И даже не на полмиллиарда. По инициативе губернатора через
внеочередную сессию законодательного собрания правительство
намеревалось вовлечь в бюджетный оборот всего 386 млн рублей из
почти миллиарда, зарезервированного на счете департамента финансов.
Миллиард, а если совсем уж точно, 997 миллионов — цена компромисса,
которую правительство Севастополя в декабре прошлого года
согласилось платить за проголосованный бюджет города на 2016 год.
Депутаты тогда посчитали, что расходы на указанную сумму в проекте
основного финансового закона Севастополя недостаточно обоснованны,
и средства по взаимному согласию сторон зарезервировали. С
перспективой согласованной работы по определению их целевого
назначения в первом квартале нового финансового года. Город получил
бюджет. И… По сути, первая же официальная попытка реализовать
договоренности посредством голосования в заксобрании 10 марта с.г.
провалилась. С треском! Мы опять звучим в масштабах всей огромной
России. Под радостные подскакивания в бывшей метрополии.Депутаты на внеочередную сессию собрались. То есть формально требование губернатора не проигнорировали. Но рассматривать проект закона «О внесении изменений в закон города Севастополя от 29.12. 2015 года «О бюджете города Севастополя на 2016 год» не стали. Официальное объяснение, которое озвучил первый заместитель председателя заксобрания Александр Кулагин: законопроект не проходил экспертизу в контрольно-счетной палате, а без официального заключения этого контрольного органа он не может быть вынесен на сессию. Это противоречит требованию регионального законодательства.
Зачем тогда выносили? А вот это и есть краеугольный вопрос, вокруг которого вертится интрига. Дело в том, что, кроме главной претензии, у заксобрания имеются и, если так можно выразиться, неосновные. Но, по мнению законодателей, существенные. Председатель постоянной комиссии по бюджету Вячеслав Аксенов, например, считает, что в правительственном законопроекте необоснованно предусматривается уменьшение финансирования трёх органов власти: контрольно-счётной палаты, законодательного собрания и управления по обеспечению деятельности мировых судей. Эти органы представили обоснованные отчёты при подготовке проекта бюджета на 2016 год — никаких замечаний у департамента финансов тогда не возникло. Соответственно, эти суммы были утверждены, вошли в бюджет и уже осваиваются.
Так-то оно так, если бы не цена вопроса. 61 миллион рублей — сумма, безусловно, астрономическая для пенсионера со стандартной пенсией, но, в общем-то, совсем невелика, можно сказать, даже мизерна в масштабах городского бюджета в 24,4 миллиарда рублей.
Предлагая эту корректировку, правительство, по словам директора департамента финансов Владимира Штопа, исходило из прошлогодних договоренностей двух ветвей власти о пропорциональном уменьшении расходов на обеспечение деятельности властных структур. Были превышены нормативы, установленные на эти цели правительством Российской Федерации. В итоге из 268 миллионов перерасхода исполнительная власть предложила снять с себя любимой 200 миллионов. Остальные разделили между тремя уже известными властными структурами.
Собственно говоря, это и можно считать монетарным выражением претензий, высказанных в стенах заксобрания по поводу предложенного внеочередной сессии проекта закона. Все остальное депутатов, в общем-то, устраивало (из 386 миллионов рублей 87 миллионов предлагалось направить на нужды здравоохранения, 85 — образования, 52 миллиона — на социальную защиту жителей города, 35,6 млн рублей — на развитие промышленности и сельского хозяйства, 24 млн руб. — на городское хозяйство…). О чем, кстати, говорил на чрезвычайном заседании правительства, созванном сразу после провальной сессии, и губернатор Севастополя Сергей Меняйло. Он, в частности, отметил, что проект закона, направленный в заксобрание еще 19 февраля с.г., рассматривался на заседании бюджетной комиссии, замечаний по сути не последовало. То есть он не был возвращен разработчику, что и стало причиной внесения законопроекта на рассмотрение внеочередной сессии.
Законодатели, в свою очередь, устами Вячеслава Аксенова высказали недоумение по поводу скоропостижности принятого губернатором решения: весь январь целенаправленно работали вместе с профильными департаментами над изменениями в проект закона, вышли на согласованные параметры, а правительство в итоге все равно предложило свой вариант законопроекта.
Некоторые депутаты увидели в этом элементы какого-то заговора. Если бы речь шла о распределении всего резервного миллиарда, подозрения, по крайней мере, в вероломстве, может быть, были бы и уместны. Но в данном случае речь идет только о части этих средств, целевое назначение которых, за исключением вышеупомянутого 61 миллиона, ни у кого серьезных возражений не вызывало. И, как показали состоявшиеся по следам провальной сессии дебаты, не вызывает. Что и неудивительно: сумма в 386 млн рублей на 50 процентов сложилась по предложениям депутатов. Стало быть, опять дело принципа?
В качестве жеста доброй воли, если судить по его заявлению на чрезвычайном заседании правительства, Сергей Меняйло принял решение отозвать конфликтный законопроект для его доработки и повторного внесения на очередную, опять же внеочередную, сессию законодательного собрания. Заканчивается первый квартал, и бюджетные средства нужно осваивать. Иначе можно в очередной раз не успеть — в Севастополе в этом, увы, поднаторели.
На чрезвычайном заседании правительства был принят новый проект закона «О внесении изменений в закон города Севастополя «О бюджете г. Севастополя на 2016 год». Который, впрочем, мало чем отличается от предыдущей редакции: в последней версии законопроекта в полном объеме возвращено финансирование заксобрания, контрольно-счетной палаты и управления по обеспечению деятельности мировых судей.
«Выторговали?» — сразу же быстрые на язык многочисленно собравшиеся на подход к прессе озвучили вопрос директору департамента финансов Владимиру Штопу. На что Владимир Викторович пытался возражать: «Нельзя так говорить. Просто губернатор принял решение отозвать резонансный законопроект».
Просто или непросто — покажет время. «Я думаю, что после того, как будет внесено требование рассмотреть предложенный законопроект, в течение 10 дней мы или получим все документы и будем рассматривать вопрос, или вернемся к сегодняшнему исходному положению, но уже отзывать законопроект я не буду, — отметил губернатор Сергей Меняйло. — Я дал возможность еще раз пойти на конструктивный диалог. Потому что все строки предлагаемых изменений в бюджет касаются не исполнительной власти, не законодательной власти, они касаются севастопольцев. Надо показывать по каждой строке законопроекта: если будет принят закон, что получат севастопольцы; если не будет принят, что они потеряют. Чтобы людям открыть глаза и севастопольцы понимали, из-за чего стопорится работа: по формальному признаку, как сегодня, или по объективным причинам. И здравый смысл в конечном итоге победит».
Добавить к сему нечего. Кроме разве единственного: жизнь покажет. И очень хочется, чтобы она в Севастополе наконец начала налаживаться. И дело тут, наверное, и вы с этим уже согласитесь, не в нераспределенном пока миллиарде…
Фото Дмитрия Метелкина (из архива редакции).