Новая философия присутственного места… Стоять, ни с места?!

Новая философия присутственного места... Стоять, ни с места?!

«21 декабря распахнул свои двери новый многофункциональный центр по адресу: проспект Героев Сталинграда, 64. В центре ведут прием 5 универсальных специалистов: прием и выдача государственных и муниципальных услуг. На прием в новый центр можно попасть как по живой очереди, так и записавшись по телефону 41-02-23 в любое время…»
Прошу извинить за некоторую тавтологию оборотов, но это прямая речь директора государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) перед журналистами. И Светлана Ивановна Ткаченко, наверное, волновалась. Понять можно. Ну не складывается пока положительный образ этого учреждения под перьями пишущей и объективами снимающей братии в севастопольском медиа-пространстве. А хочется. Да и необходимо по задумке общегосударственного масштаба. То есть по результатам чиновникам в данном случае ставят оценки и… В общем, в МФЦ за год существования структуры в российском Севастополе это уже второй директор.КАК ДОЛЖНО БЫТЬ…

Чтобы понять, что не получается, по большому счету, нужно иметь представление о том, как должно быть на самом деле. МФЦ — это очень высокая политика. Появление многофункциональных центров в жизни российского социума было подготовлено и обусловлено внушительным пакетом базовых правовых актов (федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», концепция административной реформы в Российской Федерации 2006-2010 годов, закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и др.), в основу которых положена задача создания «сервисного» государства. Такого, где взаимодействие органов власти и населения осуществляется на качественно новом уровне, характеризующемся высокой степенью доверия, информационной открытостью и прозрачностью административных процедур, созданием для граждан условий для получения услуг, которые можно сопоставвить с условиями в бизнес-сфере.

В переводе с бюрократического… В общем, на местах должны сделать такой «перевод», что каждый визит в МФЦ был бы сродни, ну, скажем, походу к теще на блины: немножко, конечно, напряжно, но не лишено и некоторой приятности. Судите сами: по общегосударственным стандартам МФЦ — это единое помещение, где граждане могут получить комплекс взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг, которые им окажут представители различных ведомств. Организовано это по принципу «единого окна». То есть гражданин освобождается от необходимости получать справки в других учреждениях, ходить по инстанциям и от оплаты услуг посредника. От него требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя.

Помещение, в котором располагается МФЦ, должно отвечать всем необходимым требованиями комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг. В первую очередь это удобство расположения самого центра, пешеходная доступность (от остановок общественного транспорта — не более 5 минут). Вход в здание оборудуется удобной лестницей с поручнями и пандусами — для беспрепятственного передвижения инвалидных и детских колясок, обеспечивается бесплатная стоянка для автомобильного транспорта.

Само помещение должно быть просторным, с оборудованными секторами для информирования, ожидания и приема граждан. В секторе ожидания должно быть естественное и искусственное освещение, кроме того, помещение оснащается оборудованием для поддержания температуры, влажности и скорости движения воздуха.

Получить любую справку или адресную социальную помощь (или жилищно-коммунальные субсидии), а также оформить право на земельный участок или зарегистрировать приобретение и продажу квартиры можно в одном-единственном окне, без беготни по инстанциям. Кроме того, в МФЦ могут предоставляться сопутствующие необходимые услуги, направленные исключительно на повышение комфорта граждан.

Для удобства посетителей должна действовать система управления потоками заявителей, так называемая электронная очередь, автоматическая информационно-справочная система. В обязательном порядке создается интернет-сайт многофункционального центра, где предусмотрено информирование граждан о перечне предоставляемых услуг, сроках их оказания и прочее. Кроме того, ряд услуг можно получить через сайт без непосредственного обращения в МФЦ.

…И КАК ЕСТЬ

Теперь вы знаете, как должно быть. А как оно на самом деле в севастопольских отделениях МФЦ на день сегодняшний? Лучше вам этого не знать. Честно-честно. Во всяком случае, еще некоторое время. По состоянию на 21 декабря с.г. в городе открылось шесть отделений многофункционального центра. До конца года должно появиться еще одно по адресу: ул. Вокзальная, 10 (бывшие билетные кассы) — самое крупное в Крыму и одно из крупнейших в масштабах всей Российской Федерации. По форме они в значительной степени уже соответствуют той идеальной картинке, которую я нарисовал выше. А вот по сути… В этом-то и суть.

