Оксана МАРМУТА: «Пациент всегда прав, потому что самое дорогое, что у нас всех есть, — это здоровье»

Оксана МАРМУТА: "Пациент всегда прав, потому что самое дорогое, что у нас всех есть, - это здоровье"

«Слава Севастополя» продолжает традицию проведения «прямых линий» с компетентными специалистами по самым острым и злободневным вопросам жизни города. В сентябре на вопросы наших читателей отвечала главный врач ГБУЗС «Городская больница N 5 — Центр охраны здоровья матери и ребенка» Оксана Александровна Мармута. Вопреки ожиданиям, звонков было немного, но это и к лучшему. Как показывает опыт, чем меньше проблем, тем меньше обращений. Да и у редакции наконец появилась возможность в ходе «прямой линии» получить ответы не только на личные вопросы отдельных севастопольцев, но и на вопросы, касающиеся в целом здравоохранения, в данном случае — здоровья женщин и детей.

Звонок: — Это «прямая линия»? Здравствуйте! Из Качи вас беспокоят. Меня зовут Мария Васильевна. Хотела бы узнать вот что. Мы состоим на учете у ортопеда Аксенова. Внуку необходима высокотехнологичная медицинская помощь. Заведующая сказала, что документы по квоте отправлены, но в очереди перед нами еще девять человек, и на каждого время ожидания, как минимум, полгода. Это же сколько этой помощи ждать: год, два, три, десять? Скажите, на что нам рассчитывать? Мальчику уже 15 лет, его обследуют на протяжении двух лет, но точный диагноз так и не установлен. Ногу тянет, ему все хуже и хуже, а лечение практически отсутствует.

— Назовите, пожалуйста, фамилию ребенка и свой телефон… (записывает). Хорошо, я подниму документы, и мы вам перезвоним.

— Пожалуйста, помогите нам! Я ходила к заведующей, просила ее созвать консилиум. А то врачи говорят, что ничего не знают, что у нас все хорошо. Два года живем без диагноза, ничего не лечим, а мальчишке все хуже и хуже!

— Примем меры обязательно.

— Спасибо. До свидания.

— Всего доброго.

Звонок: — Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как можно записать ребенка на прием к эндокринологу? Мы пытались пробиться, но ничего не получилось.

— Вы обращались в регистратуру?

— Ну… Я человек работающий. Звонила неделю назад, мне сказали, что существуют какие-то списки. Пыталась записаться по телефону, но мне сказали, что надо приезжать лично, иначе талончик взять не получится. Но я работаю…

— Запишите, пожалуйста, телефон заведующей детской поликлиникой Гончаровой Светланы Анатольевны. Позвоните ей, объясните свою ситуацию, что у вас нет возможности подъехать за талончиком, и вам помогут решить вашу проблему.

— Спасибо!

Кор.: — К нам в редакцию от родителей также поступают жалобы на то, что если ребенок болеет, попасть к узкому специалисту очень трудно. Например, когда в отпуск уходила гастроэнтеролог, все ее пациенты «зависали». Как сейчас решается проблема записи к таким специалистам, как кардиолог, невролог, гастроэнтеролог?

— Такая проблема действительно существует, и причина только одна — недостаточная укомплектованность врачами-педиатрами первичного звена. Городская больница N 5 оказывает специализированную медицинскую помощь, что относится ко второму уровню оказания медицинской помощи, а первично дети должны обращаться к своему участковому педиатру, он является лечащим врачом ребёнка, он решает, консультации каких узких специалистов ему нужны, чтобы правильно поставить диагноз и назначить лечение. Узкий специалист консультирует врача, а сейчас пока получается, что родителей, так как они сами выбирают, к какому узкому специалисту обратиться, не доверяя знанию и опыту участкового врача. Вот поэтому и создаётся искусственный дефицит талонов к специалистам консультативной поликлиники, ведь 30% обращений можно решить на уровне первичного звена в детской поликлинике по месту жительства. Однако если ребёнок нуждается в неотложной помощи, то получит её в день обращения, для этого у нас разработана маршрутизация пациентов: плановую консультацию можно ожидать до 10 дней, срочную пациент получит в приёмном отделении в течение ближайших 2 часов после обращения, при необходимости больного ребёнка госпитализируют на профильную койку.

