Исчезающее кино

Исчезающее кино

Вчера отмечался День детского кино. В СССР ежегодно ставили десятки
фильмов для юных зрителей, а сейчас в России выпускают единицы картин.
Если ситуация не изменится, детские фильмы придётся внести в «Красную
книгу» как исчезающий вид.ПЕРВЫЕ ШАГИ

Мысль о создании кинематографа для детей возникла в среде русских педагогов ещё до революции. Тогда появились первые попытки выпустить детские фильмы. В 1908 году в киносеансы для маленьких зрителей включали лубочные экранизации русской классики («Демьянова уха», «Песня о вещем Олеге»), исторические фильмы («Петр I», «Ермак Тимофеевич») и по мотивам русских народных сказок («Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка»). Пользовались успехом и картины первого русского мультипликатора В. Старевича.

После Октябрьской революции детское кино выделили в особую область киноискусства. Первый звуковой фильм для юных зрителей «Рваные башмаки» о жизни детей на Западе вышел на экраны в 1933 году. А в 1936 году организовали киностудию «Союздетфильм» для производства детских и юношеских фильмов. В 1936-1941 годах поставили 80 кинолент для этой аудитории. Лучшие детские фильмы тех лет отличаются героико-романтической направленностью. Во многих из них остро стоят вопросы морали, дружбы, патриотизма.

В начале 30-х годов развивается жанр киносказки, появляются фильмы «Руслан и Людмила», «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная». В это время расширяется производство мультфильмов. Режиссёр Александр Птушко создаёт сатирические кукольные фильмы «Новый Гулливер» и «Золотой ключик», где игра актёров сочеталась с мультипликацией. Увлекательные картины были поставлены для самых маленьких зрителей: «Человек рассеянный», «Доктор Айболит» и другие. Были достигнуты успехи в области историко-революционных детских фильмов. Особенно запомнилась ребятам картина «Белеет парус одинокий».

В годы Великой Отечественной войны выпуск детских фильмов резко сократился. Но, несмотря на трудности, бригада «Пионерия» регулярно выпускала киножурнал, где показывали подвиги ребят на фронте, их жизнь в тылу. В послевоенные годы в детском кинематографе активно развивалась кинопублицистика. Журнал «Пионерия» ввёл новые разделы: «Юные туристы», «Изучай свой край», «Украсим Родину садами». Среди игровых фильмов того времени стоит вспомнить «Здравствуй, Москва!», сказки «Каменный цветок», «Золушка». В конце 40-х годов прошлого века киностудию «Союздетфильм» закрыли, и выпуск фильмов для детей резко сократился.

НА ПОДЪЕМЕ

А после ХХ съезда КПСС, который создал благоприятные условия для всех видов искусства, наступил перелом в развитии детского кино. В это время вышли на экраны картины «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Васек Трубачёв и его товарищи» и другие. В 1959 году при киностудии «Мосфильм» организовали Объединение детских фильмов, которое выпустило в прокат картины «Каток и скрипка», «Алые паруса». А с 1964 года киностудия имени Горького стала выпускать только детские и юношеские фильмы. В конце 60-х — начале 70-х вышли в прокат научно-фантастические детские фильмы «Туманность Андромеды», «Отроки во Вселенной». Этот жанр продолжили картины «Через тернии к звездам», «Гостья из будущего». Советские школьники в космическом мире и на Земле проявляли свои лучшие качества — дружбу, взаимопомощь, любовь к Родине.

Особое место в истории отечественного кинематографа занимают фильмы-сказки, это целый пласт культуры. На высоком художественном уровне поставлены картины: «Волшебная лампа Аладдина», «Варвара-краса, длинная коса», «На златом крыльце сидели», «Старик Хоттабыч», «Про Красную Шапочку», «Кольца Альманзора» и многие другие.

СДЕЛАНО В СЕВАСТОПОЛЕ

Крым и Севастополь всегда были благодатной съёмочной площадкой для кинематографистов. В городе русских моряков сняли множество фильмов, включая детские. Вспомним самые известные из них. «Сказку о царе Салтане» по одноименному произведению А.С. Пушкина известный режиссёр Александр Птушко поставил в 1966 году. Фильм получился ярким, красочным, запоминающимся и до сих пор не устарел. Картина знаменитого режиссёра Александра Роу «Огонь, вода и медные трубы» вышла на экраны в декабре 1968 года. Это продолжение сказки «Морозко». Идея фильма заложена в его названии, так как поговорка «Пройти огонь, воду и медные трубы» означает выдержать жизненные испытания, набраться ума-разума, закалить свою волю, повидать мир. Главный герой Вася, чтобы спасти свою любимую Алёнушку от Кащея Бессмертного, преодолевает все преграды. Здесь много сказочных персонажей, царя играет Михаил Пуговкин, а добро побеждает зло.

