О проблемах защиты прав потребителей

Всем давно понятно, что в Севастополе и Крыму должны быть в полной
мере реализованы все правовые механизмы госзащиты прав граждан,
гарантированные законодательством и реализуемые на материковой
части страны. И одними из важнейших для каждого гражданина,
безусловно, являются права потребителей на получение безопасных и
качественных продуктов питания, товаров и услуг, гарантированных
законом «О защите прав потребителей».Ключевым элементом правовой защиты потребителей этот закон определяет право потребителя на получение полной необходимой и достоверной информации об изготовителе товара (исполнителе, продавце) и реализуемых его товарах (ст. 8). При этом изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10).

С целью обеспечения полноценного интегрирования РК и Севастополя в правовую и социально-экономическую системы РФ федеральным законодательством был установлен переходной период до 1 января 2015 года. Вместе с тем анализ действующего законодательства РФ показывает, что, к сожалению, до настоящего времени права жителей полуострова защищены не в одинаковой мере (по сравнению с остальными россиянами) прежде всего в сфере защиты их прав как потребителей товаров и услуг.

Так, с целью фактического обеспечения и реализации гарантированного федеральным законодательством комплекса прав потребителей товаров и услуг в правой системе РФ с 2002 г. действует федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которым, в частности, предусмотрено, что предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям нормативных документов о техническом регулировании. Перечни пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, а также в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления их в силу — соответствующими техрегламентами правительства РФ (ст. 12).

При этом на этикетках, ярлыках или листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов, кроме такой информации, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке: о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения) (ч. 3 статьи 18). Данные требования закона направлены прежде всего на обеспечение в полном объеме защиты прав потребителей на получение качественных пищевых продуктов и информации, позволяющей потребителям самостоятельно и осознанно сделать свой выбор в пользу качественного и безопасного товара.

Вместе с тем 31.12.2014 г. федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с особенностями применения законодательства Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» приостановлено с 1.01.2015 г. до 1.01.2018 г. действие указанных выше положений федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» на территориях РК и Севастополя (ст. 3). Таким образом, еще на протяжении двух лет жители полуострова при осуществлении покупок продуктов питания должны полагаться исключительно на добропорядочность и честность производителей.

К сожалению, как показывает практика, высокими чувствами морального долга и ответственностью перед потребителями обладают далеко не все производители товаров и услуг. Например, при проверке в одном из супермаркетов города, в которой участвовали журналисты, депутаты, представители «Севсельхознадзора» и ФБУ «Севастопольский центр стандартизации и метрологии», были обнаружены товары с истекшим сроком реализации. Также было установлено, что весы, на которых взвешиваются продукты в овощном отделе, своевременно не проходят процедуру поверки средств измерений. В рамках проведенной проверки в испытательную лабораторию Севастопольского ЦСМ была передана партия продуктов питания — мясные консервы и молочные изделия, произведенные на территории соседних регионов РФ.

По итогам испытаний выявлены серьезные нарушения действующих норм и требований к пищевой безопасности продукции, не позволяющие реализовывать указанные продукты питания гражданам. Кроме того, испытательной лабораторией Севастопольского ЦСМ только в 2015 г. выдано более 90 отрицательных протоколов испытаний производителям, добровольно обратившимся в данное учреждение для проверки качества своих товаров. Большая же часть производителей полуфабрикатов, бутилированной воды, кулинарии магазинов мясных изделий и полуфабрикатов не контролирует процесс производства, не осуществляет входной контроль сырья и не проводит микробиологический контроль помещений, просто прикрываясь положениями федерального закона от 31.12.2014.

Принятие данного закона, по-видимому, было вызвано сложностями начального периода при построении логистики поставок продуктов питания со стороны материковой части РФ. В то же время на сегодняшний день официально поставки продуктов питания с Украины прекращены, а вопрос их логистики решен. В связи с этим специалисты Севастопольского ЦСМ хотели бы обратиться ко всем органам, учреждениям и компетентным должностным лицам с просьбой помочь решить вопрос о реальной защите прав крымчан на безопасность пищевых продуктов питания, об отмене ст. 3 указанного выше федерального закона и обеспечении скорейшего перехода к осуществлению предпринимательской деятельности на территории полуострова на базе общероссийских стандартов качества продукции и услуг.

Другие статьи этого номера