Реклама — двигатель торговли?

Реклама - двигатель торговли?

Вопрос о назойливой рекламе почти сто лет назад поднял писатель Аркадий
Аверченко. Уже в то время возникла эта проблема.В его рассказе «Рыцарь индустрии» описан яркий эпизод, подчёркивающий навязчивость рекламных предложений. От торгового представителя Цацкина практически невозможно отвязаться, доведенные до белого каления граждане выбрасывают его в окошко второго этажа, сталкивают с трамвая, спускают с лестницы. Но с сотрудника сетевого маркетинга как с гуся вода, и он как ни в чем не бывало продолжает настойчиво продвигать свой товар: «…Лысина? Помажьте её средством нашей фирмы — и обрастете волосами, как кокосовый орех! А морщины? А уши? Возьмите наш усовершенствованный аппарат, который можно надевать ночью… Всякие уши как рукой снимет! Рост? Наш гимнастический прибор через каждые шесть месяцев увеличивает рост на два вершка… Нервы? Патентованные холодные души… Голова болит?.. Сколько вам нужно тюбиков нашей пасты «Мигренин»?.. Утомительная работа?.. Потому что вы до сих пор не приобрели наш раздвижной пюпитр для чтения и письма…»

Вам это ничего не напоминает? Времена изменились, появились современные технические средства и новые технологии, с помощью которых реклама бесцеремонно вторгается в нашу домашнюю жизнь, крадет наше личное время. Но, увы, её не выбросишь в окошко, как господина Цацкина. За пять минут с экранов телевизоров на нас обрушиваются изжога, тяжесть в желудке, диарея, бессонница, мигрень, сухой кашель и прочие хвори. Все средства преподносятся, как панацея от болезней. Реклама заменяет доктора, услужливо подсказывая, что принять в том или ином случае, обещая: все как рукой снимет. Но, к примеру, если заглянуть в инструкцию к долго рекламируемому препарату от головной боли «Миг», то его характеристики многих озадачат. В аннотации предупреждают, что таблетки имеют побочные эффекты: головокружение, нарушение сна, диспептические расстройства (боли в желудке, тошнота), обострение бронхиальной астмы, кожная сыпь. Его с осторожностью назначают при заболеваниях печени и почек, хронической сердечной недостаточности, престарелым людям и детям до 12 лет.

Осенью нас соблазняли каплями от насморка «Отривин» за пять рублей», причём авторы рекламы имели в виду, что пять рублей стоит одно закапывание. Но ни одна аптека не продаст одну порцию капель «на розлив», как коктейль в баре, потому что все лекарственные препараты реализуются только упаковками. И стоимость флакончика «Отривина» в то время была около двухсот рублей. Так в чем смысл такого рекламного ролика? Весной вызывали недоумение неадекватные мужики, которые дико орали и залезали на деревья, приколачивая, как одержимые, скворечники. Как только они появлялись на экране, кот в ужасе выскакивал из комнаты. А как вам нравится оригинальный слоган «Не тормози, сникерсни!»? Или огурчики, которые хрустят по-настоящему, как будто все остальные издают фальшивый хруст? Впрочем, словесные «находки» и ляпы в рекламе — это отдельная тема.

Заслуживают внимания более важные моменты. Реклама насаждает культ потребительства, и это тревожный симптом, негативно влияющий на ещё не сформировавшуюся личность подростка. «У тебя есть смартфон? А тот, что мы предлагаем, — «круче». Да и планшет пора заменить на более «навороченный». При этом совсем не важно, что техника исправно работает и верно служит своему хозяину. И второй немаловажный отрицательный фактор — телереклама мешает восприятию фильмов, грубо прерывая показ через каждые 10-15 минут, прокручивая одни и те же видеоролики. Наиболее сильный дискомфорт возникает, когда в картине демонстрируется другая эпоха, и вдруг диалог Дианы и Теодоро из «Собаки на сене» или Екатерины II и Григория Орлова из «Великой» прерывает реклама бытовой техники, памперсов… Телезрителям грубо мешают погрузиться в прошлые века, получить полное удовольствие от просмотра фильма. И за счёт рекламы продолжительность фильма или передачи увеличивается в разы.

Наверное, поэтому в России не найдётся ни одного человека, который бы не ругал телерекламу, больно бьющую по слуху и вызывающую соответствующую реакцию. Кто-то выключает звук во время рекламной паузы, кто-то бежит позвонить по телефону или вымыть тарелку. Интернет-опрос газеты «Известия» и КМ.RU показал, что 54% респондентов раздражает телереклама, 29% считают, что её слишком много, 15% используют эти пять минут, чтобы «навестить» холодильник или туалет, и только два процента ответили, что реклама помогает им выбрать товары. Но большинство людей ведут поиск необходимых товаров через Интернет, где на сайтах указаны ассортимент магазинов и цены, их контактные телефоны. А некоторые предпочитают делать заказы в интернет-магазинах. Удобно сделать выбор, когда ознакомишься со всей необходимой информацией о товаре. А то, что промелькнет за несколько секунд на экране, обычно не задерживается в памяти.

Да и как покупать то, что не видишь? К примеру, летом по телевизору рекламировали антимоскитные занавески на двери. Спору нет, вещь полезная для дома, с виду очень удобная и крепится легко. Но любому покупателю хотелось бы убедиться, что это действительно так, а не брать наложенным платежом «кота в мешке». Вдруг чудо-занавески через день отвалятся?

Понятно, что в наши дни телереклама — это неизбежность. Очевидно, что на средства от рекламы телеканалы заказывают съёмки сериалов либо она даёт возможность компенсировать затраты на покупку новых фильмов. Но ведь можно как-то упорядочить трансляцию рекламы, чтобы она поменьше действовала на нервы населению. 1 января зрители «5 канала» наслаждались просмотром кинолент без рекламы. Телеканал «Крым1» старается демонстрировать телерекламу в начале и в конце фильмов. В Германии, например, существуют временные ограничения на телерекламу, её прокручивают только с 18 до 20 часов, кроме суббот. В Италии и Швейцарии показывают не более двух роликов одного товара в неделю. Так что этот вопрос вполне решаем на законодательном уровне и у нас.

Другие статьи этого номера