Выставка без героев

Выставка без героев

Со дня исхода русских армии и флота под командованием генерала П.Н. Врангеля из Крыма и Севастополя минуло 95 лет. Этой дате посвящена выставка, развернутая в кинопавильоне Национального музея героической обороны и освобождения города. В витринах и на стендах вниманию посетителей представлены уникальные фотографии и документы, предметы быта почти вековой давности — немые свидетели событий трагического прошлого Отечества.

Трогательны, например, помещенные за стеклом дамские перчатки, маска — атрибуты балов. Несмотря на сложную обстановку, люди не собирались отказываться от своих привычек. В разговорах они, скажем, забавлялись чайком. При этом сахар доставали щипчиками вот из этой ажурной металлической вазочки. Рядом стеклышком поблескивают старинные карманные часы работы иностранных мастеров. По их показаниям, вполне возможно, офицер сверялся, прежде чем отправиться на корабль. Никто не мог себе представить, что эсминец отваливает от родного причала навсегда. Надолго приковывает взгляд фуражка защитного цвета. Та еще! До сих пор она, отбеленная солнцем и дождями, хранит дух сырых окопов и пороха. В ней щеголял воин нижних чинов. Какова его судьба?

В течение последних двух с лишним десятилетий музейщики стремятся всячески увеличить собрания свидетельств, которые пролили бы дополнительный свет на самые драматические страницы отечественной истории. Их огорчает, что, по понятным причинам, не удалось целиком использовать возможности 60-70-х годов минувшего века для общения с русскими эмигрантами первой волны. Через всю свою жизнь они пронесли мечту передать на Родину в надежные руки дорогие их сердцу реликвии, увезенные ими глубокой осенью 1920 года из Крыма. Нынче это стало уделом детей, внуков и правнуков россиян, оказавшихся когда-то на чужбине.

— Коллектив музея, — говорит одна из авторов выставки, заведующая отделом послереволюционного прошлого страны И.В. Островская, — целенаправленно прилагает усилия к тому, чтобы навести мосты с той их частью, которая не утратила чувство сопричастности с родиной предков — Россией. Когда здорово везет, бережно и трепетно хранившиеся где-то в течение долгих десятилетий материалы пробиваются к нам через границы, и мы с волнением принимаем их на основное государственное хранение.

На выставке представлена серия фотографий генерала П.Н. Врангеля в широком кругу соратников в официальной обстановке, в моменты посещения присутственных мест. Это снимки из коллекции Н. Котляревского — личного секретаря командующего Российской армией юга России. Сначала эти ценнейшие фотографии оказались в руках активистов благотворительного фонда «Севастополь Таврический» (председатель — Вадим Прокопенков), затем они были переданы в фонды музея.

В.А. Кульчицкий — уроженец Севастополя. Жизненные обстоятельства заставили его в 1920 году оставить родной город. 90 лет спустя после исхода впервые у нас побывали прямые потомки В.А. Кульчицкого. Они привезли хранившиеся в семье документы, представляющие большой исторический интерес. Так, в экспозиции выставки находится свидетельство о том, что В.А. Кульчицкий «успешно выдержал экзамен по техническим наукам». Как следует из документа, судьба забросила нашего земляка в братскую Сербию, где ему предстояло искать средства к существованию.

Как правило, читатель предпочитает взять в руки свежую газету. Но как любопытно иногда снова обратиться к тому или иному периодическому изданию годичной давности. В нашем случае посетителям выставки предоставлена возможность прочитать «Россию». Данный номер газеты увидел свет 24 ноября 1920 года, естественно, не в Севастополе, а уже впервые в проявившей милосердие Болгарии.

На первой странице «России» в изгнании помещены сообщения из европейских столиц на события в Крыму, о помощи союзников русским армии и флоту за пределами Родины и другие материалы.