На сегодняшний день кадровый вопрос обеспечения врачами-специалистами остро стоит и в нашем учреждении. Но мы занимаемся им достаточно активно, привлекаем специалистов из Крыма, с материковой части Российской Федерации. Кроме того, очень активно проводится сертификационное обучение наших специалистов, Российские институты последипломного образования на территории Крыма и Севастополя с января по настоящее время проводят выездные циклы профессиональной переподготовки для врачей всех специальностей без отрыва от производства.

Я надеюсь, что все эти организационные мероприятия приведут к улучшению кадровой ситуации в городе и в нашем учреждении. Доктора к нам едут! Только в нашу больницу за последние три месяца приехали и провизоры, и лаборанты, и педиатры, и неонатологи, и реаниматологи… 8 акушеров-гинекологов пришли к нам за последнее время, отправили на обучение уролога. В общем, подвижки есть. Также привлекаем средний медицинский персонал.

Кор.: — Какова сегодня укомплектованность медицинскими кадрами?

— В нашем учреждении в детской поликлинике укомплектованность — 87%, а общая укомплектованность кадрами — 72%.

— Каких специалистов не хватает?

— Не хватает урологов, детских кардиологов, эндокринологов — есть вакантные ставки, на которые мы готовы привлекать специалистов.

— Еще от читателей поступил вопрос: доступна ли севастопольским детям высокотехнологичная медпомощь?

— Абсолютно доступна. На сегодня дети, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи, её получают. Эта помощь оказывается в плановом и экстренном порядке. У нас есть опыт направления детей на ВМП по экстренными показаниям в течение суток. Мы работаем с клиниками Москвы, Санкт-Петербурга, Перми. Пакет документов готовится очень быстро, и дети направляются в федеральные медицинские центры на лечение. В 2015 году таким образом направлено на экстренное лечение 6 детей.

Второе направление — телемедицина. Если специализированную медицинскую помощь можно получить на базе нашего учреждения в полном объёме, но есть необходимость организовать консилиум по сложному пациенту с ведущими специалистами федеральных медицинских центров, то с помощью современного телемедицинского оборудования по спутниковой связи в течение 30 минут проводим консилиум онлайн. Если пациент нуждается в экстренной высокотехнологичной хирургической помощи, он направляется на лечение в федеральный центр специализированным самолётом Министерства ЧС. За последние три месяца мы отправили шестерых детишек в Москву, одного — в Санкт-Петербург. Наши врачи-реаниматологи сопровождают ребёнка до аэропорта Симферополя, в самолете, после чего передают его врачам в клинике и возвращаются обратно. Но мы стремимся к тому, чтобы была возможность оказывать ВМП в Севастополе. Уже полностью оснастили реанимационную новым оборудованием, функциональными кроватями, на 2016 год запланировали 13 случаев проведения ВМП уже у себя в больнице (это будет оказание акушерско-гинекологической помощи). Еще мы берем на себя оказание ВМП по выхаживанию маловесных детей: у нас есть кювезы, есть оборудование, чтобы оказывать помощь детям, родившимся с весом до 900 граммов. Это возможно, так как у нас очень грамотные доктора, с большим опытом работы. Они умеют очень многое. И дооснащение учреждения определенным оборудованием позволит нам все делать в условиях нашей больницы.

Также хочу отметить, что от благотворительного фонда России нам был передан реанимобиль «Мерседес» с полным набором оборудования для реанимационной помощи маленьким детям, с транспортным кювезом, и уже сформирована реанимационная бригада. Транспортировку «тяжелых» пациентов, нуждающихся в лечении в отделении анестезиологии и реанимации, но находящихся на лечении в других лечебных подразделениях или учреждениях, мы планируем взять на себя.

Кор.: — Тогда просто не могу не задать вопрос и о переданном вам магниторезонансном томографе «на колесах». Он уже введен в эксплуатацию?

— МРТ мы получили в дар от олимпийского комитета после проведения олимпиады в Сочи. При поддержке губернатора Севастополя С.И. Меняйло нам оказана безвозмездная помощь. Необходимо было подвести 250 метров высоковольтного кабеля, что «Севэнерго» уже и сделало.

— То есть обследоваться здесь смогут не только дети, но и взрослые?

— Однозначно приоритет будет у детей. Магниторезонансный томограф готов работать круглосуточно и для детей, и для взрослых без возрастных ограничений. Организован круглосуточный пост, 4 рентгенолога проводят до 25 исследований в сутки, мы принимаем пациентов не только из нашего учреждения, но и из других лечебных учреждений города.

