Три вальса Клавдии Шульженко

Три вальса Клавдии Шульженко

24 марта отмечается 110 лет со дня рождения народной артистки СССР
Клавдии Шульженко. Бог дал певице три таланта — певческий, актерский и
женский. Каждый выход на сцену она превращала в настоящий мини-
спектакль. Её творческие заслуги отмечены и боевыми наградами —
орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда». А в
Севастополе с Шульженко произошел счастливый случай. Примадонна
советской эстрады прожила яркую, интересную жизнь, которая
промелькнула, как в ее песне «Три вальса».НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКАХ

О своей юности в Харькове Шульженко сохранила радостные и теплые воспоминания: «С детства мечтала стать актрисой драмтеатра. Эта мечта зародилась во мне еще до того, как я впервые побывала в настоящем театре. Район наш назывался Москалевкой. Наша семья — отец, мать, брат Коля и я — занимала флигель, в котором жила еще и соседка. Первое художественное впечатление было связано с отцом — от него я впервые услышала украинские народные песни. Бухгалтер управления железной дороги, он серьезно увлекался музыкой: играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел в концертах. Его выступления, красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг… Тем не менее ничто не предвещало моей песенной судьбы. В гимназии, где я училась, любимым предметом была словесность. Я учила наизусть стихи русских поэтов, которые с восторгом декламировала… Не скрою, к большинству предметов относилась, как к обременительной нагрузке».

В юности Шульженко играла в спектаклях, которые шли на сцене, устроенной посреди двора. Они пользовались популярностью у жильцов соседних домов, приходивших на показ со своими стульями и табуретами. В то время девушка мечтала стать драматической актрисой. Она рассказывала: «Родители, заметив мои музыкальные способности, определили меня к профессору Харьковской консерватории Н.Л. Чемизову, удивительному педагогу и добрейшему человеку. Он занимался со мной нотной грамотой и исподволь обучал пению. И я решилась. Ранней весной 1923 года, когда мне еще не было семнадцати лет, отправилась к режиссеру Синельникову «поступать в актрисы».

На просмотре Шульженко пела под аккомпанемент 22-летнего концертмейстера Исаака Дунаевского и сыграла этюд. Да так, что режиссер принял девушку в театральную труппу.

ДЕБЮТ ПЕВИЦЫ

Судьбоносный поворот в жизни Клавдии произошел в 1924 году после встречи с известной оперной певицей Лидией Липковской, гастролирующей в Харькове. Побывав на ее концерте, Шульженко пришла в восторг от ее таланта, набралась смелости и пришла к певице в гостиницу. Прослушав её, Липковская сказала: «У вас настоящий лирический дар». Эти слова окрылили Клавдию, и она захотела создать свою песенную программу. В этом ей помог случай. Как-то в театр пришел молодой поэт Павел Герман и предложил Шульженко исполнить свои новые песни: «Записка», «Не жалею», «Настанет день»… Они принесли успех молодой певице.

В 1930 году в жизни Шульженко произошла знаковая встреча. Она познакомилась в поезде с популярным куплетистом, фельетонистом и чечеточником Владимиром Коралли (настоящая фамилия — Кемпер). Они вместе ехали на гастроли в Нижний Новгород, и певица ему понравилась с первого взгляда. Когда Иван Григорьев, первый муж Шульженко, попытался уговорить Клавдию остаться с ним, Коралли, присутствовавший при их объяснении, выхватил браунинг и чуть не застрелил соперника.

Шульженко вышла замуж за Владимира Коралли, а в мае 1932 года у нее родился сын Игорь. В 1936 году были сделаны первые граммофонные записи Клавдии Ивановны. Испанские и латиноамериканские песни в ее исполнении — «Челита» и «Простая девчонка» — стали очень популярны.

ФРОНТОВЫМИ ДОРОГАМИ

Известие о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване, её сын в это время гостил у родственников в Харькове. Его взялся отвезти обратно в Ленинград Аркадий Райкин, который был там на гастролях, и в пути передал мальчика родителям. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Этому ансамблю вместе с певицей и ее мужем Коралли было суждено войти в историю героической обороны Ленинграда. Для защитников города в самый трудный, первый год окружения Клавдия Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими песнями выстоять и поверить в победу. Ей приходилось выступать в окопах и под бомбами, жизнь певицы не раз подвергалась опасности.

Именно в то время стала всенародно любимой песня «Синий платочек».

