Оксана МАРМУТА: «В Севастополе уже есть медицина третьего уровня»

Оксана МАРМУТА: "В Севастополе уже есть медицина третьего уровня"

Разговор, начатый директором департамента здравоохранения правительства Севастополя Юрием Восканяном в программной статье «В Севастополе будет создана трехуровневая система здравоохранения», продолжает главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Городская больница N 5 — Центр охраны здоровья матери и ребёнка» Оксана Мармута. Сегодня речь пойдет о новых методах в работе медицины Севастополя, о рациональном разделении потоков больных, о маршрутизации пациентов и, конечно же, о высокотехнологичной медицине — третьем уровне оказания медицинских услуг, проблемах и перспективах его создания в нашем городе.ЧТО ИМЕЕМ?

На сегодняшний день вопросов к здравоохранению, собственно, всего два: у нас некому лечить или нечем лечить? У нас нет хороших врачей или нет необходимого оборудования и медикаментов? Каждый раз эти обидные вопросы возникают, когда появляется необходимость отправить человека на лечение за границу. Особенно обидно за державу, когда этот человек — ребенок. Есть стойкое убеждение: там дорого, но хорошо! Там вылечат. У нас — нет. Так ли это?

У нас есть хорошие врачи и есть необходимые условия для их нормальной работы. Когда говорят о качественном лечении за границей, практически всегда — даже не отдавая себе в том отчета! — подразумевают специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь, так называемую медицину третьего уровня. Это когда опытные высококлассные специалисты работают, имея в своем распоряжении все необходимое современное оборудование. В России с этим дела обстоят… по-разному: где-то лучше, где-то хуже. В крупных центрах уровень отечественной медицины (без преувеличения) вполне сопоставим с германским или израильским. В глубинке, конечно, картина не такая радостная. Впрочем, это касаемо дня сегодняшнего, а тенденции, близкие перспективы — весьма обнадеживающие: если в целом по России в 2005 году проводили 60 тысяч высокотехнологичных операций, то в 2014-м — уже 715 тысяч. Прогресс, согласитесь, впечатляет!

У нас в Севастополе есть медицинское обслуживание, скажем так, вполне достойного уровня. Наша больница относится именно к третьему уровню оказания медицинской помощи, оказывает первичную специализированную амбулаторную медицинскую помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную. За последний год в учреждении изменена система организации оказания медицинской помощи: разведены ее потоки; разработана маршрутизация пациентов — плановую консультацию можно ожидать до 10 дней, срочную пациент получит в приёмном отделении в течение ближайших двух часов после обращения; при необходимости больного ребёнка госпитализируют на профильную койку, а экстренная помощь оказывается немедленно в отделении анестезиологии и реанимации для детей.

В течение года в больнице произошли большие изменения: проводится модернизация, ремонтируются помещения, обучается медицинский персонал. С 1 января 2015 года больница предоставляет медицинские услуги детям и женщинам в системе обязательного медицинского страхования бесплатно. Учреждение на 100% обеспечено лекарственными препаратами и расходным материалом. Ежемесячно закупаются медикаменты и расходный материал на 12 миллионов рублей. Организовано 4-разовое диетическое питание пациентов больницы.

С 2015 года проводится перинатальная диагностика всех беременных женщин, с целью раннего выявления врожденных пороков развития плода они проходят 3-разовый УЗИ-скрининг. В родильных домах городской больницы N 5 — Центра охраны здоровья матери и ребёнка практикуются партнёрские роды в индивидуальных родзалах, совместное пребывание матери и ребёнка, оснащение палат совместного пребывания новым мягким и твёрдым инвентарём, расходниками для ухода за новорожденным, качественное диетическое питание — все это делает пребывание матери и новорожденного комфортным и безопасным.

Сегодня ребенок, нуждающийся в высокотехнологичной медицинской помощи, её получает. Как в плановом, так и в экстренном порядке. Врачи городской больницы N 5 работают с клиниками Москвы, Санкт-Петербурга, Перми. Пакет документов готовится оперативно, и дети направляются в федеральные медицинские центры на лечение. В 2015 году на экстренное лечение направлено 6 детей санитарным авиабортом МЧС.

Хотя, конечно, мы стремимся к тому, чтобы была возможность оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь в Севастополе. За последний год 254 единицы нового оборудования пришли в учреждение, начиная от реанимационного и заканчивая инструментарием для операционных.

Получено и освоено оборудование для проведения телемедицинских консультаций с ведущими федеральными медицинскими центрами и научно-исследовательскими институтами Российской Федерации. Если специализированную медицинскую помощь можно получить на базе нашего учреждения в полном объёме, но есть необходимость организовать консилиум по сложному пациенту с ведущими специалистами федеральных медицинских центров, то с помощью телемедицинского оборудования по спутниковой связи мы проводим онлайн-консилиум.

ЧЕГО НЕДОСТАЕТ?

Это о том, что у нас есть. Теперь о том, чего нам недостает. Нет у нас, к сожалению, полного понимания, как работает система здравоохранения в Российской Федерации. Нет еще привычки лечиться в России. Отсюда возникает немало ежедневных проблем, сложностей, потраченных нервов и времени, ненужных обид и недоразумений. Конечно, все это, хоть и в разной степени, относится и к пациентам, и к медикам.

