Сталевар и бригадир Николай Рыбников

Сталевар и бригадир Николай Рыбников

13 декабря исполняется 85 лет со дня рождения одного из наиболее ярких и выдающихся представителей школы советского кинематографа, народного артиста РСФСР Николая Рыбникова. Фильмы, в которых он играл («Девчата», «Высота», «Весна на Заречной улице»), до сих пор популярны у зрителей. Задушевную песню из «Весны…» вслед за Рыбниковым пели миллионы людей. А любопытный и малоизвестный факт гласит, что финальный эпизод «Девчат» снимали в Крыму. Судьба талантливого актера оказалась тернистой, а горькое военное детство наделило его непреодолимой тягой к жизни и умением радоваться простым мелочам.В ПЫЛАЮЩЕМ СТАЛИНГРАДЕ

Николай Рыбников родился в Борисоглебске Воронежской области. Его отец, Николай Николаевич, трудился слесарем на заводе, а мама, Клавдия Александровна, вела домашнее хозяйство и воспитывала сыновей — Николая и Вячеслава. Отец Рыбникова в начале Великой Отечественной войны ушёл на фронт, а Клавдия Александровна вместе с детьми уехала к сестре в Сталинград, который тогда казался более безопасным, чем Борисоглебск. Здесь Рыбниковы получили трагическую весть о гибели отца семейства в бою с фашистами. Вскоре после того, как почтальон вручила Клавдии Александровне похоронку, она умерла от переживаний. Братья остались сиротами и пережили в Сталинграде страшные бомбежки и сражения.

Позднее Николай поделился полными ужаса детскими воспоминаниями с актрисой Инной Макаровой на съёмках фильма «Высота». «Во время панического бегства гражданского населения из разбомбленного немцами Сталинграда перебирались через реку, на чем можно было плыть. Весь город горел сплошной стеной. В нем сгорели тысячи людей. И вся Волга горела, так как по реке текли ручьи горящей нефти. И Николай в свои 11 лет чудом перебрался на другой берег. Он не умел плавать и пришлось цепляться за плывущие на тот берег лодки, а люди в лодках били его по рукам, спасаясь сами. И все пережитое им — и детские впечатления от кружащей вокруг смерти (немцы бомбили переправляющихся людей), и радость спасения — вложило в него какой-то неведомой силы заряд духовного свойства, который всегда его радует. И любовь к жизни всегда распирала его!.. Наверное, за это мы и любим его песни, его фильмы», — рассказывает Инна Макарова.

Эта отчаянная, безвыходная ситуация научила Николая никогда не пасовать перед трудностями и всегда находить силы, чтобы идти вперёд.

После Победы Рыбников остался в Сталинграде, там он получил среднее образование в местной железнодорожной школе, а затем — в 5-й гимназии. Тогда впервые проявились его актерские способности. После окончания школы Николай устроился разнорабочим в местный драматический театр. Благодаря этой работе у него появилась возможность посмотреть все спектакли, и парень понял, что сцена — его призвание. Но, несмотря на свои творческие наклонности, он поступил учиться в Сталинградский медицинский институт. А через два года забрал документы из вуза, окончательно убедившись, что медицина — не его призвание.

В РОЛИ ДИКТОРА ЛЕВИТАНА

В 1948 году Рыбников уехал в Москву. В столице он с первой же попытки поступил во ВГИК в мастерскую к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Его педагоги вспоминали, что Николаю легко удавались самые сложные образы. Он блестяще читал монологи шекспировских героев — Гамлета и Ромео, пушкинских — Дона Гуана и Бенкендорфа, но, к большому сожалению самого актёра, ему доставались чаще всего роли энергичных комсомольцев и сознательных бригадиров. Но и студенческие спектакли, в которых Рыбников играл Петра I, неизменно собирали аншлаги. Это обстоятельство спасло молодого человека от отчисления из института кинематографии. Его любовь к розыгрышам едва не стоила ему актерской карьеры.

