Генератор театральных идей

Генератор театральных идей

Драматический театр имени Б.А. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации пользуется заслуженной популярностью у севастопольцев и гостей города. За блистательными и разножанровыми спектаклями стоит труд целого коллектива, но если актёры всегда на виду, то создатель постановки зачастую остаётся в тени. На счету главного режиссера, заслуженного деятеля искусств Республики Крым Юрия Маковского более 30 спектаклей в театре. 7 октября ему исполняется 60 лет. «Много это или мало? На какой возраст себя ощущает юбиляр? Как отметит эту дату?» — с этими мыслями я шла на встречу с Юрием Владимировичем. После взаимного приветствия отмечаю, что стройный, по-юношески спортивный главный режиссер никак не вписывается в рамки числа шестьдесят.Юрий родился в Севастополе. И хотя его родители не имели отношения к театру, его с детства окружала творческая атмосфера. Мама и папа переехали в Севастополь из степного Крыма и начинали здесь жизнь «с нуля». Они довольно долго работали в здании, где сейчас находится театр имени Б.А. Лавренева. Их сын вырос в этих стенах. В Матросском клубе кипела жизнь, проявляли активность творческие коллективы. Здесь находился центр культуры Севастополя. На Историческом бульваре круглый год работал летний кинотеатр, с танцплощадки доносились популярные мелодии. Отец Юрия любил играть на баяне, работал киномехаником в летнем кинотеатре, а мама — радисткой на танцплощадке. Она выполняла обязанности диск-жокея. А по выходным дням люди танцевали под мелодии духового оркестра.

Окружение способствовало тому, что Юрий с детства увлекся музыкой, в конце 60-х были популярны вокально-инструментальные ансамбли, все мальчишки бредили гитарами, слушали «Битлз», «Роллинг Стоунз». Появились первые магнитофоны. Юрий и его друзья организовали свою музыкальную группу, где он самозабвенно играл на ударных инструментах. А затем в жизни Маковского произошло важное событие — его пригласили в профессиональную группу «Панорама», очень в то время модную. Она работала при русском драматическом театре имени А.В. Луначарского. Там он встретил свою судьбу и женился на актрисе. «Это были мои первые шаги в театре, видимо, тогда я и «подцепил» театральный вирус. Мы участвовали в спектаклях, выступали на сцене, у нас были свои музыкальные постановки, рок-группы в театрах тогда пользовались большой популярностью. В то время группа «Аракс» работала в Ленкоме в Москве, на сценах Ленинграда ставили рок-оперы. Мы показывали свою программу «Мелодии и ритмы театра», на которую невозможно было достать билеты. У нас брали автографы, мы ездили на гастроли с этой программой. Потом был моноспектакль «Мысли» — аранжировка классики. И тогда у меня возникло желание связать свою жизнь с театром», — вспоминает Юрий Владимирович.

И наступил момент, когда он поступил в институт культуры в Ленинграде, окончил режиссёрское отделение вуза. В 1988 году перевез семью в Ленинград. Маковского пригласили на работу в театральный институт, где он преподавал на курсе народного артиста СССР И. Владимирова. Но перевесила тяга к творчеству, и Юрий Владимирович принял предложение стать актером театра «Буфф». Тогда на его сцене начинали ещё никому не известные Юрий Гальцев, Геннадий Ветров и другие артисты. Это был театр эстрады — программы со спектаклями без слов, очень популярные у зрителей, с ними коллектив объездил в 1989-1990 годы всю Европу, выступал на разных фестивалях.

Все складывалось хорошо в его творческой судьбе, но жизнь омрачила болезнь родителей, которые очень тосковали по единственному сыну и его семье. Они тяжело переносили разлуку, поэтому Юрий с семьёй в 1992 году вернулся в Севастополь. Вспомнил о своем увлечении музыкой, нашел своих товарищей по «Панораме», к ним добавились актёры театра имени Луначарского, и получился коллектив под названием «Мьюзик Экс» — по образу и подобию Ленинградского театра «Буфф». Название означает — «музыкальный эксперимент», или «музыкальная эксцентрика». В этом жанровом направлении работал коллектив единомышленников.

Юрий поставил спектакль без слов, с которым они успешно выступили на фестивале в Венгрии. Периодически в этих постановках участвовал его друг Юрий Гальцев. Но потом так сложилось, что пути группы и ее создателя разошлись. «Мьюзик Экс» до сих пор остаётся популярным коллективом, а Маковский занялся педагогической деятельностью в театральном центре при общеобразовательной школе, где подросткам преподавали и актёры театра имени Луначарского.

Образовательная база была очень солидной, обучение велось по программе первого курса театрального вуза. Ежегодно несколько воспитанников центра поступали в престижные московские вузы. Сейчас их имена известны зрителям: трое из них работают в театре МХТ имени Чехова под руководством Олега Табакова, Катя Копанова активно снимается в кино, Никита Тезин играет у Сергея Урсуляка. Так что труд педагогов не прошел даром. А еще Маковский успел поработать преподавателем на курсе музыкального театра ГИТИСа в Черноморском филиале в Севастополе. Ряд его выпускников сейчас работают в театрах нашего города.

После того как Юрий Владимирович поставил несколько спектаклей в Севастополе, его пригласили работать главным режиссером в театр имени Б.А. Лавренева. Ничего случайного в жизни нет. Он творит в том здании, где прошло его детство, в театре черноморского флота, на котором служил в юности. А храм искусства, благодаря его вкладу, развивается и обогащает свой репертуар. Юрий Владимирович не любит считать количество своих спектаклей, полагая, что лучшая постановка — впереди. В уютном кабинете Маковского — множество афиш, наград… Прошу собеседника припомнить:

— Какой жанр преобладает в его постановках — комедия или драма?

