Нагружать все больше нас стали почему-то…

Нагружать все больше нас стали почему-то...

«Нагружать все больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс —
вроде института», — пела в далёком 1978 году Алла Пугачева. Как в воду глядел
тогда автор текста песни Игорь Шаферан, прогнозируя: «То ли ещё будет, то
ли еще будет, ой-ой-ой!»БЕЗРАЗМЕРНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

К сожалению, предсказание деятелей культуры сбылось. Если рабочий день взрослого не превышает восьми часов в день и ему гарантирован перерыв на обед в определенное время, то старшеклассник, вернувшись из школы домой в три или в половине четвёртого, обедает в период, который близится к полднику, и засиживается за уроками зачастую до 11 вечера. Да и чему здесь удивляться, если ежедневное расписание 11-го класса состоит из семи уроков в день? Объём домашних заданий требует больших временных затрат и умственного напряжения.

Вот что должен выполнить учащийся 11-го класса за один учебный день: биология — параграф плюс составить таблицу, три номера по алгебре, правила и упражнение по русскому языку, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», всеобщая история — параграф 13 (3 листа) и параграф 14 (6 листов), обществознание — параграф и составить вопросы к нему, физика — реферат на тему «Электромагнитные волны». И все это после того, как ученик пришёл из школы как выжатый лимон и нуждается в отдыхе. Но ничего не поделаешь, ведь это требования школьной программы, а не прихоть учителей.

С другой стороны, можно понять детей, когда они говорят: «Если делать все, что нам задают, можно сойти с ума». Да и как усвоить всю эту информацию, если возможности человеческой памяти небезграничны? Стоит ли удивляться, что часть подростков в целях самозащиты игнорируют домашнее задание.

Кроме того, учебники стали очень объёмными, изобилуют мелкими подробностями, в некоторых из них встречаются громоздкие предложения. К примеру, вот фраза из учебника географии 10-11-х классов: «Тяга к путешествиям, с одной стороны, отражает развитие производительных сил, и, в частности, совершенствование транспортных средств, а с другой — является одним из следствий урбанизации, повышения благосостояния и культурного уровня людей, которые объясняют возросший интерес к познанию других стран и народов».

Обратите внимание, как интенсивно насыщен информацией и повторами всего лишь один абзац из учебника по обществознанию: «Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: стимулировать экономический рост; создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы ее осуществления и использования дохода от нее); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.»

Или другой пример, где, на первый взгляд, набор терминов соответствует учебнику студента медуниверситета: «гомологичные хромосомы, неаллельные гены, гомогаметен, репликация, антикодон…» Однако это курс биологии 10-11-х классов. В своё время автор этих строк окончила советскую школу с биологическим уклоном, но наша учебная программа была значительно проще.

Разработчики учебников не учитывают, что они пишут для детей, поэтому важно соблюдать принцип: «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно». Вспомните наши советские учебники, где все было четко, ясно, конкретно. Было бы разумно, если бы школьные издания писали учителя-практики. Тогда и правила станут удобными для запоминания.

ИЗДЕРЖКИ ЕГЭ

ЕГЭ превратилось для выпускников в кошмарный сон. Идея очень хороша — сдаешь единый госэкзамен и поступаешь в университет. Но многие вузы добавляют к этому ещё и собственный экзамен. То есть успешная сдача ЕГЭ не освобождает от вузовского испытания. Во-вторых, разработчики единого госэкзамена так увлеклись, что увеличили количество вариантов до бесконечности. Например, к пособию ЕГЭ по истории рекомендуют приобрести комплект из десяти изданий, которые «избавят от необходимости искать дополнительную информацию в Интернете».

Задания буквально напичканы мельчайшими деталями и событиями всех эпох и деяний всех государей, вопросами по живописи и зодчеству. Но и этого разработчикам показалось недостаточно — от выпускников требуется также написать сочинение на историческую тему. У познакомившихся с вопросами ЕГЭ создается впечатление, что на кону — миллион рублей и задача составителей — сделать все возможное, чтобы выигрыш никому не достался. Впрочем, ВНО, которое не так давно сдавали выпускники Крыма, тоже не отличалось сжатыми вопросами по существу предмета.

