрь». Это наиболее интересная находка о подпольщике эпохи Второй мировой войны. Были известны только 20 страниц рукописи, остальные считались утраченными даже самим автором. В архиве была обнаружена ее полная версия.

Повесть «Исход», написанная в 1965 году, — о Гражданской войне в Сибири и Монголии. Это второе произведение с главным героем чекистом Всеволодом Владимировым (он же Исаев). Поскольку хронология повести никак не совпадала с последующей биографией Штирлица, Юлиан Семенов изменил фамилию главного героя на Прохорова. Он долго думал, где оставить Исаева, и решил, что лучше в романе «Пароль не нужен». А в «Исходе» получился некий альтернативный Штирлиц. По мотивам этой повести был написан сценарий и снят совместный советско-монгольский фильм, где нашего разведчика блестяще сыграл Владимир Заманский. Сама повесть не была опубликована, только в одном дальневосточном сборнике напечатали сокращенный вариант сценария. Авторский вариант повести так и остался в архиве.

Совершенно замечательная повесть «Держись за облака». Её идея возникла у Юлиана Семенова, когда он был в командировке в Венгрии и познакомился с венгерским кинорежиссером Петером Сасом, и они решили сделать фильм, посвященный событиям Гражданской войны, с опасным путешествием главных героев через красных, белых, зеленых. Очень интересная, ироничная повесть, но в процесе производства фильма было написано более десяти вариантов сценария. Петер Сас и венгерская сторона требовали каких-то переделок, и в итоге картина лишь отдаленно напоминала повесть Юлиана Семенова, хотя в ней снялись такие известные актёры, как Андрей Миронов, Василий Шукшин, Галина Польских, Никита Михалков.

И в последнем варианте сценария, окончательно разругавшись с режиссером, Юлиан Семенов убрал своё имя из титров фильма в знак протеста против того, что его авторский замысел был изменён до неузнаваемости. В связи с этим конфликтом писатель не хотел возвращаться к произведению и публиковать его. Упомянутые повести войдут в первый том издания, второй том — ранняя проза Юлиана Семеновича. Он стал известным писателем благодаря своим ранним молодежным лирическим рассказам, в том числе о геологах, строителях. Второй том и составят эти замечательные рассказы, которые были популярны и с которыми Семенов вошел в литературу, а также около десяти рассказов, которые не публиковались вообще».

В музее хранится временное удостоверение сотрудника МУРа, выданное Юлиану Семенову. С ним связана знаменательная история о том, как автор лирических рассказов переключился на детективный жанр. Как-то писатель ехал на своём автомобиле, гаишник остановил его на дороге и повёл себя грубовато, прицепился к бороде писателя, которая ничего не нарушала. Ведь инцидент произошел не в эпоху Петра I, когда запрещали носить бороду. У Юлиана Семенова были знакомые в московской милиции, и он пошёл к ним с нареканиями на бесцеремонного гаишника. Там его выслушал начальник угрозыска и сказал: «Посмотри, какие парни работают у меня в отделе, напиши о них». Юлиан Семенович загорелся этой идеей, ему выдали временное удостоверение сотрудника МУРа, и он три недели ходил на задания, чтобы узнать изнутри работу сыщиков, подружился с полковником Кривенко, который в повести «Петровка, 38» стал прототипом Костенко. Этот детектив мгновенно приобрёл популярность, как и следующие.

В музее представлена и творческая зявка Юлиана Семенова на «Семнадцать мгновений апреля». Да, да, это не опечатка, именно так назывался первый вариант «Семнадцати мгновений весны», а его сюжет отличался от известного нам варианта. «В настоящее время я работаю над кинороманом, который посвящён подвигу Максима Исаева в последние дни войны в апреле 45-го года. Исаев сумел похитить секретные архивы, касающиеся немецкой агентуры в наших тылах…» — писал автор.

Над увлекательным документальным фильмом о Юлиане Семёнове, фрагменты которого демонстрировались в музее, продолжает работать режиссёр картины Сергей Стафеев. «В какой-то момент мы поняли, что нужен нормальный фильм о Юлиане Семенове —

с его биографией, литературным творчеством», — отмечает Сергей. Каждая часть картины посвящена какому-то одному аспекту: детство, первые шаги в литературе, этапы творчества, работа Ю.С. Семенова в журналистике, рассказ о его семье и так далее. Главное — в фильм вошли уникальные кадры кинохроники, отражающие историю, в них присутствует сам Юлиан Семенов и очень мудро отвечает на вопросы любителей его творчества.

К юбилею писателя посетителей обновленного музея будут ждать новые постоянные и тематические экспозиции, а также другие интересные сюрпризы, которые сделают посещение виллы Штирлиц незабываемым событием.

На снимке: Ольга Семенова проводит экскурсию для гостей (слева — мэр Ялты Андрей Ростенко).

Фото автора.

Другие статьи этого номера