Обаятельный «мальчишка» Олег Меньшиков

Обаятельный "мальчишка" Олег Меньшиков

Актёр и режиссёр Олег Меньшиков отличается неотразимым обаянием. Несмотря на то, что с тех пор, как снимали «Покровские ворота» прошло более тридцати лет, телезрители запомнили его как веселого и беспечного студента Костика, который играл в картине роль первой скрипки. Он настолько легко и вдохновенно изображал Костю, что было ясно — это актер от Бога. Примечательно, что среди ролей актера нет ни одной проходной, многие из них отмечены наградами. В творческом багаже Олега Меньшикова не только значимые образы в театре и кино, но и озвучка героев фильмов. Так, в 1985 году он озвучивал матроса Данилова в боевике «Одиночное плавание», который снимали в Севастополе. Фильм о тяжёлых буднях военных моряков стал лидером проката в СССР.
8 ноября замечательный артист отмечает свое 55-летие. Кстати, в этот же день у великого Алена Делона тоже юбилей, только более солидный: ему исполняется 80 лет. Можно ли считать совпадением, что в один день родились два талантливых артиста? Очевидно, 8 ноября звезды благоволят актерскому таланту. Олег Меньшиков стал народным артистом России, лауреатом Госпремии РСФСР. А его творческая биография богата интересными событиями.Олег Меньшиков родился в Серпухове в семье, далёкой от лицедейства. Отец, Евгений Яковлевич, — военный инженер, а мама, Елена Иннокентьевна, работала невропатологом. Почти сразу после рождения сына семья переехала в Москву. В раннем детстве мальчик увлекся музыкой. Родители купили ему скрипку и отдали в музыкальную школу. В первый класс обычной школы он пошёл учиться с шести лет, что в то время было большой редкостью. Олег учился хорошо, но не был отличником. Однако самолюбие не позволяло ему на занятиях быть хуже других и получать тройки.

Его страстью в школьные годы стала оперетта. Олег дважды в неделю ездил на спектакли Театра оперетты. Он несколько раз слушал «Графа Люксембургского», «Марицу». Увлечение опереттой привело к тому, что в старших классах Меньшиков начал ставить спектакли. В новогоднюю пьесу одаренный мальчик включил отрывки из своих любимых оперетт. Он соединил их со своими собственными литературно-музыкальными опусами. У юного Олега проявились хорошие режиссерские задатки, а у некоторых одноклассников он обнаружил актерские способности.

«Он был у нас объединяющим началом. Большую роль в этом сыграла его музыкальная одаренность. Во многих классах и кабинетах у нас стояло фортепиано. На переменах Олег Меньшиков садился и начинал играть, играл с огромным удовольствием. Мы подпевали. Вокруг него группировались разные ребята — отличники, хулиганы, лентяи, спортсмены. Он ладил со всеми, никогда не дрался. Вообще трудно себе представить, чтобы на него кто-то мог поднять руку. Он так и остался — особенным», — вспоминали одноклассники Меньшикова.

Талант Олега как актёра был замечен в девятом классе. Вместе с родителями парень был приглашен на свадьбу дочери художницы по костюмам в Малом театре. Там он исполнял роль человека-оркестра, успевая играть на фортепиано, аккомпанировал танцорам и певцам. Среди гостей оказался и преподаватель театрального училища имени Щепкина Владимир Монахов. Он неотрывно наблюдал за Олегом, а потом пригласил на прослушивание. Меньшиков декламировал «Желание славы» Пушкина. «Конечно, это было несовершенно, да и откуда было взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарен актёрски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана», — считает Владимир Монахов.

Окончив школу, Меньшиков решил избрать актерскую стезю. Но его выбор не обрадовал родителей. Они видели сына в более серьёзной профессии. Однако не стали влиять на его решение. Олег удачно сдал экзамены в Щепкинское училище, его зачислили на курс ректора Николая Николаевича Афонина. Внимание к Меньшикову было приковано уже с первого курса. Олег вместе с товарищами создавал различные юмористические сценки. При этом выступал как актёр и незаурядный режиссёр. А студенческие «капустники» с Меньшиковым в училище помнят до сих пор. Тонкий юмор и наблюдательность помогали ему воплощать на сцене забавные события из жизни вуза.

