Под сплошным наблюдением

Под сплошным наблюдением

Есть такой очень старый и очень забавный советский мультик «Про
Козленка, который умел считать до десяти». Научился и начал считать:
«Пес — это раз… Кот — это два…» Посчитанные смысла в этом не понимали и
по мере подсчета собрались в большую группу преследования с горячим
желанием догнать и как следует вздуть нахала. В общем, весь мульфильм
бегут. А вспомнилась эта картинка из далекого детства не случайно, а по
поводу. В соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» в 2016 году «Росстат» проводит сплошное федеральное
статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и
среднего предпринимательства по итогам 2015 года (сплошное
наблюдение). Его еще называют переписью малого бизнеса. Так вот, по
состоянию на 1 марта, т.е. ровно за месяц до окончания акции, в переписи
приняла участие всего четверть из этой категории предпринимателей.
Чего-то боятся? Не понимают? Или просто не хотят, чтобы их посчитали? С
такого вот вороха вопросов началась наша беседа с начальником отдела
статистики предприятий торговли, услуг и окружающей природной среды
Территориального органа федеральной службы государственной
статистики по Севастополю («Севастопольстат») Геннадием Анатольевичем
ТАЛИМОНОВЫМ.- Ну что касается «не хотят», то в данном случае такое предположение неуместно. Перепись носит общегосударственный характер и обязательна для всех субъектов малого и среднего бизнеса. Уклонение от участия влечет наложение штрафа. При этом даже если штраф уплачен, респонденту все равно придется представить информацию органам статистики. Но мне бы не хотелось делать акцент на карательных мерах. Севастопольские предприниматели участвуют в такой переписи впервые, на Украине ничего подобного не проводилось, и можно предположить, что у какой-то части респондентов возникают определенные опасения. Поэтому стараемся создать доверительную атмосферу сотрудничества. Объясняем, что сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего общества. Оно позволит получить реальное отражение положения дел в сфере малого и среднего предпринимательства. Его итоги дадут полную и объективную картину текущего состояния этого сектора экономики, что, в частности, позволит хозяйствующим субъектам более адресно получать субсидии и иные ресурсы на развитие своей деятельности. Кстати, анализ уже полученных анкет показывает, что до 70 процентов респондентов практически ничего не знают о мерах господдержки малого и среднего бизнеса и, соответственно, даже не пытаются ими воспользоваться.

Результаты обследования позволят самому бизнесу увидеть структуру рынка, понять, куда двигаться и какие перспективные направления развивать, оценить «бизнес-картину» своего региона…

Такой подход к оценке собственных перспектив является распространенной практикой для предпринимателей в западных странах, которые там являются активными пользователями официальной статистической информации.

— Для севастопольского бизнеса это первая такая перепись. А для материка?

— Сплошное наблюдение в Российской Федерации уже проводилось в 2010 году. Впервые в «Статрегистре» были идентифицированы предприятия — юридические лица и индивидуальные предприниматели по категориям (малые, микро-, средние предприятия) в полном соответствии с федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Но данные сплошного наблюдения несколько устарели — сектор малого и среднего бизнеса отличается высокой мобильностью — часто появляются новые предприятия, направления и сферы бизнеса, происходит реорганизация и т.д.

Изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего бизнеса как по выручке, так и по структуре уставного капитала (для юридических лиц). В связи с этим проведение сплошного наблюдения приобретает особую актуальность. Сегодняшняя задача — сформировать комплексную детализированную информацию по деятельности хозяйствующих субъектов в этом секторе экономики.

В 2016 году планируется обследовать по России примерно 2,8 млн малых предприятий (включая микропредприятия), 16 тысяч средних предприятий и 3,6 млн индивидуальных предпринимателей.

По Севастополю эти цифры, разумеется, гораздо скромнее. В зоне нашего внимания 20987 респондентов, из них 6516 малых предприятий и 14471 индивидуальный предприниматель. Но это реально работающий и очень жизнеспособный, быстро адаптирующийся к внешним обстоятельствам сектор экономики. По данным за прошлый год, в общем количестве субъектов предпринимательства — 87 процентов составляет малый бизнес.

Малый бизнес играет важную роль в насыщении потребительского рынка города. В 2015 г. средними, малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями выполнен практически весь объем бытовых услуг населению, обеспечено 80,5 процента оборота розничной торговли. И даже в период финансового кризиса большинству малых предприятий удалось в той или иной степени остаться «на плаву», так как они более мобильны, имеют сравнительно высокий оборот капитала.

— Какого рода сведения собираются в процессе этой переписи? И посредством какого инструментария?

— Впервые будет получена информация от бизнеса о мерах государственной поддержки. Мы узнаем не только о фактическом местонахождении производственной деятельности, количестве работников, результатах производственной деятельности, но и о наличии основных средств и осуществленных инвестициях. Во второй половине декабря 2015 года производилась рассылка бланков форм сплошного наблюдения респондентам, которых не обошли сотрудники статистики на предварительном этапе.

Респонденты представляют заполненные формы по адресу: ул. Гоголя, 5 (каб. 21). Это можно сделать как на бумажных носителях (доставить непосредственно в отдел или отправить по почте), так и по электронным каналам связи (если респондент имеет электронную подпись). Официальная статистическая информация по средним предприятиям будет формироваться на основании действующих форм федерального государственного статистического наблюдения с учетом сопряжения системы показателей и адаптации действующих программно-электронных комплексов обработки к задачам сплошного наблюдения.

— И все-таки, Геннадий Анатольевич, где гарантии, что будет обеспечено сохранение конфиденциальности информации? Общался с предпринимателями… Всякое там говорят.

— К сожалению, до сих пор многие предприятия малого бизнеса стараются работать, не привлекая лишний раз внимания государственных органов. Возможно, и сейчас найдутся те, кто не захочет представлять достоверные сведения о себе. Это абсолютно беспочвенные опасения по целому ряду причин, в том числе и технологических. Достаточно внимательно изучить саму форму анкеты. В той ее части, где должна содержаться персональная информация, предусмотрена линия отрыва. После того как данные обрабатываются, эта часть анкеты отделяется и подлежит обязательному уничтожению. Дальнейшая идентификация оставшейся части документа просто невозможна. Все в строгом соответствии с требованиями закона о персональных данных.

Таким образом, полученные в процессе переписи данные обезличиваются и используются исключительно в обобщенном виде без указания контактной информации и результатов деятельности конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Обработанные данные будут представлять собой сводную информацию по России, субъектам РФ, муниципальным образованиям и видам экономической деятельности.

Срок представления сведений малыми и микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями — до 1 апреля 2016 года.

Предварительные итоги сплошного наблюдения станут доступны уже в декабре 2016 года. Подведение и публикация окончательных итогов сплошного наблюдения будут осуществлены в срок до 1 июля 2017 года.

Для особо недоверчивых еще раз подчеркну: сплошное наблюдение не имеет фискальных, разведывательных и любых других целей, кроме составления обобщенной и максимально отражающей реальность отчетности о состоянии сектора малого и среднего бизнеса.

— Тем не менее… Для самых-самых недоверчивых: какая ответственность предусмотрена за непредставление статистической отчетности или представление недостоверных данных?

— В настоящее время согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Но я уже говорил об этом: мы заинтересованы в партнерстве. В данном случае именно оно даст самый полный, а значит, и самый полезный для всех результат.

— А я, пожалуй, напомню концовку про Козленка, который умел считать до десяти. Когда все, и преследуемый, и преследователи, оказались на одном корабле, этот самый корабль начал стремительно тонуть. Потому что мог выдержать только десять пассажиров. И каждый начал просить, чтобы его побыстрее сосчитали. К счастью, их оказалось ровно десять. И корабль сразу выправился. Статистика реально помогла. Что-то подсказывает: и на этот раз перепись окажется и к месту, и ко времени, и общественной пользы для. Удачи всем нам на общем корабле, имя которому — Севастополь. Где у каждого — своя судовая роль. Поэтому напоминаем предпринимателям, что 1 апреля 2016 года — последний срок сдачи форм сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Не подводите команду.

Другие статьи этого номера