Лев и тигр

Лев и тигр

Художник и власть… Вопрос, который будоражит умы творцов на протяжении не то чтобы столетий — тысячелетий! Возможно ли вообще управлять искусством, творчеством, культурой или все-таки эти явления от Бога? Если я сейчас перечислю малую толику композиторов, художников, поэтов, скульпторов, которые в разные эпохи были приближенными ко двору, то у вас испортится настроение. Ведь принято считать, что художник должен быть голодным и гонимым изгоем, однако мнение самого художника никто и никогда не спрашивал. По этому поводу очень мудро высказался Диоген: «К власти надо относиться, как к огню: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не отходить слишком далеко, чтобы не замерзнуть». По-моему, очень точно и наглядно. Действительно, после развала СССР культура и искусство в России стали чем-то второстепенным, обреченным на выживание, да и финансировались они по «остаточному принципу»: на сдачу — три леденца! Справедливости ради стоит заметить, что в последние годы ситуация в России кардинально меняется к лучшему. Ожидает ли Севастополь эпоха Ренессанса — читайте сейчас в самой культурологической рубрике «Профили».Как вы понимаете, на эту тему дискутировать можно только с человеком, от которого все и зависит, то есть с начальником управления культуры. Знакомимся: бывший министр культуры Краснодарского края Галина Солянина, а ныне — начальник главного управления культуры и охраны объектов культурного наследия Севастополя.

— Есть такое расхожее мнение, что работники культуры обитают в атмосфере постоянного праздника, фестиваля, фейерверка…

— Да, я часто это слышу. Но на самом деле это круглосуточная работа без графика «с 9 до 5» с перерывом на обед, ведь этот праздник мы готовим для людей и не имеем права его испортить. А чтобы устроить настоящий праздник, кто-то должен его придумать, создать, организовать и провести. Вот эти «кто-то» и есть работники учреждений культуры всех уровней.

— Своих сотрудников вы подбираете по какому-то принципу, критериям, качествам?..

— Нет. Самое главное — это родство душ, взаимное притяжение, одинаковая «группа крови», что ли… К примеру, я впервые увидела на сцене нашего известного артиста — Виталия Таганова и сразу поняла, что это родственная душа. Так же и со многими другими деятелями культуры Севастополя. В этой области нельзя никого подчинять — только понимать, разделять или не разделять их взгляды, но не давить.

— Я почему-то вспомнил министра культуры СССР Екатерину Фурцеву. Вот уж противоречивая личность, но без ее личного вмешательства не было бы ни легендарной Таганки, ни МХАТ, ни книжного супермаркета на Тверской, ни памятника Долгорукову — много чего не было бы! Но и врагов она себе нажила предостаточно. Вы понимаете, что и у вас всегда будут недоброжелатели, что бы вы ни сделали?

— Конечно. Поэтому, вступив в должность, я собрала всех руководителей учреждений культуры (а их — сто восемь!) и честно заявила: в этой должности я никогда не смогу быть для всех хорошей! Я — жесткий руководитель, но, надеюсь, справедливый. И у каждого из нас будет персональная ответственность. У любой ошибки, недоразумения есть фамилия, имя и отчество. И за каждую оплошность придется нести ответственность.

— И что, были случаи, когда вы строго наказывали провинившегося?

— Конечно были! Но если каждый из нас не поймет, что мы работаем на государство, а государство существует для своих граждан, то мы никуда не двинемся с места. И любой работник, совершивший халатную ошибку, должен понимать, что он подорвал престиж этого государства в глазах жителей района, города, области или всей страны.

— А как насчет угрызений совести после «исполнения наказания»?

— Нет, вечером, дома после работы, как и у любой женщины, — возможно, но я в первую очередь не женщина, а руководитель.

— Заметьте: вы сказали, не я.

— Да, я сказала.

— А самой себе смогли бы объявить строгий выговор?

— К своей персоне я отношусь намного строже, чем к подчиненным, и любой их промах воспринимаю как свой собственный. Да, я прикрою их своей спиной, но когда мы вернемся на совещание в свое управление культуры, все виновные будут наказаны. И я в том числе.

— Похоже, вы — максималистка.

— Я с детства не выношу половинчатости! В своей работе ты должен выложиться на все сто, иначе… Иначе надо искать другую работу.

— А вы можете согласиться с чужим мнением, если оно не совпадает с вашим собственным?