На сегодня даже попытка воспользоваться услугами МФЦ в Севастополе — стресс, выдержать который способен далеко не каждый потенциальный клиент. Если на «материке» визит в центр занимает от 15 минут до (если сильно не повезет) часа, то у нас только ожидание своей очереди растягивается на несколько месяцев. И поскольку очередью правит невидимая рука рынка, это очень некомфортное ожидание.

И дело не только в том, что места в очереди продаются (очевидная несбалансированность спроса и предложения сделала такой вид деловых отношений на ближних подступах к заветной двери, можно сказать, вполне процветающим). Там гнетущая обстановка. Подозрительность, страх и недоверие привели в эти немыслимые очереди не всех, разумеется, но сотни, а может, и тысячи людей. Граждане, особенно старшего и пожилого возраста, с трагизмом в голосе обсуждают вероятность ужесточения сроков на натурализацию имущественных прав. И сходятся во мнениях, что это не только возможно, но и неизбежно. Причем произойдет это неожиданно. А что? Гривну сколько обещали держать? А сколько продержали? А сроки по замене автономеров все время меняют… А…

РАЗВОД ЛОХОВ «ПО МАРКСУ»

Удивительная закономерность: тема неисчерпаема и накала не теряющая. Словно кто-то отслеживает ситуацию и процессом старательно и с большим тщанием управляет. На ту же мысль наталкивают и периодические всплески на местных форумах. Держат публику в тонусе? Один знакомый экономист ситуацию характеризует совсем не толерантным с точки зрения экономической науки определением: «Раздаивают лохов!» И добавляет, что «все по дедушке Марксу»: нет такого преступления, на которое бы не пошел капитал ради 300 процентов прибыли.

Ту же самую проблему мы обсуждали и с руководством ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Как там утверждают, сомнительный характер нравов, царящих в очереди, и у них вызывал беспокойство. Причем такое, что обращались в правоохранительные органы. И… Ничего. Разговоры к делу не подошьешь, а деятельность посреднических фирм, которым такие разговоры гипотетически могут быть выгодны и представителей которых часто видят среди очередников, находится в правовом поле Российской Федерации. Более того, «решал», которые за деньги готовы освободить запуганное народонаселение от тягот и лишений многомесячных очередей, нельзя привлечь даже за мошенничество. Потому что все по-честному. Никого не «кидают», обещанную услугу выполняют. А цена? Цена — договорная.

Именно так мне и объяснили вялую реакцию правоохранителей на подававшиеся заявления. Поэтому больше не подают. Ограничиваются профилактическими беседами. «Я там неоднократно сам был. Я разговаривал с этими людьми, взывал к их сознательности. Но, тем не менее, эта проблема остается до сих пор», — рассказал журналистам начальник управления информационных технологий и связи правительства Севастополя Вадим Дворяненко. М-да… «А Васька слушает да ест»…

Директор С.И. Ткаченко нынешнюю позицию обозначила следующим образом: за все, что происходит до дверей, МФЦ никакой ответственности не несет. Естественно, отвергает Светлана Ивановна и всякие обидные обвинения, в том числе и из уст сенатора Ольги Леонидовны Тимофеевой, о существовании всякого рода коррупционных схем, обеспечивающих доступ к заветному окошку определенному кругу заинтересованных лиц.

Чтобы выступать с подобными обвинениями, действительно нужны конкретные факты. Я и не выступаю. Но исключать вероятность таких схем, к сожалению, тоже нельзя. У «решал» цена вопроса колеблется от 2 до 25 тысяч рублей. Поскольку услуги центра для населения вообще-то бесплатные (если не брать в расчет уплату госпошлины), то вот вам и все 300 марксовских процентов! А то и поболее. И где гарантия, что в них не заложена и коррупционная составляющая? Что поделать: люди, в том числе и наши, несовершенны и пока еще слабы. Подвержены всяким внешним влияниям.

ПОКА ТОПАЕТ МАЛЫШ…

В противном случае не было бы того, что происходит сейчас в Севастополе в части получения госуслуг, связанных преимущественно с перерегистрацией прав собственности. Трудно не согласиться с директором МФЦ С.И. Ткаченко, что с таким фонтанирующим энтузиазмом населения с трудом бы справлялись и «материковые» центры, которые работают уже по нескольку лет. А нашему всего-то годик! Светлана Ивановна сравнила этот срок жизни с первым годом жизни ребенка: учится ходить. Причем без предварительных «поползушек». По опыту других регионов услуги «Росреестра» как самые сложные брали в последнюю очередь. А мы с них начали…

Кроме того, даже с открытием очередного отделения центра на проспекте Героев Сталинграда, шестого по счету, уровень обеспеченности количеством окон (39 штук) на душу местного населения (одно окно на 5 тысяч человек) составил 50 процентов. То есть весь год мы проработали в очевидном недокомплекте. И с очевидным, не очень утешительным пока результатом.

Думаю, уже в наступающем году все будет значительно оптимистичней. С вводом седьмого отделения центра в число действующих добавится еще сразу 38 окон, что уже будет соответствовать нормативному показателю на численность населения Севастополя. Более того, еще два (теперь уже сверхнормативные) отделения в 2016 году откроются в Балаклаве и Каче. Губернатор уже фактически не только выполнил свое прошлогоднее обещание по конкретной позиции. Он его перевыполнит. Хотя это, наверное, точно не тот случай, чтобы догнать и перегнать любой ценой. Хорошее дело нужно наполнить изначальным смыслом. Тем, ради которого всё и задумывалось: чтобы сменить философию присутственного места. А пока ситуация в Севастополе складывается таким образом, что государство вместо логичных бонусов получает здесь и сейчас реальные имиджевые издержки. Так сказать, пока топает малыш… И это совсем нехорошо. Ведь одним из основных индикаторов нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных (муниципальных) услуг. В рамках получения государственных и муниципальных услуг граждане и юридические лица по работе чиновников и судят о деятельности власти в целом. И в разрезе сегодняшней ситуации в МФЦ суждения эти зачастую не только обидные, но и… В соседней Республике Крым их, похоже, сочли еще и опасными.

Власти Крыма передали для проверки в региональное управление ФСБ материалы по работе многофункционального центра в Симферополе, где зафиксированы случаи махинаций с очередями и прочие нарушения, сообщил глава Крыма Сергей Аксенов. «Все материалы вице-премьер Крыма Полонский Дмитрий Анатольевич передал в наше управление ФСБ, в том числе на видеокамерах, которые есть в МФЦ, отсняты все деятели, которые продают очередь, и так далее. Сегодня работа — за правоохранительными органами, мы всю информацию, всю визуализацию, то есть видео, все передали. Мы даже опубликовать готовы, не хотим только оперативным мероприятиям помешать», — сказал Аксенов журналистам. «Все товарищи были засвечены. По 20 тысяч рублей продавали очередь», — рассказал глава региона.

Что ж, Сергей Аксенов, как всегда, в своем амплуа. Но тема уж больно какая-то знакомая… Или совсем непохоже?

* * *

КСТАТИ:

Согласно ст. 12 федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе удостоверяющие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения. Исходя из вышеизложенного следует, что если право собственности было ранее (до 21 марта 2014 года) зарегистрировано в установленном законом порядке, то оно считается ранее возникшим правом. Права на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, возникшие до принятия Крыма и Севастополя в состав РФ, признаются юридически действительными. Перерегистрация таких прав необязательна.

Сведения об объектах недвижимости, право собственности на которые было оформлено надлежащим образом в соответствии с законодательством Украины, согласно закону 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, установленном нормативным правовым актом правительства Севастополя.

Решение о перерегистрации права собственности в отношении земельного участка или квартиры, или любого другого объекта недвижимости, каждый гражданин принимает самостоятельно (добровольно), государство не обязывает собственника в этом вопросе.

Кроме того, действие федерального закона Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в части так называемой «дачной амнистии» продлено до 1 марта 2018 г.

И правда: спешить-то некуда!

Фото Д. Метелкина. 

Другие статьи этого номера