На выпускном курсе Олег сыграл в спектакле «Нашествие», который поставил Николай Афонин. Причём главная роль предназначалась Меньшикову, но он попросил дать ему эпизодическую. «В результате Олег создаёт шедевр. Я и тогда не боялся этого слова, отмечая его работу, и теперь смело повторяю. Все училище сбегалось посмотреть Меньшикова в роли Вернера, так было интересно наблюдать за ним. Он играл чванливого, туповатого, самоуверенного офицера с тайной иронией и очень точно по рисунку», — вспоминал Николай Николаевич.

Дебют Олега в кинематографе пришелся на 1980 год. Он сыграл Шурку в драме «Жду и надеюсь». Это была удачная работа для 19-летнего юноши. Именно на этих съёмках его заметил режиссёр Роман Балаян. И в следующем году пригласил Меньшикова в свою драму «Полёты во сне и наяву». Небольшая роль в исполнении молодого актера получилась очень органичной. Почти в это же время Олег впервые снялся у Никиты Михалкова в фильме «Родня». Это была эпизодическая роль. Параллельно актёр работал в театре Советской Армии.

Настоящим триумфом для Меньшикова стала роль студента Костика в «Покровских воротах» — олицетворение юношеского задора, остроумия, бесбашенной веселости, объединяющее звено для всех персонажей картины. Олег создал очень привлекательный образ никогда не унывающего студента. Михаил Козаков уже набрал актёров для съёмок «Покровских ворот», а на роль Костика никого не было, хотя на пробах побывало полтора десятка актеров. Козаков уже отчаялся, но его выручила жена. Она случайно увидела по телевизору первый фильм с Меньшиковым. Молодой актер ей понравился, она записала его имя и посоветовала супругу. Как только Олег появился на сьемочной площадке, всем стало ясно, что это долгожданный Костик. В это же время Меньшиков был утвержден на роль в фильме «Частная жизнь» Юлия Райзмана. Режиссеры договорились, что Меньшиков останется в «Покровских воротах». Фильм вышел на экран в 1982 году и так пришелся по душе зрителям, что его до сих смотрят с удовольствием. Помимо неподражаемых персонажей, виды старой Москвы, песни Булата Окуджавы создают неповторимый колорит картины.

Любопытно, что «Покровские ворота» вообще могли не появиться. Дело в том, что Михаил Козаков несколько раз отказывался от роли Феликса Дзержинского в фильме «Государственная граница». И руководство Госкино поставило его перед выбором: либо актер соглашается на роль Дзержинского, либо ему не разрешат снимать «Покровские ворота». Он согласился и получил за роль «железного Феликса» три премии — Государственную и две премии КГБ.

После грандиозного успеха в «Покровских воротах» режиссеры стали наперебой приглашать Меньшикова. В 80-е годы он сыграл немало разножанровых ролей. Он был романтическим героем в фильме «Капитан Фракасс», рассеянным волокитой в картине «Володя большой и Володя маленький», морским офицером в «Моонзунде». Удачно складывалась и театральная карьера Меньшикова. Он сыграл в те годы одну из самых заметных ролей — Ганечку в «Идиоте». Критики отмечали его работы в спектаклях «Калигула» и «Нижинский», но уже на сценах театров имени Ермоловой и имени Моссовета.

В 90-е годы Олег Евгеньевич работал в разных театральных антрепризах. За роль Есенина в постановке «Когда она танцевала» на сцене лондонского «Глобуса» актёра наградили премией Лоуренса Оливье Британской академии искусств.

В кино он сейчас снимается реже. Меньшиков тщательно отбирает роли и режиссеров. И его каждая киноработа становится событием. Именно он вытянул картину «Дюба-дюба» Александра Хвана в 1992 году. Фильм несколько лет оставался популярным. А через два года он сыграл одну из самых сильных своих ролей — Митю в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова. Олег Евгеньевич создал сложный психологический образ человека, который упоен и опустошен местью. В 1998 году он вновь снимался у Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник» в главной роли юнкера Андрея Толстого. А затем — в продолжении «Утомленных солнцем» («Предстояние» и «Цитадель»). Очевидно, Никита Михалков высоко ценит Олега Меньшикова как незаурядного актёра, а тому нравится работать с талантливым и глубоким режиссером.

