Николай ПРИСТАВКА: «За 25 лет сформировалась высокотехнологичная госструктура, которая стала мощным контрольно-аналитическим органом и современным центром оказания госуслуг»

Николай ПРИСТАВКА: "За 25 лет сформировалась высокотехнологичная госструктура, которая стала мощным контрольно-аналитическим органом и современным центром оказания госуслуг"

21 ноября 2015 г. Федеральная налоговая служба РФ отмечает профессиональный праздник и важную дату — 25 лет со дня образования. Срок вполне достаточный, чтобы подвести итоги и сделать определенные выводы. Наш собеседник — руководитель управления ФНС РФ по Севастополю Николай Николаевич Приставка.— В ваш профессиональный праздник давайте вспомним немного истории: какие основные этапы развития прошла налоговая служба за четверть века? Как вы считаете: 25 лет — это много или мало?

— 25 лет для жизни человека — много, для истории — мгновение. А событий, произошедших в налоговой службе, с лихвой хватило бы и на 100 лет. Это не только переход от «ручного» труда с деревянными счетами и арифмометрами к передовым технологиям, но и изменение профессионального подхода к работе. В 90-е годы стала очевидной необходимость проведения экономических реформ, переход к рыночной экономике требовал иных подходов к работе. 24 января 1990 г. постановлением Совмина СССР «О Государственной налоговой службе» в системе Минфина создана Главная госналоговая инспекция, а 21 ноября 1991 г. указом президента РФ была образована Госналоговая служба РСФСР.

Важной вехой в развитии налоговой системы стал 1998 год. В этот период госналоговая служба была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. Принятый в этом же году Налоговый кодекс позволил упорядочить и привести в единую систему действующие нормы и положения, регулирующие процессы налогообложения. Были определены основные права и обязанности работников налоговых органов и налогоплательщиков. Свое современное название служба обрела спустя 6 лет: 9 марта 2004 г. министерство преобразовано в Федеральную налоговую службу.

— На ваш взгляд, какие основные этапы прошла служба и каковы основные итоги деятельности ведомства?

— С каждым новым этапом развития ведомства я видел, как постепенно меняется служба, как она превращается в динамично развивающуюся организацию. Скорость прогресса и позитивных изменений, постоянно происходящих в налоговой службе, огромна. За 25 лет сформировалась высокотехнологичная государственная структура, которая стала не только мощным контрольно-аналитическим органом, но и современным центром оказания государственных услуг бизнесу и населению. Эта позиция нашла свое отражение в политике фнс. И впервые она возведена в ранг миссии, которая определяет наравне с эффективной контрольно-надзорной деятельностью, высокое качество предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса.

— А что считаете самым большим прорывом службы?

— Конечно, то, что за последние годы мы существенно продвинулись в вопросах налаживания электронного взаимодействия с налогоплательщиками. На мой взгляд, один из самых важных и ключевых инновационных моментов развития — широкое внедрение электронных сервисов для налогоплательщиков на официальном сайте ФНС РФ.

Налоговая служба — безусловный лидер в вопросах внедрения современных технологий в практику предоставления услуг налогоплательщикам. Проделана масштабная работа, результаты которой позволили оптимизировать условия получения информации и уплаты налогов гражданами и организациями. Электронные услуги налоговой службы позволяют существенно экономить время, силы и ресурсы. Все они просты, понятны, предоставляют возможность получить информацию из любой точки земного шара, введя минимум данных. Вообще несомненный плюс всех электронных сервисов — это их экстерриториальность, то есть возможность получения данных вне зависимости от места нахождения налогоплательщика.

— Действительно, преимущества использования электронных сервисов неоспоримо. Но, наверное, сервисы созданы в основном для предпринимателей и крупных компаний?

— Это не совсем так. Интерактивное взаимодействие учитывает интересы всех групп: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан. Кроме того, ряд сервисов предназначен для отдельных категорий, например, плательщиков НДС или тех, кто использует специальные налоговые режимы. Всего на официальном сайте ФНС России действуют 39 электронных сервисов. Они позволяют получить справки и сведения, узнать ИНН, выбрать систему налогообложения, рассчитать сумму налога и даже зарегистрировать компанию.