В августе 1971 года состоялась премьера фильма «Тайна железной двери» по мотивам повести Юрия Томина «Шёл по городу волшебник». Режиссёр Михаил Юзовский собрал на съемки картины блестящий актерский состав (Алиса Фрейндлих, Олег Табаков, Савелий Крамаров). Все сцены во дворе, у гаражей, на хоккейной площадке снимали в Севастополе на улице Репина, 28, 30, 32 и 34. Некоторые эпизоды — в штольнях Инкерманского карьера и других местах Крыма. Все началось с того, что ученик четвёртого класса Толик Рыжков перешёл дорогу в неположенном месте, а когда спрятался от милиционера в трансформаторной будке, то увидел странного мальчика, который пересчитывал коробки со спичками. Толик схватил одну из них и убежал, и вдруг оказалось, что спички волшебные. И начинаются чудеса, которые заставляют задуматься зрителя: «Во благо или во вред волшебная сила? Как ею правильно распорядиться?»

А с каким восторгом мы смотрели в детстве «Приключения Буратино»! Телепремьера музыкального двухсерийного фильма состоялась 1-2 января 1976 года. Получился замечательный новогодний подарок для детворы. Увлекательная картина с известными актерами (Владимиром Этушем, Риной Зеленой, Владимиром Басовым, Роланом Быковым) смотрится на одном дыхании. В фильме звучит прекрасная музыка Алексея Рыбникова, а тексты песен написали Булат Окуджава и Юрий Энтин. Не случайно фирма «Мелодия» записала их на пластинку. В картине есть все, что так привлекает ребят: волшебство, приключения, тайна…

В 1978 году снят детский фильм «Когда я стану великаном» — несколько историй из жизни восьмиклассника Пети Копейкина. В этой лирической комедии играют популярные актёры Лия Ахеджакова, Инна Ульянова, Олег Ефремов. Лейтмотив фильма: «Времена меняются — меняются герои… Но как часто мы возвращаемся к храбрым и благородным мушкетёрам, к д’Артаньяну и Сирано де Бержераку, играя на сцене или в жизни». В фильме тема «мушкетёрских» романов переносится в конец XX века.

И наконец «Операция «Эники-беники», которую режиссёр Юрий Рогозин поставил в 2004 году. В этой детской комедии восьмилетний мальчик за один день умудрился доставить массу хлопот взрослым. Он едва не сорвал спектакль в местном театре, запланированное сватовство. Из-за него милицейский наряд потерял арестованных. Но все вышло как-то случайно, без злого умысла. Ведь у мальчика были благие намерения — найти папу, которого он никогда не видел.

ДЕФИЦИТНЫЕ ФИЛЬМЫ

Даже на мгновение страшно представить своё детство без «Королевства кривых зеркал», без «Кортика» и «Бронзовой птицы»… А что сейчас смотрят дети? В большинстве своём — примитивное американское кино, каких-то уродцев из «Властелина колец», боевики для взрослых. Вакуум, образовавшийся из-за дефицита современных детских фильмов, заполнился кинопродукцией, которая детям не по возрасту. Ошибочно считать, что современные дети — сверхлюди, психика и нервная система которых все выдержит. Эта ситуация беспокоит председателя представительства Союза кинематографистов РФ в Севастополе Татьяну Гагину, которая на протяжении ряда лет имела прямое отношение к детскому кино. Ещё школьницей под девичьей фамилией Клюева она дебютировала в фильме «Звонят, откройте дверь». Играла главных героинь в приключенческой картине «Акваланги на дне» и в сказке знаменитого Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», а также в других кинолентах.

«Сейчас, к сожалению, нет детского кино. Есть энтузиасты, такие как Наталья Бондарчук, Борис Грачевский, которым иногда удается снимать фильмы для детей. Люди должны не только считать деньги, но и думать о том, какими вырастут наши потомки. Если сейчас кинематограф не очнется, то мы потеряем не одно поколение. Ведь в отечественное детское кино заложен важный воспитательный момент, оно несёт позитив, учит отличать чёрное от белого, вселяет веру в победу добра над злом, правды над ложью. Поэтому нужно проводить ретропоказы советских детских фильмов, кинофестивали. Мы, Союз кинематографистов, выезжаем к детям, проводим творческие встречи. К 45-летию фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса» провели показы для школьников и курсантов. Для них это было настоящим открытием, ранее они не видели ничего, кроме американского кино. Во время творческих встреч ребята смогли поучаствовать в съёмке фильма, почувствовать себя киноактёром, они получили ответы на интересующие их вопросы. Но я считаю, что этого недостаточно», — говорит Татьяна Николаевна.