В интервалах между работой у Михалкова Олег Евгеньевич был отмечен наградами за роль в военной драме «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего. И воплотил на экране образ незаурядного Эраста Фандорина в «Статском советнике» Филиппа Янковского. Меньшиков попробовал себя в роли Остапа Бендера в очередной экранизации романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». «Этот персонаж — один из самых ярких и неоднозначных типажей в отечественной литературе ХХ века. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько разные артисты воплотили его образ на экране. Роль Остапа Бендера — это не просто возможность воскресить в памяти зрителей текст романа Ильфа и Петрова, который, я уверен, так же остроумен и актуален сегодня, как и полвека назад, но и профессиональный вызов.

Очевидно, что нынешний Бендер не может быть точно таким же, как первый Остап российского кино, блистательно сыгранный Сергеем Юрским. Существует мнение, что телевизионный формат недостаточно хорош для серьёзного актёра театра и кино, но я так не думаю. Ведь все зависит от материала… Я давно не снимался для телевидения, поэтому мне будет интересно. В этом смысле Остап Бендер близок мне, как минимум, одним качеством — авантюризмом», — пояснял Олег Меньшиков. Его очередной интересной и сложной ролью стал Юрий Живаго в фильме «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака.

Личная жизнь артиста всегда была окутана тайной. До 43 лет он не женился и приобрёл известность закоренелого холостяка. А в 2005 году Олег Евгеньевич таки сочетался браком с молодой актрисой Анастасией Черновой, но в атмосфере строжайшей секретности. «Мы познакомились 14 февраля, в День влюблённых, на концерте. У Насти был букет роз, а я сидел перед ней, периодически поворачивался и ел лепестки. У меня было очень хорошее настроение. Настя мне понравилась, и я привлекал её внимание», — вспоминал Меньшиков. Сейчас супруги оберегают свою личную жизнь от посторонних глаз.

В 2008 году талантливый актер поставил свой первый моноспектакль «1900» на сцене театра имени Моссовета в рамках фестиваля «Черешневый лес». На этом же фестивале, только в 2011 году, прошла презентация духового оркестра Олега Меньшикова. А с 2012 года он возглавляет театр имени Ермоловой, став его художественным руководителем и директором. Для него это новое амплуа. «Великие артисты кино могут быть неубедительны в театре. Но никогда — наоборот. Театр выявляет бездарность быстрее и ярче, чем кино. В кино можно прикрыть, закрыть, переозвучить, и будет ничего. Театр для меня — это работа. На данном этапе жизни мне намного интереснее быть продюсером, театральным деятелем, нежели актером или режиссером», — говорит Олег Евгеньевич.

Сейчас он занимается возрождением театра имени Ермоловой. «Театр не строится за два года, я это прекрасно понимаю. Мне кажется, у нас только сейчас начинает зарождаться тот театр, который я хочу здесь делать. Только сейчас начинает образовываться костяк, который может повлиять на жизнь театра. Это те люди, которые пришли со мной, — команда артистов, цеха. Я пошёл на отчаянные шаги. Снял почти все спектакли из репертуара, потому что не мог подписаться под тем, что было. И в театр вернулся зритель. Посещаемость выросла в разы. Есть спектакли, билеты на которые не так просто достать. У нас работает много молодых режиссеров, и я продолжу делать на них ставку», — добавляет Меньшиков.

Его талант и опыт — залог успеха в любых начинаниях. И хотя актёр ушёл с головой в театральную деятельность, хотелось бы чаще его видеть в новых интересных фильмах. И как-то не верится, что вечному студенту Костику уже 55. Вроде бы совсем недавно куплетист Велюров ему кричал: «Мальчишка!» Впрочем, он по-прежнему похож все на того же мальчишку с обезоруживающей обаятельной улыбкой и неистощимой юношеской энергией, которые так притягательны в каждом образе Олега Евгеньевича.

Другие статьи этого номера