Звонок: — Это «прямая линия»? Елена Павловна беспокоит, у меня такой вопрос. Ночью у ребенка была высокая температура, вызвали «скорую». Утром пошли в поликлинику, чтобы сдать анализы и выяснить, что происходит. Там сказали, что никакие анализы не нужны, все так пройдет. Потом у ребенка сильно заболел живот. Обратились в вашу больницу, так как она ближе к дому, но нас отправили к участковому педиатру, попасть к которой без талона просто нереально. А запись — на две недели вперед. Что делать в таких случаях? Раньше в экстренных случаях обращались напрямую в приемный покой, и нам там помогали.

— Все дети прикреплены к территориальным участковым поликлиникам. В каждой детской поликлинике есть кабинет неотложной помощи — это определено приказом департамента здравоохранения Севастополя; педиатр после осмотра направит к хирургу для исключения хирургической патологии.

Если же у ребенка высокая температура, родители должны вызвать участкового врача на дом, а в ночное время — «скорую помощь».

— Спасибо.

Кор.: — Вернемся к проблеме записи на прием к врачу. Многие родители жалуются на то, что очередь в регистратуру за талоном приходится занимать в 6 утра, и не факт, что талон достанется. Предусматривается ли в вашем учреждении возможность электронной записи?

— Такие планы у нас, безусловно, есть. Уже установлены компьютеры и все то, что необходимо для обеспечения электронной записи. Сейчас формируем базу данных, работает сайт медучреждения, где можно ознакомиться с расписанием работы специалистов. В ближайшее время планируем запустить электронную запись. Первой электронная запись будет внедрена в наших женских консультациях, затем — в детской консультативной поликлинике. Но поскольку в нашей детской консультативной поликлинике работают только врачи-специалисты, направление на прием к которым дают участковые педиатры, то электронная запись там будет актуальна при внедрении компьютеризации всех наших учреждений здравоохранения, чтобы лечащий врач через Интернет мог записать ребёнка на приём к врачу-специалисту, а после консультации оперативно получить консультативное заключение и рекомендации по лечению.

Имеют право на существование три формы записи на прием. Две из них (запись по телефону и при прямом обращении в регистратуру) у нас есть, а над третьей (электронной записью) работаем.

Звонок: — Алло! Звоню на «прямую линию», хочу узнать насчет беременной женщины. У нее еще нет паспорта гражданина России, но ФМС уже прислала справку, что она является гражданкой РФ. Ей скоро рожать. Скажите, пожалуйста, для нее это будет бесплатно?

— А полис медицинского страхования у нее есть?

— Нет, мы только сегодня получили письмо из ФМС, что она признана гражданкой РФ.

— Я вас поздравляю! Поскольку она признана гражданкой РФ, помощь ей будет оказана совершенно бесплатно.

— Это жена моего внука. Скажите, пожалуйста: ей же надо встать куда-то на учет? До этого она ходила в женскую консультацию, и все осмотры и обследования были платными. Просто так нигде не принимали.

— Завтра к 10.00 прошу вашу родственницу подойти в наше учреждение и получить рекомендации, как встать на учёт по беременности на бюджетной основе.

— Хорошо! Спасибо вам большое.

— До свидания. Такие вопросы мы решаем индивидуально с каждым пациентом, — поясняет Оксана Александровна. — Однозначно, без помощи ее никто не оставит.

Кор.: — А телефон свой всем называете?

— Конечно. В этом нет никакого секрета, это одна из форм лично моего общения с пациентами и докторами. Делаю это для того, чтобы понять проблемы пациентов и что их не устраивает в оказании медицинской помощи в учреждении. Ведь всегда есть два мнения — сотрудников медучреждения и пациентов, которые не всегда совпадают. Номер моего мобильного телефона размещен на информационных стендах во всех структурных подразделениях больницы. Абсолютно в прямом доступе номера мобильных телефонов моих заместителей, и любой пациент может обратиться за консультацией. Если у человека есть вопросы по качеству оказания медпомощи, по очереди, по его проблеме, по несоблюдению медицинской этики, он может в любое время мне позвонить.

В нашем учреждении изменена система организации оказания медицинской помощи: разведены потоки медицинской помощи, разработана маршрутизация пациентов. Все проблемы возникают от непонимания пациента, как ему быть, куда идти и где он получит ответы на все свои вопросы. Когда он эти ответы слышит и понимает, что они профессиональные и грамотные, тогда недоразумений не возникает. Это очень важно. И это уже сделано по акушерско-гинекологической службе, отработано по детской службе. Есть еще нюансы, но они решаются. Благодаря этому снизилось количество обращений граждан по вопросам оказания медицинской помощи в нашем учреждении, у нас нет очередей в регистратуре консультативной поликлиники.