Сегодня есть весьма существенное различие в организации оказания медицинской помощи. Раньше больной «владел инициативой» — в большинстве случаев он сам себе диагностировал заболевание исходя из симптомов давшего сбой организма и по собственному определению отправлялся к врачу. Отправлялся, как к Господу Богу, в надежде на исцеление. Доктор обязан был его вылечить. Как именно — пациента не касалось. Да хоть одним прикосновением! Часто при существовавшем уровне финансирования и обеспечения ничего другого доктору и не оставалось… И лечили. Хороший врач — детально и кропотливо разобравшись в проблеме пациента, привлекая коллег, профильных специалистов. Плохой — просто лечил, часто не от того, от чего следовало бы. Тут уж как повезет…

В России медик занимается оказанием услуг. Как любой другой специалист в народном хозяйстве. Понимаю, звучит приземленно и неромантично. Однако все мы по жизни оказываем услуги друг другу, и все, безусловно, желаем получать услуги только высокого качества. От сантехника, автомеханика, официанта, преподавателя в институте или чиновника в госучреждении. И уж в первую очередь — от врача. От какого именно? Не по фамилии, по специальности — какого?

Приведу пример: мама приводит к нам девочку, ребенку требуется помощь. Она уверена: им — к эндокринологу. Она наверняка хорошая, заботливая мама, но она не врач, и у нее немного шансов на то, что сама правильно поставит диагноз, определит нужного дочке специалиста. Ей бы следовало показать ребенка своему участковому врачу, и тот, имея необходимые опыт и квалификацию, определил бы, к какому именно специалисту следует обратиться. Это и есть та самая маршрутизация, упорядочение потока пациентов. Все при этом сэкономят и время, и нервы. Но наши люди не привыкли искать легких путей! Мама направится напрямую к выбранному ею специалисту, потеряет время в очереди, которую сама же и создаст, постарается убедить доктора в своем диагнозе и выйдет из кабинета в твердом убеждении, что нынче врачи сплошь неучи и грубияны. Ведь были же хорошие врачи! Куда они подевались?

Они никуда не делись — это те самые врачи, в большинстве своем хорошие специалисты и воспитанные люди. Просто они тоже люди. И после того, как, выслушав пациента и убедившись, что это «не его случай», доктор деликатно откажет одному, второму, третьему… деликатности в его голосе поубавится. Возможно, он вовсе не грубиян и специалист неплохой, но время его жестко регламентированно, а за дверью в очереди ждут больные, которым нужна именно его помощь.

Конечно, случается всякое: у нас в учреждении работают без малого полторы тысячи человек, и все это очень разные люди — со своим характером, со своим сиюминутным настроением.

Ни в коей степени не стоит расценивать мои слова как проявление корпоративной солидарности, как желание выгородить коллегу. Но сегодня часто и в бытовых разговорах, и особенно в прессе отношение к медикам явно несправедливое, до обидного несправедливое. Самый рядовой случай: прошла информация в городских СМИ о том, что в роддоме N 2 матрасы на кроватях совсем уж в непотребном состоянии. Интересуюсь у персонала учреждения относительно того, когда их, матрасы, меняли в последний раз. Мнения расходятся: одни говорят, что лет 30 назад, другие — никогда! Тридцать лет никто этого безобразия не замечал?! Сегодня мы купили новые матрасы и заменили их. Все триста. Кто-нибудь об этом написал? Сообщил в эфире? Проблема-то решена, но осадок, как говорится, остался…

ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Да, достаточно широко был освещен в прессе запуск в работу магниторезонансного томографа. Это, конечно же, большое событие в медицине города. Аппарат мы получили в подарок от Олимпийского комитета России после проведения зимней Олимпиады в Сочи. При поддержке губернатора Севастополя С.И. Меняйло и директора нашего департамента здравоохранения Ю.Э. Восканяна томограф был оперативно доставлен, подключен и введен в эксплуатацию. Сегодня МРТ работает круглосуточно и для детей, и для взрослых без возрастных ограничений. Организован круглосуточный пост, 4 рентгенолога проводят до 25 исследований в сутки, обслуживаются не только наши пациенты, но и из других лечебных учреждений города. Это, повторю, событие для медицины города беспрецедентное.

Но работа наша состоит не только из ярких и знаковых событий, но и из повседневных, рутинных забот. Выделить из них более или менее важные практически невозможно, настолько все они тесно взаимосвязаны. Именно комплексное своевременное решение всех проблем и позволяет больнице успешно лечить людей, а все необходимое для этого у нас есть.