Думаю, что с внедрением электронного взаимодействия с налоговой службой ведомство переживает новейший этап своего развития. И уже совсем скоро наступит время, когда вопрос «Где твоя налоговая инспекция?» у граждан возникать не будет из-за очевидности ответа: «Инспекция там, где ты находишься!» И принцип этот будет реально действовать по всем направлениям взаимодействия налогоплательщика со службой.

— Успели ли севастопольцы оценить преимущества электронного взаимодействия с налоговой службой?

— Признание горожан получил сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица». Число пользователей увеличивается практически каждый день, и сегодня уже более 33000 севастопольцев воспользовались этим сервисом. Именно в «Личном кабинете» можно увидеть, по каким объектам начислены имущественные налоги и в какие сроки их надлежит уплатить. Отмечу, что имущественные налоги уплачиваются гражданами РФ ежегодно до 1 октября. Севастопольцы впервые будут уплачивать земельный и транспортный налоги по итогам 2015 года до 1 октября 2016 г.

В этом году реализован новый сервис: «Налоговый калькулятор — расчет транспортного налога», который позволяет определить сумму с учетом региональных налоговых ставок, льгот и типа транспортного средства, необходимо лишь выбрать соответствующие параметры. Сервис имеет ознакомительный характер, так как уведомление, которое сформируют налоговые органы, с точной суммой налоговых обязательств будет направлено каждому собственнику автотранспорта.

— Николай Николаевич, а давайте вспомним новейшую историю, связанную непосредственно с УФНС России по Севастополю, как создавались налоговые органы в нашем городе?

— УФНС РФ по Севастополю образовано 31 марта 2014 г. Перед службой стояла непростая задача: в короткие сроки внедрить механизмы, позволяющие полноценно выполнять предусмотренный функционал ФНС. В первую очередь необходимо было построить инфраструктурно-телекоммуникационную составляющую информатизации налоговых органов, организовать процесс госрегистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, а также обеспечить предоставление налогоплательщикам всего спектра админуслуг.

В самые сжатые сроки была обеспечена компьютерная и технологическая поддержка деятельности ведомства, организовано использование корпоративных открытых информационных систем для оперативного учета, контроля и делопроизводства. В управлении и налоговых инспекциях полностью заменен парк компьютерной техники. Уже в апреле 2014 г. начался процесс регистрации и перерегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а 20 июня в Севастополе открыт современный Единый регистрационный центр. Обслуживание заявителей с реализацией принципа «одного окна» и использованием услуги «электронная очередь» помогли к концу года завершить процесс формирования базы налогоплательщиков региона. По состоянию на 1 октября 2015 г. в территориальных налоговых органах Севастополя состоят на учете 11 928 юрлиц и обособленных подразделений, а также 14 297 ИП.

— Как вы оцениваете результаты работы налоговиков Севастополя за время становления? Какие факторы повлияли на работу ведомства?

— Все решенные задачи по созданию УФНС РФ по Севастополю по своей сути являются уникальными. В самые кратчайшие сроки заработал слаженный механизм по выполнению функций Федеральной налоговой службы. Это стало возможным в том числе благодаря напряженной работе и личному вкладу каждого сотрудника ведомства. Несмотря на сложности переходного периода, которые влияли на экономическое становление региона, в 2014 г. удалось обеспечить поступление платежей в бюджет города в размере 7,2 млрд рублей, что на 700 млн выше уровня 2013 г. в сопоставимых единицах. В этом году поступления от севастопольских налогоплательщиков в консолидированный бюджет РФ за 9 месяцев составили 6,2 млрд рублей. Бюджет субъекта при этом пополнился на 4,8 млрд.

Безусловно, это результат эффективного диалога службы с законодательной и исполнительной властью. Задачи наполнения федерального бюджета и бюджета субъекта мы решаем в тесном взаимодействии с губернатором, правительством города, депутатским корпусом, правоохранительными и контролирующими органами. От имени службы я благодарю всех наших партнеров за сложившиеся доброжелательные и конструктивные взаимоотношения.

— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам?

— В день нашего профессионального праздника, уважаемые коллеги, искренне и от всего сердца благодарю за ваш труд, за ваши профессионализм и старание, за верность делу, за выдержку и терпение. Крепкого здоровья, благополучия вам и вашим близким, новых профессиональных успехов в нелегкой, но такой нужной стране работе. С праздником!

— Спасибо за беседу!

Другие статьи этого номера