…В 1943 году состоялись триумфальные гастроли Шульженко по Кавказу и Средней Азии. Однажды она пела в морском госпитале недалеко от Новороссийска, где среди раненых были моряки с торпедного катера. Во время боя все члены экипажа погибли или были ранены. Только 13-летний юнга Валентин Лялин чудом остался невредим и довёл катер до родного берега. На концерт принесли забинтованного с ног до головы командира катера, Андрея Чернова. Когда концерт закончился, он протянул в сторону Шульженко забинтованные руки. Она не могла понять этот жест, и тогда к ней подбежал Лялин, взволнованно сказав, что командир просит исполнить свою любимую песню. Клавдия Ивановна запела «Руки», не пытаясь сдержать слёз.

А когда в 1975 году Шульженко была на съемках передачи «Голубой огонек», её ждал сюрприз, который она потом называла одним из счастливейших моментов в своей жизни. Певице указали на группу мужчин, сидевших за дальним столиком, и Клавдия Ивановна узнала возмужавшего Валентина Лялина. Рядом с ним сидели седовласый Андрей Чернов (со Звездой Героя Советского Союза) и все оставшиеся в живых члены экипажа героического катера. Певица расплакалась, подошла к ним, каждого обняла, поцеловала, а затем, глядя на Чернова, запела: «Руки, вы словно две большие птицы…»

НА ПИКЕ ПОПУЛЯРНОСТИ

После войны певица вернулась к своему обычному репертуару. Некоторые критики упрекали её за то, что она не исполняет патриотических песен. Тем не менее в это время Клавдия Ивановна находилась на пике популярности. Многие авторы предлагали ей свои произведения, понимая, что имя Шульженко гарантировало успех. Певица много гастролировала по стране, записывала новые песни и была признанным кумиром советской эстрады.

Долгую и счастливую жизнь от Шульженко получила песня Э. Колмановского «Вальс о вальсе» на стихи Е. Евтушенко. Песни в исполнении Клавдии Ивановны приобретали живое дыхание благодаря ее актерскому дару и неподражаемым интонациям. Ее руки во время пения находились в движении, мимика и поворот головы дополняли текст. Танцевальные ритмы танго, фокстрота и особенно вальса делали песни Шульженко легко запоминающимися.

На протяжении полувека она оставалась лидером советской лирической песни, оказав огромное влияние на Майю Кристалинскую, Эдуарда Хиля и других известных эстрадных артистов. В свои вечера Клавдия Ивановна пела только о любви. На сцене царила женщина, певица, актриса. Десять дней над входом в Государственный театр эстрады висело объявление: «Все билеты проданы».

НА ЗАКАТЕ ЖИЗНИ

При всей своей известности особым достатком Шульженко похвастать не могла. Она получала 270 рублей пенсии, которых женщине, привыкшей к обеспеченной жизни, не хватало. Ей приходилось распродавать драгоценности и антиквариат, которые она собирала всю жизнь. Самой дорогой вещью хозяйка считала несессер с французскими духами. Даже в годы войны, скрываясь в бомбоубежищах, Клавдия Ивановна как истинная женщина забирала его с собой.

Последними ценными предметами в ее доме остались антикварный диван, который Шульженко купила у Лидии Руслановой, и рояль, принадлежавший ранее Дмитрию Шостаковичу. Как шутила Клавдия Ивановна, петь ей в то время приходилось исключительно «на рынок»: продукты она предпочитала покупать именно там.

Шульженко поддерживали молодые артисты. Денег от них она не принимала, но подаркам была рада. Перехитрить ее удавалось лишь Алле Пугачевой. Когда хозяйка шла провожать гостей, Алла Борисовна задерживалась и оставляла приличную сумму под салфеткой на кухонном столе. А в следующий свой визит сочувственно поддакивала Шульженко, которая сетовала на плохую память: вот, мол, стала забывать, куда прячет деньги. Иногда к певице заходил Коралли, живший по соседству. Перед его приходом она всегда предупреждала: «Володя, только на полчаса. Больше я тебя не выдержу».

С конца 70-х годов Шульженко прекратила выступления с сольными программами, но принимала участие в сборных концертах и делала новые записи на фирме «Мелодия». В апреле 1976 года в Колонном зале Дома союзов состоялся юбилейный концерт певицы. В 1981 году вышли мемуары Шульженко «Когда вы спросите меня…» в литературной записи Глеба Скороходова. В 2006 году о Клавдии Шульженко был снят документальный фильм «Три вальса».

Леонид Утесов с большой теплотой отзывался о певице: «Я не раз слышал от композиторов, чьи произведения исполняет Клавдия Ивановна, что она умеет открывать в песне, особенно лирической, такие стороны, о которых сами авторы прежде не подозревали… Могу смело утверждать, что есть немало песен, которые живы в памяти народа, поются до сих пор только потому, что к ним приложила своё мастерство, свою душу Клавдия Шульженко».

Другие статьи этого номера