Что касается ЕГЭ по русскому языку, то там вроде бы требуется написать сочинение. Но, по словам выпускника прошлого года, им был предложен текст (что соответствует форме изложения). А дальше начиналось самое интересное: этот текст нельзя было полностью воспроизвести по памяти, дети должны были на его основе излагать свои рассуждения. Но если это сочинение, дайте ученикам полную свободу действий. Если изложение, то пусть оно соответствует своей форме. Но нет, разработчики изобрели нечто среднее между первым и вторым, чтобы усложнить детям жизнь. К слову, моя знакомая литератор, журналистка на пенсии, как-то вызвалась помочь своей внучке- десятикласснице и написала за неё контрольное сочинение. Его оценили тройкой…

Здравомыслящие люди в России выступают против ЕГЭ. Так, по словам председателя КПРФ Геннадия Зюганова, ЕГЭ «превращает страну в безграмотных людей и неврастеников». Глава думской фракции КПРФ считает ЕГЭ издевательством над наследием русского и советского образования и предлагает отменить эти экзамены. В этом году ЛДПР внесла на рассмотрение парламента законопроект об отмене ЕГЭ. В партии Владимира Жириновского считают, что единый госэкзамен не выполнил своей задачи. Отменить можно, а что взамен? Не получат ли дети очередное сверхсложное выпускное испытание? Не лучше ли упростить задания по ЕГЭ?

ПУТЬ К БОЛЕЗНЯМ

Хуже всего, что сложная и объёмная школьная программа бьёт по здоровью детей. Недавно из-за резкого ухудшения здоровья дочь моей подруги, ученица 11-го класса, прошла обследование у кардиолога и эндокринолога. Вердикт врачей гласил: серьезные проблемы с сердечно-сосудистой системой вызваны психоэмоциональными и физическими школьными нагрузками. Медики назначили лечение, но будет ли оно эффективным, если причина заболевания остается?

Врачи отмечают, что каждый пятый школьник в России страдает хроническими болезнями. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет в течение последнего десятилетия возросла на 9,3%. В наши дни признаны здоровыми чуть больше 20% российских школьников. Эти данные привела глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова на заседании совета при президенте РФ. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века (4,3 против 8,7%). Учащиеся первых классов имеют худшие показатели готовности к обучению, чем их предшественники 80-х годов.

По оценкам министерства, одной из причин этой тенденции является интенсификация учебного процесса. Так, первая группа здоровья определена у 17,4% детей дошкольного возраста, однако к концу первого класса процент здоровых детей снижается до 4,3%. Особенно широко распространены функциональные нарушения среди детей, приступивших к обучению в возрасте до 6,5 лет. Татьяна Голикова отметила и высокий уровень распространения заболеваний, способных повлиять на репродуктивные функции подростков. В частности, задержка полового созревания выявлена более чем у 30% российских юношей.

Среди хронических заболеваний подростков на первое место вышли болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 до 20,3%). В четыре с половиной раза возросла доля хронических заболеваний нервной системы (с 3,8 до 17,3%). На третьем месте оказались заболевания костно-мышечной системы. Среди функциональных расстройств лидируют нарушения системы кровообращения (25%), на втором месте — нарушения опорно-двигательного аппарата (17%), на третьем — эндокринно-обменные нарушения (до 14%).

Официальная статистика продолжает констатировать ухудшение здоровья учащихся. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает следующие особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы. Стремительно растут функциональные нарушения и хронические заболевания. За последние десять лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в полтора раза, хронические заболевания — в два раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания. Вдвое увеличилась доля заболеваний органов пищеварения, в четыре раза — опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей. Растет число школьников с «букетом» диагнозов. Так, 20% старшеклассников имеют пять и более хронических заболеваний.

Показатели физической работоспособности и физической подготовки у современных подростков значительно (на 20-25%) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов прошлого столетия. Это при том, что объёмы учебной нагрузки в XXI веке значительно возросли.

Причин такой нездоровой ситуации несколько, и многие из них связаны с обучением. По мнению медиков, объём учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально- возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Все это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также губительно на здоровье сказывается низкая двигательная активность. Дети прикованы к парте, а затем — к домашнему рабочему столу. Дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников — 75-85%.

Школьников нужно спасать. Ведь нет ничего дороже здоровья детей. Они только начинают жить, а к окончанию школы приобретают массу заболеваний. Хотя им предстоит учиться в вузе, работать, стать родителями. Вряд ли хилые и нездоровые молодые люди смогут полноценно трудиться на благо Родины. Для процесса активной жизнедеятельности необходим запас сил и здоровья. Наверное, стоит пересмотреть перечень предметов: все ли они необходимы или какие-то можно убрать из школьной программы? Гораздо важнее провести час на улице в подвижных играх, чем читать параграф о пользе свежего воздуха. Было бы разумно упростить подачу материала в учебниках. Учебные программы должны разрабатываться совместно с медиками. Стоит вспомнить о дифференцированном подходе в школе, чтобы максимум внимания уделять профильным для ребенка предметам, а минимум — остальным.

Другие статьи этого номера