Оказание медицинской помощи иностранным гражданам

Право на охрану здоровья — одно из важнейших жизнеобеспечивающих прав человека, независимо от его гражданства, пола, расы, нации и других особенностей правового статуса личности. Мировое сообщество признает всеобщее право на здоровье и призывает государства — участники международных договоров всеми доступными средствами поддерживать и совершенствовать его эффективную реализацию. В преамбуле Устава ВОЗ закреплен принцип, согласно которому «здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств». В силу этого иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют неоспоримое право на получение медицинской помощи в случаях и объеме, предусмотренных действующим законодательством и ратифицированных международными договорами.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на оказание бесплатной медицинской помощи, предусмотренного ст. 41 Конституции Российской Федерации, осуществляется через федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — закон N 326-ФЗ).

В соответствии со ст. 10 закона N 326-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с федеральным законом «О беженцах».

При подтверждении своего статуса указанные категории граждан имеют возможность быть участниками обязательного медицинского страхования. Что касается лиц, временно пребывающих в Российской Федерации, то на основании статьи 10 закона N 326-ФЗ обязательному медицинскому страхованию они не подлежат (за исключением лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»).

Таким образом, иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Незастрахованным иностранным гражданам медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, оказывается медицинскими организациями бесплатно.

Кроме того, скорая специализированная медицинская помощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, также оказывается иностранным гражданам медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения бесплатно.

В неотложной (за исключением скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи) и плановой форме медицинская помощь оказывается иностранным гражданам в соответствии с договорами о предоставлении платных медицинских услуг либо договорами добровольного медицинского страхования.

Д. КРИВОВЯЗ, старший помощник прокурора Гагаринского района Севастополя.

* * *

Каковы последствия для штрафника?

За уклонение от исполнения административного наказания предусмотрена административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Например, за неуплаченный штраф в размере 3 тыс. рублей назначается двойная санкция либо административный арест сроком до 15 суток. Кроме того, у нарушителя остаётся обязанность уплатить ранее неуплаченный штраф.

В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

Возможность отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания предусмотрена статьей 31.5 КоАП РФ. В случае отсутствия самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Судебными приставами осуществляются исполнительные действия, в том числе может быть ограничен выезд за пределы РФ.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, составляет должностное лицо органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении.

Другие статьи этого номера