Работают аппараты УЗИ, другое диагностическое оборудование. Получено оборудование для проведения перинатального скрининга в медико-генетическую лабораторию. С октября проводится капитальный ремонт операционного блока, который будет полностью перестроен, отремонтирован и оснащен в соответствии с современными требованиями, идет также ремонт отделения лучевой диагностики. Реанимационные отделения детского стационара и родильных домов уже оснащены современными аппаратами искусственной вентиляции лёгких, получены современные инкубаторы для выхаживания недоношенных детей. Идет замена мягкого и твёрдого инвентаря: отделения реанимации, хирургии оснащены функциональными кроватями, во всех отделениях детского стационара и родильных домов (а не только роддома N 2) сегодня заменены матрасы, в ближайшее время будут доставлены подушки, бельё, другой мягкий инвентарь. На средства, полученные от родовых сертификатов, до конца года будет закуплено оборудование ещё на 9 млн рублей. Планируется полное переоснащение пищеблока современной техникой, что даст возможность расширить и улучшить качество приготовления диетических блюд для больных детей всех возрастов, беременных и рожениц.

От благотворительного фонда России больнице передан реанимобиль «Мерседес» с полным набором оборудования для реанимационной помощи маленьким детям, с транспортным кувезом, сформирована реанимационная бригада для транспортировки «тяжелых» пациентов, нуждающихся в лечении в отделении анестезиологии и реанимации, но находящихся в других лечебных подразделениях или учреждениях.

И еще к вопросу о страховой, бесплатной медицине. Еще с советских времен в ходу было выражение: мол, даром лечиться — лечиться даром! Сегодня бесплатная медицина вовсе не значит плохая. И к этому также надо привыкнуть. Как всякий специалист, доктор, оказывая услуги, просто обязан свою работу делать качественно. Система страховой медицины в России построена так, что врач самым прямым образом — своим заработком — заинтересован не в количестве принятых больных, а в полностью излеченном пациенте. За этим строго следят эксперты страховых компаний. Все логично: хороший специалист и зарабатывает больше, что, конечно же, стимулирует и самого врача к повышению своего профессионального уровня.

У нас сегодня идёт активное обучение врачей и среднего медицинского персонала. Врачи всех специальностей прошли переобучение на сертификационных циклах по своим специальностям, практикуются выезды на рабочие места и в симуляционные центры для улучшения практических навыков, освоения высокотехнологичной медицинской помощи. Изучаются порядки и стандарты, клинические рекомендации. Также проводится большая работа по организации обучения сотрудников больницы основам законодательства о здравоохранении, качеству оказания медицинской помощи. В больнице разработан и внедрён Кодекс поведения медицинского работника.

Какие перспективы у детской медицины Севастополя, в первую очередь, конечно же, в отношении высокотехнологичной медицинской помощи? На что могут рассчитывать наши пациенты и врачи?

На 2016 год запланировано проведение высокотехнологичной медицинской помощи в городской больнице N 5. Это будет оказание акушерско-гинекологической помощи, ВМП по выхаживанию детей, родившихся с весом до 900 граммов, сложные хирургические и урологические малоинвазивные операции. Это возможно, так как в больнице очень грамотные доктора, с большим опытом работы. А дооснащение учреждения по программе модернизации определенным оборудованием позволит все делать в условиях больницы, не выезжая из города. По модернизации больницу ожидает дооснащение дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием — осцилляторным аппаратом для искусственной вентиляции лёгких для новорожденных, аппаратом для поддержания самостоятельного дыхания новорожденных путем создания непрерывного положительного давления СРАР, аппаратом для проведения неинвазивной вентиляции легких недоношенным, транспортным кувезом с ИВЛ для новорожденных, ретинальной камерой, лазером хирургическим офтальмологическим, лампами фототерапии для новорожденных, оборудованием для отделений лабораторной диагностики и лучевой диагностики.

Но, конечно же, самой современной медицине не обойтись без полного взаимопонимания, сотрудничества пациента и врача в их совместной борьбе с болезнью.

Но вернемся к приведенному выше примеру: понимаю ли я вышеупомянутую маму, разделяю ли я ее чувства? Безусловно! Для женщины боль ребенка в десять раз сильнее собственной! И пример этот я привела исключительно из желания помочь ей, сделать путь к здоровью ее дочери короче, проще и надежней. У нас в больнице на самых видных местах размещены номера мобильных телефонов заведующих отделениями и главного врача. Люди всегда могут звонить с вопросами, жалобами напрямую. И звонят часто, иногда даже ночью. Отвечаю, консультирую, разбираюсь… Приемные часы у меня обозначены чисто номинально, люди идут ежедневно, каждый со своей болью. Принимаю всех. Пока не исчезнет сила инерции, пока не появятся понимание системы и привычка лечиться в новых условиях — так и будет. По моей оценке, процесс этот займет еще год-полтора. Потом слово «маршрутизация» перестанет казаться людям бюрократическим неологизмом, они поймут и привыкнут, что путь этот проще и логичнее.

Кстати, звонят на мобильный мне в последнее время с жалобами и недоразумениями заметно реже. Значит, мы на правильном пути, значит, наш коллектив даже за столь короткое время смог создать условия, чтобы севастопольцы бесплатно получали доступную и качественную медицинскую помощь достойного уровня.

О. МАРМУТА, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Городская больница N 5 — Центр охраны здоровья матери и ребёнка».О. МАРМУТА, главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Городская больница N 5 — Центр охраны здоровья матери и ребёнка».

Другие статьи этого номера