К слову о тех единичных фильмах для детей, которые иногда появляются на небосклоне отечественного кинематографа. 20 июня 2015 года во время творческого вечера в кинотеатре «Москва» актриса и режиссёр Наталья Бондарчук показала видеоролик своей новой увлекательной киноленты «Тайна Снежной королевы».

В СССР ежегодно выпускали не менее тридцати детских фильмов. За последние двадцать лет их производство сократилось до 2-3 картин в год. Причём далеко не каждая выходит в прокат, а если транслируется по телевидению, то обычно в выходные дни с 6 до 9 часов утра, когда дети ещё крепко спят. Показать фильм для юных зрителей в более удобное время, в прайм-тайм, сложно так как закон предъявляет множество запретов на рекламу тех или иных товаров. Поэтому затраты ни на один детский фильм не окупятся.

С кинопрокатом дело ничуть не лучше. На большом экране детские фильмы транслируют, как правило, в дневное время, в период школьных каникул при льготной стоимости билетов. Поэтому продюсерам и режиссёрам детских фильмов трудно найти инвесторов. Максимум, на что можно рассчитывать, — это одежда для юных актеров от дизайнерских фирм на бартерной основе. Страдает и качество кинопродукции. Если сравнить бюджет одного детского фильма, то в США это 11 миллионов долларов, а в России — два миллиона долларов.

«Сегодня снимается самое разное кино. Но почему детское исчезло почти совсем? Я думаю, что в первую очередь нам катастрофически не хватает кадров — как актерских, так и режиссерских. А рисковать и давать деньги группе лиц, которая создаёт детский фильм, мало кто захочет. Я знаю очень многих прекрасных артистов, которые в детском кино не смогли играть ни секунды. Там особый язык, на который не каждый способен», — считает актёр Александр Леньков, член жюри ряда детских кинофестивалей.

На вопрос «Что необходимо для развития отечественного детского кино?» отвечает бессменный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. «Нужен специальный телеканал, который мог бы транслировать подобные фильмы несколько раз в день. Такие каналы у нас появились, я старался их поддерживать, но они оказались полностью американизированными, а для меня важно вернуть на экран наш, российский менталитет. Кроме того, детские каналы являются частью кабельного телевидения, которое есть далеко не у всех», — говорит Борис Грачевский.

На протяжении двадцати лет Фонд Ролана Быкова субсидировал кинофестивали, прокат и производство фильмов. Он был основан в 1989 году как Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества. За эти годы фонд снял 86 картин, провёл фестивали… А несколько лет назад его выселили из здания на Чистых прудах, и он продолжает существовать только на бумаге. Кстати, сам Ролан Быков бился за то, чтобы в государственном финансировании детское кино шло отдельной строкой и на него выделялись приличные суммы.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Дефицитом детских фильмов в России обеспокоены не только кинематографисты, но и медики, психологи. «В детское кино вкладывают одновременно развлекательную и мощную воспитательную функцию. Во всех странах мира это трансляция ценностей, норм, стереотипов поведения, принятых в обществе в данный момент. Все это было в советском кино. Поэтому большая часть фильмов этого периода популярна многие годы. «Золушка», например, — та сказка, которую до сих пор можно смотреть. Но сегодня дети воспитываются на «Спецназе» и подобных фильмах, которые смотрят в семье, поэтому у них закладываются вполне определённые стереотипы поведения. Наши телевизионные продюсеры заявляют: «Переключайте канал, эти фильмы не для детей». И они, разумеется, правы. Но все равно получается так, что потребителями этих фильмов становятся дети», — поясняет Сергей Ениколопов, доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Психологи считают, что дети очень впечатлительны и восприимчивы, поэтому им необходимо показывать сказки. Все народы мира социализируют ребёнка на сказках и легендах. Причём в доступной форме, которая показывает им, что такое хорошо и что такое плохо. Американцы выяснили, что под влиянием фильмов для взрослых быстро растет число детских преступлений. К 1980 году в США определили суммы, которые должны ежегодно выделяться на производство детских фильмов. Когда-то подобные указания получали и советские режиссеры, выпускавшие фильмы для юных зрителей. Но уже более двадцати лет этой проблемой всерьез никто не занимался, что отрицательно сказалось на подрастающем поколении.

Другие статьи этого номера