Кор.: — Оксана Александровна, вы в Севастополе недавно. Каковы первые впечатления от больницы, руководить которой вас назначили? Каковы перспективы развития у вашего учреждения?

— Впечатления — потрясающие. Прежде всего от больничного комплекса, от его площадей, оформления, количества отделений, самой организации. Структура: две женские консультации, два родильных дома, Центр охраны здоровья семьи и репродукции человека, детская консультативная поликлиника, круглосуточный многопрофильный стационар на 300 коек, свои медико-генетическая консультация, прачечная, пищеблок, гараж, отделение патанатомии, лаборатории. То есть учреждение существует совершенно самостоятельно, осуществляя, по сути, замкнутый цикл. Центр охраны здоровья семьи и репродукции человека помогает семьям, имеющим проблемы с функцией деторождения. Статистически порядка 20% семей сталкиваются с проблемой зачатия и рождения детей. При этом детородная функция мужчины страдает в 50% бесплодных семей, а женщина может быть здорова. Семейная пара проходит комплексное обследование с единым методологическим подходом к лечению, что позволяет получить хороший результат. За последние 12 лет около 700 семей обрели счастье родительства.

Далее — женская консультация, где организованы помощь гинекологическим больным и наблюдение за течением беременности. Во время беременности проводятся 3-кратный УЗИ-скрининг на современных аппаратах экспертного класса, биохимический генетический скрининг для выявления пороков развития плода и другой генетической патологии. Своевременное выявление патологии позволяет решить вопросы о возможном направлении для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в федеральные медицинские центры, о месте и времени родоразрешения. Далее — родильный дом, где используются современные перинатальные технологии, основанные на принципах доказательной медицины, выписка. Потом мамы с детьми приходят уже в нашу консультативную поликлинику, где обслуживается детское население до 18 лет. А затем наши выросшие пациенты женятся, выходят замуж и снова возвращаются к нам — рожать и лечить своих детей.

Дети и женщины — это самое святое, что только есть. Поэтому наше учреждение не может работать плохо. Помимо медицинских услуг оно оказывает огромную психологическую помощь населению. Женщины должны знать, что в городе есть хорошее, качественное, профессиональное медицинское учреждение, которое не даст им потерять здоровье и которое позволит спокойно и безопасно выносить и родить ребенка.

Охрана материнства и детства — это приоритетное направление, определенное президентом РФ. У нас обслуживаются 65 тысяч детей и 270 тысяч женщин — практически все детское и женское население Севастополя. И медицинская помощь, оказываемая нашим пациентам, должна быть доступной и качественной.

За последний год в наше учреждение пришло 254 единицы нового оборудования, начиная от реанимационного и заканчивая инструментарием для операционных. Мы подключили аппарат МРТ, работают аппараты УЗИ, другое диагностическое оборудование. Мы получили оборудование в медико-генетическую лабораторию для проведения перинатального скрининга. В этом году планируется ремонт операционного блока, который будет полностью перестроен, отремонтирован и оснащен в соответствии с современными требованиями.

Хочу отметить, что наши пациенты очень четко начинают понимать свои права. Севастопольцы уже поняли, что они могут получить качественную медицинскую помощь, причем бесплатно.

А вообще пациент всегда прав. Потому что самое дорогое, что у нас всех есть, — это здоровье. И мы должны в краткие сроки привести медицину Севастополя в соответствие с российскими стандартами. Для этого у нас есть все возможности и прежде всего — наши потрясающие врачи. Еще потребуется чуть-чуть оборудования, ремонтов, сил и терпения докторам и пациентам, и все у нас будет хорошо.

— Спасибо за беседу.

* * *

P.S.Все звонки, поступившие на «горячую линию», не остались без внимания. Так, ребенок из Качи с ортопедическим заболеванием зарегистрирован в федеральной специализированной информационной системе 21.08.2015 г. на оказание плановой высокотехнологичной помощи в ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.М. Турнера» в Санкт-Петербурге. Родителям мальчика специалисты консультативной поликлиники рекомендовали подать заявление на оказание ВМП в другом регионе Российской Федерации, где открыты квоты на лечение в ближайшее время. Уже в октябре 2015 года пациента направили на лечение в ФГБУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» МЗ РФ в Смоленске.

Беременная женщина, получившая решение суда о признании её гражданкой Российской Федерации, поставлена на учёт в женскую консультацию.

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера