Еще раз про любовь…

Еще раз про любовь...

Я давно не был в театре… Нет, не так — больно фраза смахивает на знаменитую жалобу Паниковского из «Золотого теленка»: «Я год не был в бане…» Карикатурно получается. Вот как нужно начать: «Боже, как давно я не был в театре!» Уже лучше…

Колебания вокруг первой же фразы материала, по жанровой шкале претендующего на театральную рецензию, как нельзя лучше иллюстрируют само поствизитное состояние автора, давно выпавшего из «культурной» темы города ради более «серьезной» тематики обзоров для нашей газеты.

И именно так — от «черной» комедии и неприятного порой фарса до трагедии и глубокого сопереживания, а потом снова смех, облегчение и неожиданный сюрприз финала — вот неполная гамма чувств, которую дарит зрителям спектакль «Детектор лжи» в драмтеатре ЧФ РФ им. Б.А. Лавренева.

Поставил эту пьесу Василия Сигарева, названную им эксцентрической комедией, сам главный режиссер флотского театра, заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. А замечательное трио актёров флотского театра — заслуженный артист Республики Крым И. Домбровский, В. Шпаковская и М. Шпаковский — с блеском воплотило писательско-режиссерский замысел на малой сцене, достаточно новой как для «лавреневцев», так и для севастопольцев.

И как раз именно малая сцена, по-моему, дает эффект сопричастности к разыгрываемому артистами действу всех 50 зрителей зала. Словно дальние родственники, приехавшие и не знавшие о внутренних «местных» проблемах, они вдруг стали свидетелями захватывающей «разборки» в простой семье. И час с лишним вместе переживают все страсти порой нешуточного конфликта.

Поначалу, первые минут десять, внутри даже какое-то неприятие взрастает: когда главные герои — пара среднего возраста, санитарка Надежда и токарь Борис — общаются на типичном для себя жаргоне, переходящем в перебранку. Зрительские ряды — это продолжение их комнаты со скромной, немного убогой обстановкой. И ведут они себя перед нами, как дома, не стесняясь. Мужчина 42 лет очень узнаваемо ходит в семейных трусах, утопает в кресле и шуршит газетой. А супруга, в халате, но в парике, пилит его за то, что муж месяц не может починить вышедшие из строя пылесос и торшер. И пьет! И не помнит, гад такой, куда по пьянке спрятал деньги…

Жена уж вся извелась: ну как они денежки-то найдут? И делает оригинальный шаг: по объявлению находит гипнотизера и приглашает его в надежде разыскать злополучную заначку. Такой поворот сюжета располагает и меня: как зритель, а не критик, я уже жажду продолжения спектакля. И спектр моих эмоций меняется на теплые тона…

Вот уже и цель достигнута — спутник жизни, оказывается, сунул купюры за вечно текущий бачок унитаза. Но безропотный под гипнозом муж — большой соблазн. И амплуа жены как «бой-бабы» заставляет доцента психологии сначала обещаниями повышенного гонорара, а потом и силой раскрывать другие свои секреты… Какие? Узнаете сами, посмотрев спектакль.

Скажу лишь, что на этом сюрпризы сюжета не исчерпываются: выведенный, наконец, из талантливо сыгранного транса супруг для восстановления справедливости требует ввергнуть туда жену. И тут эффект превосходит все ожидания!..

Супруга под гипнозом представляется то Мэрилин Монро, то Брижит Бордо, оставаясь в то же время недовольной браком женщиной 40 лет. И все в зале понимают, что жизнь ее и впрямь тосклива, а главное удовольствие — лишь несколько раз в году, когда в пику пьяному до беспамятства мужу она съедает торт, оставшийся после праздника…

На гипнотическом сеансе каждый из них рассказывает о своих изменах, о вранье и недомолвках, какие, скорее всего, и разрушают их крепкий поначалу союз «по обоюдной любви» — как у клена и березки в той песне, что рефреном проходит от начала до конца пьесы. И финал — супернеожиданный, можно сказать, счастливый, как в сказке, а не современной пьесе.

Честное слово, на душе несказанно теплеет, когда, несмотря ни на что, забыв про вылитую грязь обыденности, супруги сядут в свои старые облезлые кресла, возьмутся за руки и молча постараются выполнить последнюю установку гипнотизера: любить друг друга так, как когда-то очень-очень давно. Любить вечно. И быть счастливыми…

Уж окончен спектакль, мы с женой дома, но мысли и разговоры только об увиденном, услышанном, ощутимом и прочувствованном. Театр выполнил свою миссию — дал представление о забытых и новых эмоциях. По-моему, в этом и заключается заложенный еще древними греками смысл театра — будить и дарить чувства.

Бездна искренних бурлящих впечатлений оставалась у меня спустя и сутки, и двое после свидания с «лавреневской» Мельпоменой. Есть они и сейчас, только уже улеглись для описания… Вот уж точно: нужно время, чтобы осмыслить все увиденное и сказанное на сцене.

Но если там персонажи спектакля говорили правду только под гипнозом, то я и так признаюсь: жалею, что пропустил так много премьер. И забыл, какая непередаваемая атмосфера царит в зале, когда спектакль нравится зрителям: частые аплодисменты, смех и одобрительные возгласы после удачных реплик. Да, ТАКОЙ театр нам всем жизненно необходим! А такие постановки — ожидаемы и востребованны. Надеюсь, такие же открытия ждут зрителей и на других хитах театра им. Лавренева: «Игроки», «Ужин с дураком», «Пигмалион».

Одно не давало мне покоя: почему режиссер Юрий Маковский взял для постановки именно «Детектор лжи»? Долго ждал от него ответа и получил-таки:

— Сегодня в нашей жизни очень много грубости, хамства, лжи, подлости… Мы к ним уже даже привыкли и считаем это нормой общения. Забывая о том, что мы ЛЮДИ. И только ЛЮБОВЬ может спасти! Об этом хочется не то что говорить — КРИЧАТЬ! Поэтому взят этот материал.

Ну… За любовь!!!

FINITA.

На снимках: сцены из спектакля «Детектор лжи» драмтеатра ЧФ РФ им. Б.А. Лавренева.

Другие статьи этого номера