Когда открываются небеса

Когда открываются небеса

19 января православный мир отмечает двунадесятый церковный праздник —
Богоявление. В этот день вспоминают и прославляют важное событие —
крещение Иисуса Христа в Иордане. В Севастополе, как и по всей России,
тысячи верующих придут в храмы в этот день.Богоявлением праздник называют потому, что при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух (в виде белого голубя). Святая Церковь, празднуя Крещение, утверждает нашу веру в высочайшую тайну трёх лиц единого Божества. В народе этот праздник известен под названием «Иордань», так как церковная процессия на водоемах для освящения воды как бы выходит на реку Иордан. В некоторых местах его называют Водощи (от совершения водоосвящения).

Празднику Богоявления предшествует навечерие, которое особенно торжественно чествовалось нашими предками и считалось днём чрезвычайно святым. Занятие ряженьем и гаданием, которое допускалось в предыдущие дни, известное под названием «крещенский вечерок», накануне Богоявления расценивалось как большой грех. В навечерие каждый христианин считал своим священным долгом побывать в храме, где совершалось «последование великого освящения святых богоявлений». Наши предки постились в этот великий день и до освящения воды ничего не ели. Сейчас этого правила придерживаются немногие люди.

В книге «Святой Дух праздников Христовых» собраны интересные и малоизвестные факты о празднике Крещения, которые приведены ниже. В навечерие Богоявления, как в день освящения воды крестом, в некоторых местах сохранился обычай рисовать мелом кресты на дверях, окнах и других видных местах, чтобы оградить дом от вредного воздействия злого духа. А на Руси, в Белоруссии и в некоторых местах Малороссии в каждом доме хранится большая свеча, которую хозяйка берет с собой в церковь для освящения. Потом эту свечу зажигают, а её пламенем «коптят» на балке и над дверью форму креста, чтобы лукавый не поселился в избе.

Водоосвящение в навечерие напоминает нам о том, что в древности накануне Богоявления совершалось крещение оглашенных (тех, кто ещё не крещен). Такое водоосвящение называют великим. К освящённой воде христиане с древних времён относятся с благоговением. В Православной церкви её называют великою агиасмою (святынею). В навечерие, которое пришлось на субботу или воскресенье, водоосвящение бывает в конце вечерни, в другие дни — после литургии. Эту воду употребляют для окропления храмов и жилищ, дают пить тем, кто не допущен к причастию. Использование богоявленской воды вместо причастия тела и крови Господней появилось в глубокой древности, вскоре после того, как были составлены правила, отлучающие грешников от причастия на длительное время. Для утешения кающихся, которые искренне раскаялись, а также роженицам подавали для вкушения богоявленскую воду.

В прежние времена у нас существовал обычай обмывать святой водой все иконы в доме. А ещё у наших предков был обычай, в котором выражено русское милосердие: накануне Богоявления люди ранним утром ходили по тюрьмам и домам бедняков с щедрой милостыней. В этот день каждый русский считал своим долгом подать что-нибудь из еды нищим для разговенья на следующий день.

Но вместе с благочестием у наших предков легко уживались языческие обряды и суеверия, которые до сих пор кое-где сохранились в народе. Так, в деревнях под Крещение пожилые женщины собирают снег со стогов в полной уверенности, что только он может выбелить любую холстину. Снег, собранный в крещенский вечер, по поверью крестьян, может сохранить воду в колодцах на весь год. Для этого нужно только принести с поля снег, опустить его в колодец, и это поможет даже в том случае, если за все лето не будет ни одного дождя. Снегом, собранным в крещенский вечер, крестьяне в деревнях лечат недуги — онемение ног, головокружение и судороги.

Народные приметы гласят, что если на Крещение на открытую воду пойдёт туман — будет много хлеба. Если в этот день много лают собаки — будет вдоволь дичи. Если на Богоявление погода ясная и холодная — лето будет засушливым; пасмурная и свежая — к обильному урожаю. Полная луна — к большому весеннему разливу. Если звёздная ночь — лето выдастся сухим, хорошим будет урожай гороха и ягод. Ветер подует с юга — придет грозовое лето.

Есть поверье, что в полночь накануне Богоявления волнуется вода в ознаменование совершившегося в это время крещения Господа, поэтому некоторые ждут этого мгновения и стараются сразу же взять воду в кувшины и считают её особенно целебной. Многие верят, что когда в полночь в чаше колыхнется вода, открываются небеса, и если в это время видны зарницы, то можно просить что угодно, это непременно сбудется.

В некоторых местах в день Богоявления купаются в водоемах (особенно те, кто был ряженым или гадал). Они приписывают этому омовению очистительную силу от своих грехов, но это не больше чем суеверие. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воду Спасителя и палестинским богомольцам. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет январских морозов. По мнению священников, окунаться зимой, в день крещения Спасителя, значит, требовать от Бога чуда или пренебрегать своей жизнью и здоровьем.

В приморских городах Таврической губернии был распространен обычай бросать крест в море. Его придерживались также в Греции и Болгарии. И всегда находилось много охотников достать брошенный крест, и ни в одном году дело не обходилось без несчастных случаев. В южных приморских поселках был обычай после освящения воды бросать в морские волны большой деревянный крест, за которым некоторые плывут в лодках, а потом бросаются к нему вплавь. Тот, кто достал крест, ходил по улицам, собирая дань своей удали, часть денег шла бедным, часть — в церковь. В других местах все деньги получал тот, кто выловил крест, и он тратил их на праздничное угощение. Но такие обычаи противоречат духу христианства.

В Москве на Крещение, Рождество, Пасху священник ходил с крестом по домам прихожан. Эти посещения он использовал для близкого знакомства с верующими и религиозно-нравственного просвещения. Это был повод напомнить прихожанам, что крещение Иисуса Христа тесно связано с его богочеловеческим делом спасения людей и является началом этого служения.

Другие статьи этого номера