Николай умел очень точно пародировать голоса известных современников. И во время одной из студенческих встреч Рыбников спрятался в платяной шкаф и оттуда голосом известного диктора Левитана сообщил, что постановлением правительства цены на продукты снижаются в пять раз, на винно-водочную продукцию — в семь раз, а соль и спички должны выдаваться бесплатно. Все получилось так натурально, что никто не заподозрил подвоха. Студенты радостно закричали: «Ура товарищу Сталину!» Потом весь студенческий городок активно обсуждал эту новость, слухи дошли до компетентных органов. Инцидент вызвал большой резонанс. Рыбникова лишили комсомольского билета и хотели отчислить из института. К счастью, руководство вуза вступилось за одаренного студента, считая его одним из лучших воспитанников.

Свою единственную любовь на всю жизнь Николай встретил в студенческие годы. Он оказался однолюбом, что большая редкость в актерской среде. Рыбников влюбился в свою однокурсницу Аллу Ларионову. Их отношения развивались несколько лет, с контрастными перепадами. Молодые люди то отдалялись, то сближались. За это время у Аллы было несколько романов с известными в актерских кругах мужчинами. «Все знали, что Рыбников сохнет по Ларионовой, но шансов у него не было никаких. Он оставался для неё просто другом, а встречаться Аллочка предпочитала с другими. Когда она забеременела от актёра Ивана Переверзева, казалось, что теперь уж точно Рыбникову нет места в жизни Аллочки. После разрыва Аллы с Переверзевым Рыбников тут же сделал актрисе предложение, и она ответила согласием. Алла была одной из самых красивых артисток в стране. В нее влюблялись многие мужчины. И она сама увлекалась, у неё случались романы. Коля знал об этом и ревновал Аллу, порой даже впадал в гнев. Он знал, что ни жить, ни дышать без неё не сможет. С ней он был очень мягким, а соперников мог и поколотить», — вспоминает продюсер Светлана Павлова.

Рыбников и Ларионова расписались в 1957 году. Николай удочерил дочь Аллы. Через четыре года у супругов родилась общая дочь Арина. Рыбников всю жизнь был преданным и надежным мужем, а это самое главное для крепкой семьи. По словам дочерей, Николай Николаевич до последних дней жизни называл жену очень ласково — «лапушка». Они прожили вместе тридцать лет и три года, как пишут в сказках. «Я счастливая жена, — говорила Алла Ларионова. — Я снималась в кино, и меня очень любил Коля Рыбников». А он считал главным событием в жизни свою встречу с любимой женщиной.

ОТ «СЕЛЬСКОГО ВРАЧА» ДО «ВЫСОТЫ»

Дебют актёра в кино оказался малозначительным событием. В 1951 году он сыграл в маленьком эпизоде на свадьбе в фильме «Сельский врач». А в 1954 году Николай снялся в картине «Команда с нашей улицы» — малоизвестной для широкого зрителя. Фильм не имел успеха, но зато Рыбникова заметили маститые режиссеры. Но настоящая популярность пришла к актеру после выхода на экран фильмов «Чужая родня» и «Тревожная молодость». В картину «Чужая родня» Рыбникова с большим трудом утвердили на роль сельского механизатора Федора Соловейкова. Его фамилия стояла последней в списке актёров.

А после демонстрации фильма «Весна на Заречной улице» Николай Николаевич проснулся знаменитым. Он сыграл простого жителя рабочей окраины, бригадира-сталевара Сашу Савченко, влюбленного в свою учительницу в вечерней школе. В картине очень выигрышно звучит романтическая песня в исполнении Рыбникова, которую подхватила вся страна. Режиссёр фильма М. Хуциев вспоминал, что на главную роль они искали совсем другого актёра. И все же её получил Рыбников. «Он способен думать о роли все время и каждый день приносить новые решения. Он все время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться», — подчеркивал режиссёр.

Почти сразу за «Весной на Заречной улице» вышел на экраны фильм «Высота», где Рыбников исполнил роль бригадира монтажников Николая Пасечника. А песня из киноленты «Не кочегары мы, не плотники» сразу стала шлягером. В «Высоте» Рыбников играет с такими известными актерами, как Михаил Кокшенов, Марианна Стриженова, и другими. Он воплотил образ человека труда и хозяина жизни, который создаёт домну.

