Многоликий Армен Джигарханян

Многоликий Армен Джигарханян

Народный артист СССР Армен Джигарханян — один из талантливейших актёров советского кино, сыгравший более 250 ролей в фильмах. Его внесли в Книгу рекордов Гиннесса как самого снимаемого российского актера. Он воплотил на экране целую плеяду замечательных образов. Армен Джигарханян не раз играл в фильмах, где есть морская душа: «Возвращение «Броненосца», «Кавалеры Морской звезды», «Боцман Чайка». Это роднит талантливого артиста с Севастополем. А в1986 году он снимался в роли стюарда в картине «Крик дельфина». В этом остросюжетном фантастическом художественном фильме были задействованы моряки Черноморского и Северного флотов. На Краснознамённом Черноморском флоте съёмки велись на подлодке «Б-318». Сегодня, 3 октября, замечательному артисту исполняется 80 лет. «Все, чем горжусь в жизни, не давалось мне легко», — говорит Армен Борисович. Слова актера подтверждают страницы его жизни.Он родился в Ереване и происходит из старинного рода тифлисских армян. Отец покинул семью, когда мальчику не исполнилось и года. Армен остался с мамой, Еленой Васильевной. Позже к его воспитанию присоединился отчим, с которым у ребёнка сложись очень тёплые отношения. Он рос в русской среде, учился в русской школе и одинаково постигал армянскую и русскую культуры. Армен мечтал стать артистом с раннего детства. Его мама была страстной театралкой и привила сыну любовь к искусству.

После окончания школы в 1953 году юноша отправился в Москву и попытался поступить в ГИТИС, но из-за своего акцента потерпел неудачу и вернулся в Ереван. В родном городе он устроился работать помощником оператора на киностудию «Арменфильм». А через год Джигарханян стал студентом Ереванского художественно-театрального института.

Его творческий дебют состоялся в 1955 году. Когда Армен был студентом-второкурсником, его приняли в труппу Русского драматического театра имени К.С. Станиславского в Ереване, где он успешно работал до 1967 года. Джигарханян участвовал в постановках «Ричард III», «Иркутская история», «На всякого мудреца довольно простоты» и других.

В 1967 году он вновь приехал в Москву, но на этот раз по приглашению А.В. Эфроса, и стал актером театра имени Ленинского комсомола. Армен Борисович играл на его сцене в спектаклях «Мольер», «Снимается кино», «104 страницы про любовь»… Через несколько месяцев после приезда актёра Эфроса сняли с занимаемой должности, а Джигарханян, немного поработав под руководством другого режиссёра, ушёл из труппы.

Важным этапом в его творческой жизни стал театр имени Маяковского. Здесь он в течение 27 лет создавал яркие образы в спектаклях «Бег», «Разгром», «Кошка на раскаленной крыше», «Трамвай «Желание», «Театр времён Нерона и Сенеки» и других. Армен Борисович участвовал и в антрепризах разных театров. С 1991-го по 1996 год он обучал студентов актерскому мастерству во ВГИКе.

Актёр плодотворно работал в театре, кино, на телевидении. Благодаря кинематографу он приобрёл всесоюзную известность. Его первым образом стал Акоп в фильме «Обвал» в 1960 году. Все герои Джигарханяна не похожи друг на друга. Зрителям запомнились его капитан Овечкин в знаменитой трилогии о приключениях неуловимых мстителей, судья Кригс в «Здравствуйте, я ваша тетя!», Тристан в «Собаке на сене», главарь банды Горбатый в фильме «Место встречи изменить нельзя». Причём эта роль, по словам актёра, его не вдохновляла.

Многие из кинолент, где играл Армен Борисович, стали классикой советского кино. Колоритная внешность актёра и невероятный дар перевоплощения способствуют созданию таких разноплановых образов. Среди них люди разных национальностей — грузины, евреи, французы…

И тем не менее у актёра своеобразный взгляд на своё дело: «Я 50 лет занимаюсь своей профессией и то еле-еле начинаю понимать, почему артист выходит на сцену и начинает делать вид, что он, например, Ленин. В этом есть какая-то патология. Как, в общем-то, и во всяком желании воздействовать на другого».

Как и у многих простых смертных, личная жизнь Армена Джигарханяна не была гладкой. Его первый брак с актрисой Ереванского русского драматического театра Аллой Ванновской закончился трагедией: после рождения дочери Елены, названной в честь матери Армена Борисовича, оказалось, что супруга страдает неизлечимым психическим заболеванием. Актёр не выдержал этих буйных припадков, когда жена набрасывалась на него с кулаками, забрал дочь и подал на развод. Он много лет хранил в тайне эту неудачную страницу личной жизни. А в 1987 году Армена Борисовича постиг ещё один удар судьбы: его дочь задохнулась от угарного газа в автомобиле. Елене было всего 23 года. Актёр очень тяжело переживал её трагическую смерть, и эта рана до сих пор болит.

В браке с актрисой Татьяной Власовой Джигарханян чувствовал себя счастливым человеком. Свадьба оказалась настолько неожиданной для обоих, что они не успели купить кольца. И Армен Борисович надел на палец Татьяны венчальное колечко своей бабушки, доставшееся ему в наследство. Это событие молодожены скромно отметили в ресторане «Арагви».

Но спустя годы Джигарханян ушел от жены к 33-летней Виталине Цымбалюк-Романовской, музыкальному руководителю Московского драматического театра. Объяснить этот шаг, видимо, может его собственное высказывание: «С женщинами знаете что самое страшное? С одной и той же женщиной в разных ситуациях чувствуешь себя по-разному. Сегодня — хорошо невероятно. Завтра — противно. Послезавтра — опять хорошо. А через две недели: кто это такая, зачем мне все это?» Долгое время Джигарханян и Виталина скрывали свой роман. А в сентябре 2015 года Армен Борисович развелся с Татьяной Сергеевной, которая сейчас живёт в Далласе и преподаёт русский язык.

В 1999-м Джигарханян получил в США грин-карту и несколько месяцев в году проводит в Америке, в особняке, который ему подарил поклонник. Он очень любит животных и обожает смотреть канал Animal Planet. Армен Борисович по-прежнему предан своей профессии и продолжает радовать зрителей новыми образами в кино. А его жизненная мудрость заключается в простых словах: «Человек должен быть солидным в своем ожидании жизненного успеха. Не нужно метаться». Актерский труд Джигарханяна был оценен многочисленными наградами — государственными, театральными и кинематографическими премиями.

Другие статьи этого номера