— Я сторонник коллегиальности, а не диктата. Если мнение сотрудника в каком-то вопросе расходится с моим и этот сотрудник приведет веские доводы и аргументы в свою пользу, то я, взвесив все «за» и «против», без колебаний соглашусь.

— Сейчас много говорят об отличиях, иногда — существенных, крымчан от материковых россиян по взглядам на многие проблемы. Вы могли бы свежим глазом оценить главное различие между двумя менталитетами: материковым и нашим, «островным»?

— О, меня об этом по телефону часто спрашивают коллеги с материка: чем отличаются севастопольцы? Я им отвечаю: да ничем! Такие же талантливые, увлеченные люди с горящими глазами и жаждой творить. У многих — желание перевернуть, изменить мир, удивить всех и себя. Вот недавно мы провели акцию «Ночь искусства»… Накануне я собрала всех сотрудников и попросила каждого предложить что-то необыкновенное для каждого учреждения культуры. Чтобы пришедшим людям было интересно, чтобы они открыли для себя нечто новое или увидели привычные вещи под непривычным углом. Получилось! Например, в музее им. Крошицкого открылось сразу несколько экспозиций, а параллельно проводились мастер-классы для всех посетителей, и любой из них по желанию мог стать натурщиком для художников. А в театре им. Луначарского провели для зрителей экскурсию по закулисью, потом устроили импровизированную театральную репетицию, читку по ролям… В результате более 10 тысяч горожан «Ночь искусства» провели в разных учреждениях. Считаю, что это хороший итог. И уже сейчас мы планируем грандиозные мероприятия в следующем году в День кино — 27 августа.

Ну а главное отличие?.. Я бы сказала мягко: здесь люди немного… медлительные что ли.

— Может, правильнее сказать — ленивые?

— Я бы так не сказала! Но если я вижу, что эту работу можно сделать гораздо быстрее, то буду настаивать. К каждому документу, к каждому письму надо сразу «приделывать ножки», а не класть в папку на несколько дней. Вот типичный диалог с некоторыми моими сотрудниками: «Где такое-то письмо?» — «В папке, наверное. Сейчас поищу». — «Поищи». — «Нашла. Тут две ошибки. Исправлю и завтра отошлю». — Нет, не завтра, а сейчас. Через полчаса оно должно быть отправлено». А иначе нельзя, ведь мы везде опоздаем! Столько лет упущено — надо наверстывать. Вот видите, у меня туфли без каблуков, чтобы удобнее было бегать по этажам. И всех сотрудников я прошу на работе носить удобную обувь.

— Знаете, Севастополь обладает таким магическим свойством ассимилировать, даже поглощать вновь прибывших жителей. Не боитесь, что он и вас переделает, изменит, растворит в себе?

— Не боюсь. Я в Севастополе сравнительно недавно, раньше никогда здесь не была, но уже сейчас ощущение, будто я провела в городе всю жизнь! Со всеми уже познакомилась, со многими подружилась — всех люблю! С самого первого дня я собрала своих сотрудников и сказала: никто никого увольнять не будет, но если кому-то не нравится его работа или он с ней не справляется, может уйти добровольно. Предупредила, что работать придется много и по-новому. Все остались.

— Если честно, то я вам не завидую. Вы мне напоминаете «камикадзе»!.. На моей памяти вы — седьмая, которая сидит в этом кресле — начальника управления культуры… Вы пришли всерьез и надолго или?..

— Мне уже задавали подобный вопрос. Во-первых, сюда я попала по распоряжению Министерства культуры, а во-вторых, мне нравится моя работа и, как мне кажется, я с ней справлюсь. И буду работать до тех пор, пока это нужно Севастополю! К тому же я приехала с семьей, сняла квартиру… Так что да — всерьез и надолго.

— Не жалеете о предыдущей работе, должности?

— Нет. Как мне сказала перед отъездом моя подруга: «Галина, когда закрывается одна дверь — открывается другая». Кубань — край с богатыми культурными традициями, насыщенной и яркой творческой жизнью, но ведь и Севастополь славится тем же. К тому же Господь лучше знает: кем, где, когда и сколько…

— О, похоже, вы — фаталист. Хорошо, тогда вопрос о вкусовщине. Насколько руководитель вашего ранга имеет право на собственные симпатии, антипатии, приверженности?..

— Как человек, как женщина, я могу дома восхищаться каким-либо исполнителем, художником, композитором, писателем. Но на работе просто обязана быть предельно объективной и доброжелательной к представителям всех видов искусств.

— И что — получается?