— В принципе, для меня неважно — трагедия или комедия, главное, чтобы заинтересовали тема, идея. И все же я очень люблю работать с комедиями, — отвечает Юрий Владимирович. — Это один из самых сложных жанров. Заставить человека плакать легче, чем смеяться. Чтобы рассмешить зал, нужно иметь хороший вкус, точный посыл мысли. Можно любую ситуацию сыграть так, что она вызовет слёзы умиления. А в комедии без вкусной подачи реприз либо какого-то подтекста очень сложно вызвать смех. Если вспомнить Мольера, который был виртуозом в этом жанре, то он всю жизнь мечтал играть трагедии. Когда человек мастер в своем деле, ему кажется все просто и легко.

— Мне кажется, что профессия режиссера очень зависима от людей. У вас в голове выстраивается, каким должен быть спектакль. Но есть исполнители вашей идеи — актёры, и они передают её по-своему. Не возникает досады по этому поводу?

— Если так обобщать, то любая профессия зависима от обстоятельств, от людей. У вас тоже играет роль фактор обстоятельств — интересный собеседник или нет. А у нас, наоборот, профессия актёра более зависима, чем у режиссёра. Режиссёр свободен в выборе материала, в распределении ролей. Здесь уже играет роль мастерство режиссёра — умеет он работать с актером или нет. У меня — труппа актёров, и если кто-то не попадает в «такт», я могу попробовать покопаться и вытащить то, что мне нужно, либо взять другого актёра. Конкуренция сейчас довольно жёсткая. Режиссёр более свободен как художник. Но, безусловно, то, о чем думаешь за столом, не гарантирует, что все так и получится, так как это работа с людьми, и актёры как личности могут навести на другую мысль или увести в другую сторону. И тогда по ходу работы выстраивается совершенно другой спектакль. То есть никогда я не строю все до конца. Спектакль — это коллективный труд. И результат никто не может спрогнозировать: бывает успешный, а бывает — не очень.

— То есть вы не знаете заранее, что этот спектакль будет успешным, а другой — не очень?

— Нет. И любая премьера — это экзамен для нас, волнение. Приходит зритель и расставляет все точки над «i». И каждый раз повторяется ощущение полной непредсказуемости.

— Кто из режиссеров является для вас образцом в работе?

— В режиссуре если дано сверху, то это проявится. Ремеслу можно научить любого, но должно быть дано ещё что-то свыше, чтобы профессия приобрела черты искусства и художественности. Когда я учился, у меня был педагог Владимир Петрович Марков, он ученик Товстоногова, водил нас на репетиции к Георгию Александровичу. Мы там сидели на галерке и смотрели, читали его книги. Товстоногов и сейчас считается реформатором театра, очень мощная личность. Вообще питерская школа очень интересная. Сейчас там работают Лев Додин, Валерий Фокин. Мне очень нравится главный режиссёр театра Ленсовета Юрий Бутусов. В Москву я часто езжу на «мхатотерапию», потому что нужно знать, чем живёт современный театр. Всегда держать руку на пульсе, быть в курсе событий социальных и политических, чтобы ставить актуальные для нашего времени спектакли.

— А как вы относитесь к тому, что актёры берутся за режиссерскую работу, ставят фильмы, спектакли? Это нормально или каждый должен заниматься своим делом?

— Я нормально к этому отношусь. Во-первых, есть много талантливых режиссеров, у которых первое образование — актерское. Когда я учился режиссуре, нам первые два курса преподавали актерское мастерство. Это помогает понять изнутри актерскую профессию, чтобы разговаривать на одном языке. К примеру, Александр Галибин — известный актёр и блестящий режиссёр, Олег Павлович Табаков: одна профессия вытекает из другой.

— Над каким спектаклем вы сейчас работаете?

— В ноябре у нас запланирована поездка на фестиваль военных театров в Москву. Сейчас я занимаюсь редактированием спектакля «Я жду тебя на Графской» по пьесе Ксении Норманской, это наш продукт. Я хочу его переработать, обновить, будет новая сценография. Чтобы дать постановке новую жизнь. Хотелось бы, чтобы мы достойно выступили на фестивале. Полгода назад мы ездили в Ялту на Международный фестиваль «ПостЕфремовское пространство», возили «Игроков» по пьесе Гоголя, получили специальный приз.

А еще готовим театральный капустник к 7 октября. Я не хотел подходить к этой дате очень серьёзно. Внутри я абсолютный шалопай, и число 60 никак не могу освоить, поэтому мы решили об этом говорить несерьезно, чтобы было интересно для меня и моих друзей, тогда это будет интересно для всех. Мы же творческие работники, это счастье — заниматься любимой профессией. Работать в театре — это тоже счастье, несмотря на тяжелые будни, колоссальную трату сил и энергии. Но все это очень интересно.

Маковского и всех его гостей сегодня ждут сюрпризы на юбилейно-поздравительном шоу с участием артистов драматического театра имени Б.А. Лавренева, академического русского драмтеатра имени А.В. Луначарского, Театра юного зрителя, академического театра танца, шоу-группы «Мьюзик Экс». В программе примет участие сын юбиляра — солист Московского театра оперетты Артем Маковский, а также актёр

Сергей Селин, друг Юрия Владимировича, и другие творческие люди. Юбилей пройдёт в теплой, творческой обстановке, как и любой театральный капустник. А нам остаётся только присоединиться к букету поздравлений и пожелать талантливому режиссеру крепкого здоровья и новых творческих свершений.

Другие статьи этого номера