Пока не клюнет жареный петух

Сейчас для Севастополя проблема автомобильных пробок не стоит на первом месте. Но, тем не менее, многих горожан эта тема волнует. А еще их беспокоит ремонт дорог. Эти две проблемы, конечно, взаимосвязаны. По данным «Севастопольстата», численность населения нашего города на 1 октября 2015 года превысила 412 тысяч человек и только с начала года выросла на 13,6 тысячи. Город активно увеличивается, прибавляется число автомобилей, значит, должны активно строиться и дороги, и парковки со светофорами. Это пока, увы, не так. Ситуация, конечно, не столь тяжелая, как в Москве или других крупных городах, но сложности намечаются. В нашей традиционной рубрике «Вопрос в лоб» мы задали вопрос читателям: «Беспокоят ли вас автомобильные пробки? Как, на ваш взгляд, необходимо с ними бороться?»
Из ответов ясно, что для горожан проблема довольно актуальная. При этом люди не просто жалуются на пробки, но и предлагают конкретные способы выхода из ситуации. И, по мнению читателей, делать что-то надо уже сейчас. И разговоры в средствах массовой информации не должны остаться разговорами.ВЕЖЛИВОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Марию Михайловну, жительницу Гагаринского района, очень беспокоят проблема хамства со стороны водителей и малое количество светофоров. Кстати, во время веерных отключений электроэнергии светофоры просто перестают работать. Естественно, риск ДТП возрастает.

— У меня нет машины, но меня очень возмущает, что водители далеко не всегда сбавляют скорость, когда пешеходы идут в торговый центр «Муссон» по улице Руднева, — говорит Мария Михайловна. — Я вспоминаю свою молодость. Например, 60-е годы: машин было очень мало — только у богатых. Я ходила в плавание в те годы и помню, что в Германии и Испании наблюдалась обратная картина — автомобилей было много, мы удивлялись даже. Но когда мы переходили улицы — притормаживали все водители и пропускали пешеходов. На ул. Руднева транспорт просто мчится — другого глагола не подобрать. И это несмотря на пешеходный переход. Просто зло берет: как же так? И еще хотелось бы отметить: в городе не хватает светофоров.

Читатель Алексей Николаевич тоже обратил внимание на опыт европейцев и жителей цивилизованных городов. Помимо вежливости на дорогах, там автомобилисты не считают зазорным передвигаться по центру города на общественном транспорте или пешком — чтобы не перегружать трассы.

— Во многих цивилизованных городах люди в центр города едут без машин, оставляя их на стоянках. У нас же от площади Ушакова до площади Суворова с обеих сторон стоят машины, из-за чего возникают пробки. Властям пора взяться за эту проблему, — отмечает читатель.

А вот Ирина Александровна обращает внимание чиновников не только на организацию процесса. Дело еще и в том, по какой поверхности движется транспорт, а это уже наши налоги и непосредственная ответственность власти. И пробки — не самое плохое, к чему может привести разрушенное дорожное покрытие.

— Когда я с 5-го километра еду на «тройке» на Феолент, каждый раз у меня сердце замирает в тот момент, когда автобус заползает на разрушенную дорогу, рискуя перевернуться. Проехать нормально не дают пробки, — отмечает читательница. — Ремонта трассы люди ждут не месяцы, а уже годы. Много времени уходит и на поездку на 23-й маршрутке от ул. Шевченко опять-таки до района 5-го километра. Вообще этот отрезок пути при хорошем раскладе занял бы, наверное, минут 20. Но еще как минимум столько же занимает «стояние» в пробках и снова на развязке 5-го километра. Пожалуй, давно пора решить эту проблему!

Следующие два ответа пришли по электронной почте. Спасибо читателям за подробное изложение своей точки зрения. Г. Амелин системно описал основные причины возникновения пробок, перечислив и разбитые дороги, и отсутствие подземных переходов, и нарушения правил парковки, и нехватку связывающих проездов между основными магистралями нашего города. Из этого письма становится понятно, что должны делать власти (да и автовладельцы-горожане):

«Любой автоводитель, как ужаленный, подпрыгнет от этого вопроса. Севастопольцы ещё не привыкли к подобному автомобильному буму. Размеренная жизнь закрытого города ушла. Перебои в мирном сосуществовании, бытовые неурядицы, а тут ещё и пробки… В центр города попасть по-быстрому уже затруднительно. В метро бы… Но это будет не скоро. Дай-то бог хотя бы парочку подземных переходов обустроили. Отсутствие их и есть одна из причин пробок.

Вторая — разбитые дороги. Асфальтированное покрытие на улицах не поддаётся никакой критике. Водители изощряются, мастерски проводят «уроки автородео». Надо иметь железные нервы, мужество и автомобиль с зиловскими рессорами, чтобы проехать по ул. Индустриальной и Шабалина. О какой пропускной способности может идти речь?

Третья причина. К ремонту дороги у авторынка добавить пару знаков «Стоянка-остановка запрещена». Ибо с открытием строительного гипермаркета эта трасса стала востребованной в десятки раз. Такая же ситуация и на ул. Маяковского. Использование для стоянки проезжей части вдоль пути следования создаёт с обеих сторон заторы в движении. Только терпение, вежливость и корректность водителей позволяют обходиться без эксцессов и столкновений. А где автоинспекция?

Четвёртая причина — нарушение правил парковки на поворотах. В центре города диву даёшься: чтобы выехать на центральную улицу или завернуть в проулки, надо совершить манёвр, который под силу только опытному водителю. Хорошо, если сидишь за рулём большой машины с соответствующим обзором, иначе приходится тормозить и собирать за собой целые колонны автомобилей.

