Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

На Ильяс с Сарыча зимой

К вершине горы Ильяс-Кая, что на юго-востоке Севастопольского региона, ведет несколько троп, дорог и дорог, переходящих в тропы. Одна из них начинается у автобусной остановки «Мыс Сарыч» на автотрассе Севастополь — Ялта. Телевизионный ретранслятор...

К вершине горы Ильяс-Кая, что на юго-востоке Севастопольского региона,
ведет несколько троп, дорог и дорог, переходящих в тропы. Одна из них
начинается у автобусной остановки «Мыс Сарыч» на автотрассе
Севастополь — Ялта. Телевизионный ретранслятор — лучший ориентир
точки начала маршрута. Если вы приехали на автобусе, разминайтесь
перед продолжительным подъемом. Если нужно припарковать свою
машину, то лучше это сделать поближе к ретранслятору. Зимой площадка
пуста и хорошо просматривается со всех сторон.Поворачиваемся к морю задом, к лесу передом. Вот так! Смотрим на север. Выше. Еще выше! Сквозь разрывы облаков угадывается вершина горы Святого Ильи. Очень осторожно переходим автотрассу и ступаем на древнюю дорогу к восточному плечу этого горного массива. Шлагбаум, установленный лесниками лет 10-15 назад, преграждает дорогу джиперам. Хотя и его объехать отчаянные автовладельцы рискнут. Их подвиги — нам не пример. В пешем порядке увидим куда больше. Уже после 10 минут подъема видим искусную ручную работу древних умельцев. Каменная кладка надежно подпирает дорожное полотно. Внешняя стена — тесаные камни. За ними, там, где кладка просыпалась, видны бутовые камни. По этой дороге лет тысячу никто не ездил. Но на дороге нет ни единого дерева. Хитрость древних дорожников. Бутовая кладка не давала задерживаться в подпорной стене воде, которая в любое время года сразу уходила вниз по склону. В таких условиях семена можжевельника или желуди дуба не могли прорости. Весной покрытие дороги высыхало и нагревалось солнцем до высоких температур. Деревья и кустарники не разрушали дорогу.

В некоторых местах высота подпорных стен достигает 3-4 метров. Это уже зодчество. Пятьдесят погонных метров подпорной стены высотой с двухэтажный дом, выложенной будто по линейке! Разве это не чудо? Дорога делает ряд поворотов под острыми углами. Замечаем вторую очередь дороги (а может, и первую?) Две версии равновероятны. Первострой дороги дал обрушения, и ее пришлось ремонтировать. Но могло быть и так, что участок дороги был технологическим. По нему доставляли камень к подпорной стене настоящей дороги. А технологический участок никому не мешал, зарастая лесом. Его и разбирать не стали. Второй вариант более уместен. Если приписать инициативу строительства этой дороги римлянам, то напрашивается фраза: «Древнеримские фуры не вписывались в повороты дороги. И дорогу пришлось перестраивать». Следы перестроек и ремонтов есть. Но они не носят глобального характера. Скорее ремонт выправлял метр-другой от склона и увеличивал радиус поворота на полтора-два метра.

Ну вот теперь вдумчивый читатель ожидает повествования о древнем городище, к которому и ведет эта дорога. Но, увы. Никакого древнего городища до сих пор не обнаружено на этом склоне. Большой знаток античности, средневековья и новейшей истории в одном лице Валерий Воронин сосредоточенно осматривает окрестности тропы. Руин много. Есть явные следы жилых и хозяйственных построек, возведенных без цементного раствора. Первую из них предлагаю назвать «Невольничий рынок «Южный», вторую — «Римская фактория «Севпривоз». Но масштабы больно скромные. Куча дикого камня тянет максимум на руины офиса «Законодательное собрание верхнего селения южной префектуры мыса Сарыч».