— Надеюсь, что да. По крайней мере, я считаю именно такой подход к культуре правильным и справедливым. Но каждый художник ответствен за все созданное прежде всего перед самим собой.

— Вам не кажется, что ваша должность сродни работе главврача в психиатрической клинике, ведь в каждой «палате» — по нескольку «ван гогов», «бетховенов», «шекспиров», «плисецких»… Как удается найти общий язык с… акцентуированными личностями?

— Все очень просто: я сама такая! Поэтому мы с ними общаемся на одной частоте и говорим на одном языке.

— А как потом по службе общаться с нормальными людьми, с чиновниками, коллегами?..

— О, за двадцать лет работы в культуре я научилась моментально переходить с одного языка на другой. Приходишь с аппаратного совещания и попадаешь на утверждение сценария какого-то мероприятия, где приходится обсуждать эскизы, тексты ведущих, музыкальное сопровождение, видеоряд… Тогда я просто переключаю «тумблер».

— Вы, случаем, не Близнецы по знаку зодиака?

— Нет, я — Лев. К тому же еще и Тигр! А вот моя мама — типичные Близнецы, так что, может быть, от нее я и унаследовала это качество.

— С такой работой у вас хватает времени на отдых? И вообще: как вы расслабляетесь? Или вы не напрягаетесь?..

— Да нет, устаю, конечно, как и все руководители… А в свободное время хожу в театр, в музеи, вот даже записалась в городскую библиотеку. Взяла Островского… Хочу перечитать «Доходное место» перед премьерой 20 декабря. Еще очень люблю бродить по Севастополю. Совмещаю приятное с полезным. Недавно была в Херсонесском заповеднике: и отдохнула, и посмотрела, как дела. Севастополь — это один большой музей под открытым небом: Максимова дача, Панорама, Диорама, Балаклава… Гуляла там по набережной, заодно и в библиотеку заглянула. Вроде как отдохнула, но и кое-какие заметки для себя сделала.

— Ну хобби у вас хоть есть? Коллекционирование спичечных этикеток, марок, гербарии…

— Нет. Моя работа заменяет мне хобби, я действительно ее люблю.

— Кто-то из мудрецов очень точно сказал: «Хочешь в жизни ничего не делать — займись любимым делом»! Домашние животные?

— С моей-то работой?! Совещания, командировки, ненормированный день… Мне заранее жаль животное, которое жило бы у меня дома.

— Любимый цвет?

— Красный.

— Марка вашего автомобиля?

— А у меня нет автомобиля. Пользуюсь общественным транспортом.

— ???

— Да, на троллейбусе за семь рублей.

— Я же проверю!

— Нет, правда, я езжу на троллейбусе, личного автомобиля нет, есть служебная машина, но… она сейчас поломана.

— Каким спортом занимаетесь?

— К сожалению, спортом никогда не занималась. Зато пешком много хожу!

— Готовите сами или?..

— Нет, только сама. Очень люблю готовить, особенно печь. Вот недавно вернулась из командировки и приготовила тефтели. Вкусные, между прочим, всем понравилось.

— А за продуктами?..

— Мясо покупаю на Центральном рынке, а вот овощи — на «Чайке». Там дешевле.

— Сколько стоит килограмм картошки?

— На «Чайке» я беру за 27 рублей, можно и за 25 найти, а на Центральном — 40-60. Так что помидоры, огурчики, зелень — все на «Чайке». Сыр там же, в двадцатом павильоне.

— Скрытая реклама павильона!

— А если прийти после обеда, то можно и дешевле купить.

— То есть на жизнь хватает? Не приходится одалживать «до получки» у родственников, знакомых, соседей?..

— Ну не до такой степени. Но у меня есть кредиты, к тому же взрослый сын в университете на третьем курсе учится… Грех жаловаться, все хорошо.

Вот такой вот получился «профиль» человека, от которого в большей степени зависит ближайшее будущее нашей севастопольской культуры. Опять же вспоминается ленинский тезис о роли личности в истории… «Каков поп, таков и приход!» Однако фраза Галины Соляниной «У каждого «прокола» есть имя и фамилия» вселяет оптимизм. Ведь, согласитесь, эффективность и качество работы этого ведомства проявятся не завтра, а через много лет, когда мы увидим, кем стали наши дети. А это напрямую зависит от того, какие книги они сегодня читают, в какие кружки ходят, какие фильмы и спектакли смотрят… И уже от этого зависит будущее «время жить… в Севастополе!»

К сему Андрей МАСЛОВ. 

Другие статьи этого номера