Пятая причина — в городе много улиц, которые связывают основные улицы по перемещению автотранспорта. К примеру, проезды с ул. Индустриальной на ул. Хрусталёва в районе ПАО «Севастопольэнерго». Если эти проезды и проулки отремонтировать для нормального движения, то мобильность автотранспорта в передвижении на ул. Хрусталёва улучшится во много раз.

Это далеко не полный перечень причин, которые способствуют возникновению пробок в городе. Зная причины, можно определить и методы борьбы. Думаю, более наблюдательные дополнят меня».

В похожем стиле было выдержано и электронное письмо водителя общественного транспорта Анатолия Пугачева. Видно, что человек сталкивается с проблемой каждый день на своем рабочем месте, думает о происходящем. И этим письмо особенно ценно, ведь свой анализ и выводы делает профессиональный участник дорожного движения, который кровно заинтересован в отсутствии пробок.

«Уважаемая редакция! Давно хотел написать вам на тему автомобильных пробок, но никак не мог собраться. Тут вы предложили обсудить эту проблему да плюс ко всему, как говорится, наболело. Работая водителем общественного транспорта, я вплотную изо дня в день сталкиваюсь с этой бедой. И, соответственно, мне, как никому другому, видны причины автомобильных пробок.

Главной является постоянное, всё увеличивающееся количество транспорта на дорогах. При Украине транспорта на дорогах было достаточно много. А после событий «крымской весны» количество автомобилей стало заметно расти. Причиной тому стал приезд в наш город из других российских регионов представителей бизнеса, потенциальных инвесторов и разного рода просто любопытствующих туристов. Все они в основном прибыли на собственных машинах. Кроме того, периодически приходится наблюдать, как автосалоны пополняются партиями нового товара, который, очевидно, рано или поздно находит своего покупателя, пополняющего ряды участников дорожного движения. Вдобавок к этому после возвращения Севастополя и Крыма в состав России многие устремились в Краснодарский край и другие российские регионы за покупками бывших в употреблении автомобилей, цена на которые заметно ниже, чем на полуострове.

Следующей причиной возникновения автомобильных пробок является несовершенство наших автомобильных дорог, а именно — несоответствие их ширины резко возросшему количеству автотранспорта, о чём упоминалось выше. Но здесь я не открою ничего нового. Из этого несовершенства вытекают причины субъективного характера, связанные с неправильной организацией дорожного движения. В качестве примера приведу участки дороги, по которым проходит мой маршрут между центром города и районом Камышовой бухты. Хотя если поискать, то подобные участки без особого труда можно отыскать и в других районах города.

Для начала в качестве примера хотел бы привести район улицы Пожарова, где расположена остановка «Ул. Галины Петровой». Зачастую транспорт из центра попадает в мощный затор из-за того, что движущиеся по левому ряду упираются в остановившийся транспорт, пытающийся повернуть налево, но не имеющий возможности сделать это из-за нескончаемого встречного потока, которому обязан уступить дорогу. Одновременно автомобили правого ряда упираются в общественный транспорт, находящийся на остановке. Как результат — движение на участке замирает, транспортный коллапс налицо. Некоторое подобие такой же обстановки возникает в районе студенческого городка.

В качестве другой причины я бы отметил довольно большое количество пешеходных переходов, регулируемых светофорами. Если бы на их месте были подземные переходы, то количество заторов на дорогах заметно уменьшилось бы.

Третьей причиной дорожных пробок (а именно — в центре города, в районе пл. Нахимова) я бы назвал эгоизм многих водителей, паркующих свой транспорт абы как: либо «ёлочкой», либо чуть ли не перпендикулярно проезжей части. В результате вместо трёх полос остаётся одна, в которую с трудом пытаются протиснуться общественный и личный транспорт. И это несмотря на обилие запрещающих остановку знаков.

Напрашивается вывод, что спасти город от надвигающегося транспортного коллапса могут: расширение существующих дорог; строительство новых обводных трасс, в том числе двухуровневых развязок; более грамотная организация дорожного движения; более уважительное отношение к другим участникам дорожного движения со стороны паркующихся.

К сожалению, со стороны СМИ, как печатных, так и телевизионных, этой теме уделяется слишком мало внимания. В основном освещаются события, где и как проводятся выставки, конференции, фестивали, праздники, где какой поставить памятник, где какое построить здание. Спору нет — эти события по-своему важны. Но они интересны какому-то определённому кругу людей. А вопросы дорог и пробок на них носят общегородской, я бы сказал, даже стратегический характер. С этим ежедневно сталкивается практически каждый из нас, независимо от должности, служебного положения, рода занятий и места работы. От этого напрямую зависит своевременное прибытие к месту назначения экстренных служб — «скорой помощи», пожарных, полиции и т.п. Хочется надеяться, что городские власти повернутся лицом к этой проблеме как к первоочередной.

Анатолий Пугачев».

Кстати, замечание всем нам, журналистам, в последнем абзаце, наверное, оправданно. Сейчас, во время веерных отключений, конечно, немного не до пробок. Но Севастополь нуждается не только в решении оперативных проблем или в рассказе о текущих событиях, но и в стратегическом развитии. И борьба с пробками — это одна из важнейших задач, ее решение позволит сделать наш город по-новому уютным, привлекательным, удобным для жизни, уже в соответствии с требованиями XXI века. Для этого необходимо, чтобы горожане сказали свое слово, а власти прислушивались к нему.

* * *

Ну а нашим читателям мы хотим предложить очередной вопрос: «КАК ВЫ АДАПТИРУЕТЕСЬ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ?»

Ответ на него можно дать в пятницу, 4 декабря, с 13 до 14 часов по телефону 54-06-10 или прислать по электронной почте (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 7 декабря.

Другие статьи этого номера