Голуби и «памятники»

Один мудрый современный драматург сказал: «Театр гуманнее нашей
жизни, потому что в него всегда можно вернуться». По-моему, совершенно
точно и справедливо. Театр (в широком понимании) позволяет людям-
актерам безнаказанно совершать одни и те же злодеяния, предательства,
измены, ошибки, на которых, по идее, должны учиться другие люди —
люди-зрители, сидя при этом в удобных креслах на безопасном
расстоянии от кипящих страстей и коллизий. В жизни так не бывает: мы
непременно оказываемся с головой втянутыми в бурлящий котел
катаклизмов (революции, войны, смуты, восстания, перевороты), но
«сыграть» заново, с другим финалом, тем более вновь попасть в
«зрительный зал», не дано никому. Вот и захотелось иначе взглянуть на
севастопольские храмы Мельпомены и Талии накануне светлого
праздника — Всемирного дня театра!Феномен бессмертия театра и сценического искусства в первую голову кроется именно в его схожести с реальной жизнью. Даже не так: «В театре все, как в жизни, но намного честнее». В театре не боятся говорить со сцены и слушать из зала правду, пусть даже и «закамуфлированную», на языке баснописцев Эзопа или Крылова. Вспомните легендарную Таганку Юрия Любимова восьмидесятых… Тогда в его театр ходили за правдой, и не только диссидентской — обыкновенной человеческой правдой, которую в мирной жизни мы, согласитесь, встречаем достаточно редко. На сцене можно, не скрываясь от посторонних глаз, изменять любимому человеку, предавать друзей, врать близким… В театре можно говорить на любую тему, но только по-честному, ведь фальшь и лицемерие зритель почувствует сразу и уйдет из зала, где ему врут. Вот почему слухи о «смерти театра» в эпоху Интернета и ТВ «сильно преувеличены». Мы ходим и будем ходить хотя бы для того, чтобы заново учиться сострадать, сопереживать, испытывать всю ту гамму эмоций и чувств, которых катастрофически не хватает в современной жизни. За это мы его и любим. К тому же, в отличие от кинематографа (даже в формате 3D), мы видим перед собой живого человека, живые эмоции, настоящие слезы и улыбку, а не голографическую копию.

Теперь от Театра вообще к театрам Севастополя. Надо отдать им должное — прошлый сезон оказался богатым на премьеры и смелые эксперименты. Так, благодаря режиссерскому «десанту» под эгидой Театра наций, сразу в двух театрах (ТБМ и им. Б. Лавренева) прошли так называемые «лаборатории», что значительно оживило культурную жизнь города, «встряхнуло» и воодушевило самих артистов. Оказалось, что современная эстетика актуального искусства вполне приживается даже на наших «забронзовевших» сценах. Невероятный зрительский интерес к «лабораторным» спектаклям молодых питерских и московских режиссеров из команды куратора проекта Олега Лоевского — яркое подтверждение этого. И артисты, и зрители вдохнули пьянящий, свежий воздух новых тенденций, а это, в свою очередь, дало побудительный импульс для поиска нового языка в общении с залом.

Не остался в стороне от экспериментаторства и главный театр города — им. А.В. Луначарского. Две последние премьеры («#ТодаСё» и «Клок шерсти») приятно удивили видавшего виды искушенного севастопольского зрителя. Вывод очевиден: чтобы театр оставался «вечно молодым и вечно пьяным» (в смысле опьянения от созидания и созерцания чего-то нового), в него просто необходимо вливать «свежую кровь». Вариантов для такого «омоложения» не слишком много: привлекать и давать «дорожную карту» для экспериментов своим талантливым, молодым и дерзким землякам либо приглашать со стороны эпатажных и брутальных постановщиков. Первый вариант предпочтительнее, ведь наши режиссеры с «подводной лодки» никуда не сбегут. Так что устами Треплева великий Чехов изрек формулу бессмертия и актуальности театра на все времена: «Нужны новые формы. Новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно».

Ну а теперь раскроем сакральный смысл заголовка к этому материалу. Его мне подарила Татьяна Довгань — заведующая литчастью театра им. А.В. Луначарского. «Все театры можно разделить на две категории: «театр-памятник» и «театр-голубь». «Памятник», как и положено, стоит на видном месте, к нему привыкли, его охраняют, заботятся о нем, тщательно оберегают от патины, непогоды, хулиганов и… голубей! Ну а «голуби» живут своей жизнью и в поисках пропитания вынуждены постоянно двигаться, ловчить, быть все время начеку. Ну а за все жизненные коллизии они иногда с озорством и очень метко мстят «памятникам». По мне, так очень точное и необидное сравнение.

Вот почему поголовье «театров-голубей» в каждом городе не регулируется всевозможными указами, приказами, премиями, грантами, субсидиями… Понятно, что их жизнь без законной «кормушки» полуголодная и полна опасностей. но зато они могут летать! Когда хотят и куда хотят. Вспомните повесть-притчу «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха: «Смысл жизни — найти новые небеса и постараться до них добраться». Обидно, что в жизни театра не бывает золотой середины: либо не меняющийся веками «памятник», либо порой недолгий, но полный приключений и опасностей свободный полет.

Недавно — в Международный день кукольного театра — я испытал эстетический шок, попав на представление «сверхнового» Театра имени Кукол! Тридцатипятиминутный спектакль по мотивам болгарской сказки «Солнышко и снежные человечки» вызвал у меня, человека уж никак не сентиментального, те же чувства, что и в свое время мультфильм Норнштейна «Сказка сказок». На крошечной сцене два кукловода в реальном времени рождают настоящее чудо, превращая историю двух снеговиков в шекспировскую трагедию. В финале присутствующие взрослые зрители хлюпали носами и утирали слезы! Постановка питерского режиссера Артема Макеева настолько трогательна и понятна, что превращает взрослых зрителей в маленьких беззащитных детей. А ведь именно за этим чудом мы и ходим в театр, и любим его за то, что он возвращает нас в то время, «когда деревья были большими», а мы — маленькими и светлыми!

Счастливчиков, которые умудрятся правдами и неправдами попасть в театр им. А.В. Луначарского, 27 марта ожидает необычный сюрприз — триптих «Ломаем комедию» от трех «памятников» Севастополя! ТБМ представит водевиль «Дедушкины попугаи» по Н. Некрасову, «лавреневцы» — роскошную куртуазную комедию А. Чехова «Медведь» в постановке Ю. Маковского, ну а хозяева сцены «пошутят» чеховским «Предложением» (реж. Г. Лифанов). Очень ярко и тонко пошутят, доложу я вам, видел собственными глазами! Так что настоятельно рекомендуем оказаться в нужном месте в нужное время.

Заодно сможете лично поздравить со Всемирным днем театра всех-всех причастных к рождению чуда! Только не забывайте, что в славном городе Севастополе отнюдь не четыре театра! К счастью, есть еще и «голуби», которые тоже нуждаются в простом человеческом внимании и тепле: к примеру кукольный театр «Саквояж», «Земляничная поляна», «Плей Бэк театр», «Психо Дель Арт», теперь вот и Театр имени Кукол… Простите, если кого-то из «голубей» забыл упомянуть. Всех — с праздником!

До встречи в зрительном зале!

К сему Андрей МАСЛОВ.

Другие статьи этого номера