Кому и зачем понадобился дорогостоящий и трудновыполнимый проект строительства дороги от побережья мыса Сарыч до перевала у Ильяс-Кая? Вопрос этот мы себе задаем на каждом шагу. Ответа не находим. По телефону Олег Яковлевич Савеля говорит о возможной целесообразности строительства дороги от побережья к селению Ласпио. Селение находилось западнее перевала, к северу от гребня вершины Ильяс-Кая. Там и сейчас можно при желании найти руины поселения. Оно было. Вот только настоящих научных изысканий так и не было удостоено. А все, о чем вы сегодня слышите и читаете, — мифы и легенды! Такую дорогу могли построить только к очень важному объекту. К столице княжества. К торговому или транспортному узлу. Ничего о подобных объектах в этом районе мы не знаем.

После часа неторопливого подъема от автотрассы выходим на поляну. Многовековые можжевельники окружают ее. Если пройти к югу, можно море увидеть. Среди разваленных стен потоптаться. Молчат руины. Тайны свои хранят.

Идем выше. Трубы под ногами на тропе мелькают. Вот — стальная. Вот — чугунная в коленном сплетении. Еще выше — пластиковая, времен 2015 года. Трубы разные. Цель одна. Есть на берегу моря частный пансионат. Ему бесплатная вода нужна. Вот и ведутся работы по воровству природных ресурсов. Но это не наша тема. Наша тема — дубы-колдуны. Их вдоль тропы огромное количество. Им по тысяче лет. Выше полян с дубами — крутой склон с обильным водоснабжением. Тропа становится скользкой, болотистой, труднопроходимой. Пять шагов вверх, три вниз. Темп движения замедляется. Легче пробираться по дремучему лесу. Перед выходом к храму Солнца внезапно опускается густой туман. Видимость — 10 метров. Порывы ветра валят с ног. Мокрый снег завершает перечень удовольствий. Вдруг справа черная тень появляется. От неожиданности вздрагиваю. Ура! Это нижний «палец» из храма Солнца. Собираемся вместе и обходим все камни этой достопримечательности. Видимость — 5-6 метров. Ветер ураганный. Леша говорит, что слышит голоса к югу от нас. Улыбаемся. И вдруг видим 12 девушек с собаками, сидящих на «пальцах». Здороваемся. Все — севастопольские. Выехали прогулять собак по лесу и освежиться от городской суеты. Заметили среди них мужчину, известного работника СМИ. Пытаемся интервью записать. Но он засмущался. Дескать, мы для него конкуренты-телевизионщики. Ему с нами общаться нельзя. Ругать будут. Спрятав юношескую бородку под капюшон куртки, он ушел с собакой на поводке. Девушки были куда более словоохотливыми. Все про своих собак рассказали. Готовы ради них даже на Эверест взойти. Удачи им в их благом начинании.

Спуск с перевала был быстрым, но коварным. Мокрая тропа так и норовила подстелить под пятую точку глиняный склон. Руки цеплялись за веточки и стволы молодых деревьев. Пробегаем на излете родники и лужи заболоченных террас. Уже на можжевеловой поляне снова собираемся вместе. Задаемся вопросом о предназначении дороги. Валерий Воронин, автор десятков исторических романов, уверен, что дорога была востребованной. Она вела от порта на мысе Сарыч к поселению Ласпио. Историю строительства дороги Воронин подробно опишет в очередной трилогии.

А теперь информация для коллег-туристов: проход по тропе совершенно бесплатный. Мобильный телефон работал на всем протяжении пути. Магазинов и пивбаров на тропе нет. Шашлычные, если и были, то не позднее XVII века. Подъем до храма Солнца — 2 часа. Спуск — час. Есть очень уютные полянки. Вода в источниках непригодна для питья. Несите свою и пейте экономно. На вершине воды также нет. От чего получать эстетическое наслаждение? От дубов. От иглицы. От можжевельника. И самое главное — никому не рассказывайте об этом маршруте — чище и заповеднее будет…

В. ИЛЛАРИОНОВ, член Русского географического общества.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