Свет и тепло святости

Свет и тепло святости

Возглавляемая В.Н. Прокопенковым — известным севастопольским коллекционером, кандидатом исторических наук — общественная организация «Наследие св. Климента Римского» выступила с предложением в одном из залов Художественного музея имени М.П. Крошицкого оформить выставку, посвященную тысячелетию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Вадима Николаевича и его единомышленников активно поддержали главное городское управление культуры и охраны объектов культурного наследия, Севастопольское благочиние, Инкерманский мужской монастырь св. Климента Римского, наш Художественный музей имени М.П. Крошицкого, исторический клуб «Севастополь Таврический» и местная детская художественная школа.

Часто говорят, что у семи нянек дитя без глазу. В нашем случае семерка по всем статьям различных организаций, учреждений, объединив усилия, организовали впечатляющий показ материалов о глубоком прошлом нашего города в контексте знаковых событий в истории Родины.

От своих организаторов выставка получила название «От св. Климента к св. Владимиру». Их жизни и деятельности посвящены отдельные экспозиции. Таким же образом представлены и материалы об апостоле Андрее Первозванном, Мартине-исповеднике, равноапостольных Кирилле и Мефодии.

Сегодня нам может показаться, что все они прошли земной путь вместе. На самом деле их жизни разделяли десятилетия, а то и века. Тем не менее они не разделили их в нашем сознании. Рядом их поставили ревностное служение вере Христовой и Херсонес Таврический, о чем свидетельствует общее содержание выставки.

Св. Климент Римский родился в Вечном городе — столице империи. Его род по отцовской линии восходил от римских царей древности, по материнской — от императоров Августа и Тиберия. Жить бы молодому человеку при своих достатках припеваючи. Но, узнав о Сыне Божием, он пустился в далекое, полное опасностей путешествие в Палестину. Он стал учеником апостола Петра. От него юный римлянин принял крещение. Петр — верховный апостол — рукоположил также Климента во епископы. Ему суждено было занять папскую кафедру третьим, не считая апостола Петра.

Беда состояла в том, что первосвященником в Риме св. Климент стал в период правления императора-язычника Трояна. Его предшественников на престоле насчитывалось около трех десятков, в том числе Юлий Цезарь, Октавиан Август, Тиберий, Калигула, Нерон, Веспасиан и другие известные в истории фигуры. Но сенат назвал Трояна «лучшим императором».

Троян люто боролся с доносчиками вплоть до их физического истребления. Тем не менее по их наветам «лучший император» сослал третьего Папу Римского Климента на задворки империи, то есть в Херсонес Таврический, в затем и утопил его с якорем на шее. Императору-язычнику не пришлись по душу старания Папы в миссии распространения веры христианской ни на родине, ни в местах изгнания.

Экспонаты выставки поведали, как развивались события в дальнейшем. В 861 году, то есть 760 лет спустя после мученической смерти св. Климента Римского, его мощи в нынешней Казачьей бухте обрели равноапостольные Кирилл и Мефодий. Минуло еще около ста лет, и, приняв крещение в Херсонесе Таврическом, Св. Владимир вез домой, в Киев, и церковные книги, и утварь для богослужений, и чудотворные мощи св. Климента (честную главу). «Св. Климент стал первым и на какое-то время единственным небесным покровителем Древней Руси», — говорится в книге о третьем Папе Римском, составленной с участием археолога заповедника «Херсонес Таврический» Татьяны Яшаевой.

Житие св. Климента Римского отражено в представленных на выставке иконах, репродукциях картин и графических работах прошлого и настоящего. В.Н. Прокопенков не без гордости обращал внимание посетителей на полученную из Ватикана репродукцию картины на сюжет совершения святым чуда — открытия перед страждущими у инкерманских каменоломен обильного источника живительной влаги.

Этот сюжет вдохновил также и 15-летнюю учащуюся детской художественной школы Екатерину Коваль. Всего на выставке в Художественном музее было представлено полтора десятка произведений живописи воспитанников Севастопольской детской художественной школы. Ее директор Александр Бурцев рассказал о готовящемся в московском издательстве «Самовар» выпуске книги «Житие Климента Римского». Ее составят не 14, как на выставке, а значительно больше работ юных художников Севастополя. Это совместный проект Севастопольской детской художественной школы и Инкерманского мужского монастыря. Кстати, «Самовар» порадовал посетителей выставки изготовленными красочными буклетами.

На церемонии открытия выставки выступили некоторые ее организаторы и участники, представители городских властей, духовенства. Вадим Прокопенков пригласил гостей выставки на первую экскурсию. Он останавливался у стендов с изображениями и св. Андрея Первозванного, и св. Климента Римского, и равноапостольных Кирилла и Мефодия, и Мартина-исповедника, и равноапостольного князя Владимира.

— Выставка знаковая, — сказала в интервью «Славе Севастополя» руководитель главного управления культуры и охраны объектов культурного наследия города Севастополя Т.А. Андреева. — Она призвана в дни нелегких для города и страны испытаний объединить и укрепить наше общество.

Архимандрит Калиник — настоятель Инкерманского мужского монастыря Св. Климента Римского — выразил радость по поводу того, что выставка открылась в преддверии дня прославления 8 декабря имени св. Климента Римского, который собственноручно вырубил в монолитной скале один из храмов обители. Он освящен с именем равноапостольного Андрея Первозванного (еще одна связующая нить веков).

Представленная уже нами Т.Ю. Яшаева давно сделала для себя открытие. Церковные предания подтверждаются в ходе археологических исследований.

— Какие имена! Какие подвиги! — сказал один из посетителей выставки. — Не они ли помогли крымчанам, севастопольцам в сложные моменты в прошлом и настоящем выстоять?

На снимках: экспонаты выставки; историк В.Н. Прокопенков и архимандрит отец Калиник.

Фото автора и Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера