Волшебный мир танца

Волшебный мир танца

Танец — это искусство, язык которого понятен людям разных
национальностей. Он выражает любовь, гнев, отчаяние, радость… Магия
движений завораживает зрителей и дарит массу эмоций. А русский балет
приобрел всемирную славу благодаря артистам, которые своим трудом и
талантом пишут славные страницы его истории. Балет покоряет сердца
простых смертных и государственных деятелей. Есть среди артистов
имена, ставшие гордостью отечественного и мирового балета. Особое
место в этой плеяде занимает легенда русского балета — народная
артистка СССР Галина Уланова. Её мастерство получило высокую оценку:
она — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии
и четырех Сталинских премий I степени.11 марта в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого, в преддверии Международного дня театра, открылась выставка «Мир балета», приуроченная к выходу в свет книги «Галина Уланова» (автор — Ольга Ковалик, серия «ЖЗЛ», издательство «Молодая гвардия»). Писательница, историк русского балета, воспитанница выдающейся балерины М.Т. Семеновой, Ольга Ковалик долгие годы тесно соприкасалась с балетной средой, посещала репетиции в Большом театре, который был ее вторым домом. В начале 2000-х она переехала из Москвы в Севастополь.

И кому, как не литератору, близко знающему балетную жизнь, принимавшему участие в судьбе Анастасии Волочковой, писать об этом прекрасном виде искусства и его артистах. Ольга Ковалик поделилась с гостями вечера своими воспоминаниями о встречах с Галиной Сергеевной. Открытие выставки превратилось в настоящий музыкальный спектакль, где царила неподражаемая Уланова.

С известной балериной Людмилой Семенякой Ольгу Ковалик связывают долгие годы дружбы. Людмила Ивановна и познакомила писательницу с Галиной Сергеевной. Эту встречу Ольга Григорьевна помнит до сих пор, помнит пытливый взгляд балерины. «И потом мы с Галиной Сергеевной сталкивались ещё несколько раз за кулисами Большого театра. Однажды я была приглашена к ней домой, но не в ту квартиру, где сейчас находится музей (там она жила мало). Её трехкомнатная квартира находилась в том же подъезде тремя этажами выше. Я помню, как она сказала: «Вот так скромно живёт Уланова». Действительно, она жила очень скромно, но это был какой-то необыкновенный быт, где все смешалось. Ей некогда было заниматься вещами, ценностями. Поэтому дешёвые статуэтки стояли вперемежку с ценными вещами. Это был её мир», — рассказывает писательница.

Ольга Григорьевна вспомнила о цыганском романсе «Цветы», который исполнила в тот визит по просьбе Улановой, и он ей очень понравился. «И пошёл очень милый разговор. Галина Сергеевна стала говорить о цветах, о природе… В молодости кажется, что все будет длиться без конца — эти встречи, жизнь, ощущения. И ко всему этому относишься, как к должному. Но, к сожалению, нет Улановой… В моей московской записной книжке в живых числятся человек десять. И вдруг я поняла, что мой долг — сохранить то, что я еще помню и могу рассказать. Неслучайно директор издательства А.В. Петров заставил меня написать книгу о Галине Сергеевне», — продолжает Ольга Ковалик.

В последнее время она много думает о легендарной балерине: «Почему Уланова? Почему мы много говорим о ней? Ей посвящают бесконечное количество передач, потому что она — тот нравственный идеал, тот камертон, по которому мы проверяем свою жизнь».

Галина Уланова блистала в «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте», «Бахчисарайском фонтане», «Жизели». Первые гастроли Большого театра с Галиной Улановой в Лондоне в 1956 году прошли с триумфом, которого здесь не видели со времён Анны Павловой. Она всегда была строга к себе, каждое утро выполняла часовую зарядку с балетными па. При этом Галина Сергеевна всю жизнь оставалась элегантно одетой женщиной, с лёгкой, изящной походкой. А её вес и на склоне лет был таким, как в молодости, — 49 кг.

В своих исследованиях Ольга Ковалик сделала открытие — это последняя любовь прославленной балерины. Увы, к женатому мужчине. Академик, художник, которому она распахнула свою душу, был старше ее на 22 года. Но он не собирался соединить с Улановой свою судьбу. В итоге после мучительных переживаний балерина победила женщину. Любовные страдания вылились в новые драматические нотки её танца. Мастерство Галины Сергеевны вызывало у зрителей бурю эмоций и ощущений. К примеру, Борис Пастернак смотрел её Золушку с мокрым лицом.

«Уланова была не только каким-то необыкновенным человеком. Ещё она была очень веселой, любила шутку, джаз, танцевала под джазовую музыку. Она была открыта жизни, природе, радости. И жизнь таких замечательных людей нам необычайно дорога», — добавляет Ольга Ковалик. Атмосферу улановского вечера органично дополнила музыка, под которую танцевала балерина: шопеновский вальс N 7, произведения Чайковского…

«Мы будем всегда почитать Галину Сергеевну за то, что она сделала для искусства. Так реализовать свой талант, как она, в истории человечества смогли единицы», — отметила Ольга Григорьевна. Уланова была единственной балериной, которой при жизни поставили два памятника — в Ленинграде и Стокгольме. А Сергей Прокофьев тонко подметил: «Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия». В творческих планах Ольги Ковалик — работа над книгами о Матильде Кшесинской и Анне Павловой.

Большой интерес посетителей музея вызвала выставка «Мир балета», где представлены редкие фотографии, произведения графики и декоративно-прикладного искусства о жизни артистов балета на сцене и «за кулисами». Эти экспонаты у О.Г. Ковалик оказались «по случаю» — в качестве подарков или наследства. На фотографиях остановились на мгновение парящие полёты балерин, их виртуозные фуэте и батманы. В этом собрании — фотопортреты артисток из семьи Петипа. Привлекают внимание приданое Марии Суровщиковой, жены Мариуса Петипа, футляр для драгоценностей, документы, веер итальянской балерины Энрикетты Гримальди. Эти вещи передала Ольге Ковалик правнучка балетмейстера, Тамара Петипа.

А уникальные фотографии легендарной Ольги Спесивцевой и работы известного парижского мастера Дмитрия Липницкого писательница получила в дар от музея театра «Гранд-опера». Снимки с автографами балерин Ольги Преображенской и Лидии Востоковой отдал О.Г. Ковалик почитатель её книги «Повседневная жизнь балерин русского Императорского театра». На одной из картин Луи Леграна, написанной более ста лет назад, изображены забавные «Карапузы Парижской оперы». А с ними по соседству расположился диптих «Маленькая балерина Настя» севастопольской художницы Елены Вильчуковой. В это собрание входят пять литографий 1830-1840 годов, на которых запечатлены ведущие европейские балерины эпохи романтизма. На выставке представлены и другие интересные экспонаты, которые знакомят людей с разными гранями волшебного мира балета.

На снимках: Ольга Ковалик; экспонаты выставки.

Фото автора.

Другие статьи этого номера