Целиком овладевает вниманием читателя репортаж о прощальном параде подразделений армии юга России в Севастополе на площади Нахимова. С речью к воинам обратился генерал П.Н. Врангель. «Мы не слышим отдельных слов, произносимых генералом Врангелем, — признается репортер «России». — Но они гремят, они наполняют наши сердца и горечью разлуки, и гордостью, и сознанием исполненного долга. Наша армия… вынуждена уйти, но нет слов пересказать ее подвиги… Есть отступления славнее всяких побед».

Организаторы выставки поступили демократично, вернее, с уважением к истории. Предложенная ими посетителям кинопавильона экспозиция поделена на две равные части. Первая — для размещения экспонатов, документов и фотографий, отражающих белое движение, вторая посвящена действиям красных — армии, партизан и подпольщиков. Здесь помещены портреты М. Фрунзе, И. Папанина и других руководителей большевистских сил в Крыму. Снимок простого крестьянина И. Оленчука, который указал наступающим войскам красных брод через студеный и топкий Сиваш. Форсируя его в ноябрьскую ночь, войска М. Фрунзе вышли в тыл белых.

Вероятно, что в тревожный день решительного броска на оперативные просторы полуострова на боку командующего Первой Конной армией С. Буденного была вот эта кожаная кобура. Сегодня реликвию бережно хранят в Севастополе, показывают людям на устраиваемых тематических выставках.

Штурму Перекопа посвящен замечательный фильм «Служили два товарища», где главные роли исполнили талантливые актеры О. Янковский и Р. Быков. Один из них с кинокамерой в руках летал на «этажерке» — самолете биплане — с целью разведки дислокации врангелевских войск. На выставке, рядом с кобурой С. Буденного, нашлось место рукописи одной из глав книги «Против черного барона». Ее написал командир авиагруппы красных И. Спатарели. Рядом представлена еще стеклянная чернильница. Нет, ею пользовался не заслуженный авиатор, а руководитель партизанского движения в Крыму как в период Гражданской войны, так и в период Великой Отечественной Мокроусов. В мирные годы он тоже брался за воспоминания.

Организаторы выставки пытались развести по разным углам красных и белых. Эта затея удалась, но не до конца… Генерал Я. Слащев — наиболее успешный военачальник армии П.Н. Врангеля. В то же время, испив горькую чашу эмиграции, «генерал Яша» вернулся на Родину. В качестве преподавателя его допустили на командные курсы «Выстрел». Красный он или белый? Но первое издание его книги «Крым в 20-м» экспонируется в витрине вместе с кобурой С. Буденного, рукописью И. Спатарели и чернильницей Мокроусова.

Особняком размещены красочные портреты красных конников и белых офицеров. Это этюды к задуманной в довоенные годы панораме «Штурм Перекопа» в комплексе с четырьмя диорамами. Предполагалось ее полотна посвятить решающим эпизодам Перекопско-Чонгарской операции войск Южного фронта Красной Армии под командованием М. Фрунзе.

…А теперь немного истории. Как известно, в конце октября 1941 года макеты панорамы «Штурм Перекопа» и четырех диорам вместе с фондами Симферопольской картинной галереи пытались перебросить морем на Большую землю. Но корабль с художественными сокровищами был подвергнут в Керчи бомбардировке фашистской авиацией. Каким-то образом уцелело свыше сотни эскизов. Поменяв несколько хозяев, они оказались в фондах Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Для выставки отобрали около десятка эскизов, принадлежащих кисти Б. Иогансона и М. Соловьева, ученика Рубо. Знатоки свидетельствуют, что в изображении персонажей противоборствующих в Гражданской войне художникам удалось избавиться от идеологических пристрастий эпохи.

Хотя без них не обошлось. На «советской половине» выставки мы видим шахматы. Их фигуры вовсе не случайно окрашены в белый и… красный цвет. Красные против белых!

— Мы не ставили перед собой задачи обозначить на выставке победителей и проигравших, — сказала Инна Островская. — Нами овладело стремление донести людям главную мысль, а она заключается в том, что в гражданском противостоянии в проигрыше все.

Выставка Музея героической обороны и освобождения Севастополя будет работать до конца декабря.

На снимках: И.В. Островская; экспонаты выставки.

Фото автора.

Другие статьи этого номера