СЕВЕРНЫЙ УРАЛ НА ЯЛТИНСКОЙ НАБЕРЕЖНОЙ

На пике популярности Николай снялся в роли лесоруба Ильи Ковригина в фильме «Девчата», который собрал 35 миллионов зрителей и вошёл в список лучших комедий СССР, хотя сам актер поначалу считал, что картина слабая и её ждёт провал. Но со временем он изменил своё мнение. Между Рыбниковым и Надеждой Румянцевой (Тося) были сложные отношения, поэтому сцены ссор у них получились очень реалистичными. Но это не помешало актрисе быть объективной по отношению к коллеге. «Профессионалом он был потрясающим. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз — за 45 градусов. Просыпаешься ночью — все в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты картины. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждём, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лёд. И вот предлагаю попробовать этот «суп» Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил её вместе с куском кожи. Потекла кровь. «Ну, — говорим, — все». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал», — вспоминала Надежда Румянцева. И ещё актриса добавляла: «У него был узкий круг знакомых. Он не очень подпускал к себе, не любил, когда знаете: «О, Рыбников! Коля!» Нет. Он был очень сдержан».

Трудно представить, но финальную сцену «Девчат» снимали в Ялте. В 1961 году утвержденный на главную роль Рыбников категорически отказывался сниматься с кем-либо, кроме своей жены. Режиссёр Юрий Чулюкин утвердил Надежду Румянцеву и уговаривал Аллу Ларионову согласиться на роль Анфисы, которую потом сыграла Светлана Дружинина. Узнав, что «поезд ушел», Ларионова улетела в Ялту. Вслед за ней помчался Рыбников, а за беглецами полетел и режиссёр, уговоривший Николая отработать с Румянцевой заключительный зимний дубль прямо напротив пирса на ялтинской набережной. А сибирскую тайгу «дорисовали» уже на киностудии в Москве. Тогда же после съёмок Рыбников и Ларионова отправились в Севастополь на экскурсию. Здесь актёр получил новые впечатления, вдохнул атмосферу морского города, которая добавила новых оттенков в его роль заместителя начальника речного управления в картине «Без году неделя».

В фильме «Седьмое небо» исполнилось желание Николая Николаевича: здесь он играет вместе с женой. Ему досталась роль шахтопроходчика Ивана Мазаева, а Алла Ларионова сыграла его любимую женщину — москвичку Оксану Георгиевну.

ВЕЛИКАЯ ЛЕГЕНДА КИНЕМАТОГРАФА

В 60-е годы слава Николая Рыбникова пошла на убыль. И это несмотря на то, что он снялся в таких удачных фильмах, как «Война и мир» Сергея Бондарчука, в драме «Хоккеисты». В 80-е годы актёра почти перестали приглашать на съёмки. Невостребованность его сильно огорчала. Из бывшего кумира миллионов зрителей он превратился в обычного пенсионера, которому приходилось обеспечивать семью. Эта ситуация привела к тому, что Рыбников пристрастился к алкоголю, который сильно подорвал его здоровье. Но он смог проявить силу воли, бросил курить и пить без меры. Из его последних работ в кино стоит вспомнить колоритного пенсионера-склочника Кондратия Петровича в фильме «Выйти замуж за капитана», кандидата на выборах в комедии «Частный детектив, или Операция «Кооперация».

Талантливый актёр не дожил до своего 60-летия, он ушёл из жизни во сне. Но остался навсегда в сердцах благодарных зрителей. «Николай Рыбников — великая легенда кинематографа! Кумир и любимец миллионов женщин! Красавец-мужчина! Помню, как в юности всегда засматривалась фильмами, где играл Великий Артист! Да что там, и по сей день обожаю и смотрю все фильмы с его участием. Недавно вновь показывали «Весну на Заречной улице». Вечная память гениальному Мастеру сцены и кино! И низкий поклон любимому артисту! Люблю и помню всегда!» — написала на киносайте Наталья Михайловна из Севастополя. 

Другие статьи этого номера