Дмитрий Медведев поручил правительству разобраться с тем, что же
является опасным вождением, и внести соответствующие изменения в
правила дорожного движения.Сообщения с городских дорог Севастополя уже напоминают фронтовые сводки. В необъявленной войне между водителями и пешеходами и между самими водителями почти ежедневно гибнут люди. «На Столетовском проспекте, напротив остановки общественного транспорта, неустановленный водитель, управляя неустановленным транспортным средством (предположительно «Фольксваген-Джетта» либо «Фольксваген-Пассат» темного цвета), совершил наезд на пешехода — девушку 1992 г.р. Водитель с места происшествия скрылся». «Вчера на пешеходном переходе на улице Вакуленчука произошло дорожно-транспортное происшествие с участием пешехода. Не сбавляя скорости, автомобиль ВАЗ-2110 буквально снес подростка и скрылся с места ДТП. В бессознательном состоянии ребенок был направлен в больницу». «Приора» сбила 25-летнего мужчину на ул. Вакуленчука и скрылась». «Очередной «лётчик» перевернулся в Севастополе на Ялтинском кольце». «На 5-м километре Балаклавского шоссе три автомобиля не поделили дорогу». И самое страшное: «Range Rover насмерть сбил подростков на переходе в Севастополе» и «В Севастополе на пешеходном переходе сбили двух маленьких детей. Мальчик скончался в больнице». И это только самые громкие заголовки марта в Севастополе!
Причины происходящего совершенно ясны всем участникам дорожного движения (а пешеход тоже участник, только он об этом забывает): неосвещенность улиц, смытая зимой с дорожного полотна разметка, неработающие светофоры и, наконец, разбросанные в шахматном порядке на асфальте глубокие выбоины. И все эти причины, влекущие смерть на дорогах, можно устранить. Правительство может отремонтировать дороги, нанести на них разметку, заменить светофоры и включить уличный свет, пусть и в ущерб освещенности жилого фонда. Пешеходы могут посмотреть по сторонам, а не гордо шагать по некогда бывшей «зебре» с мобильником в ухе. И ведь могут надеть хотя бы на своих детей, возвращающихся из школ и кружков по сумеречным улицам, светоотражающие элементы!
Так, руководитель общественной организации «Дорожный контроль — Севастополь» Максим Мишин в эфире одного из телеканалов Севастополя высказал недоумение по поводу отсутствия на одежде горожан светоотражателей. «Наезды на пешеходов прогрессирует. ГИБДД отстранилось и преступно бездействует… Мы раздали более тысячи светоотражающих лент, но я их не вижу на дорогах. Я не знаю, куда они делись! Пешеход не должен думать, что он прав, если просто встал на «зебру». Нужно убедиться в безопасности движения. Трагическая гибель трехлетнего Димы… Я был на воссоздании той ситуации: увидеть переходящих в тот момент людей было очень сложно», — рассказал Мишин. По мнению активиста, сегодня мы вернулись в 2009 год, когда город буквально утонул в происшествиях на дорогах.
И происходит это еще по одной причине, которая пока не подлежит устранению. В российском Севастополе многократно возросло количество машин, а вместе с ними — и неадекватных агрессивных водителей. Как рассказал «Славе Севастополя» руководитель одного из предприятий, занимающихся эвакуацией транспортных средств, насмотревшись последствий аварий, сам он теперь ездит по городу со скоростью не выше 40 км в час. «Из-за агрессивной манеры вождения в Севастополе — огромное количество аварий. Обходят на перекрестках, становятся перед головной машиной на светофоре, хамят. У меня недавно пострадал водитель, потому что ему пришлось применять экстренное торможение из-за дорожного хама. А в ГИБДД ничего не могут поделать: они круглыми сутками оформляют ДТП, больше ни на что времени не хватает. Дело в том, что на Украине «работала» статья ПДД «создание аварийной обстановки». А в России к этому только начинают приходить», — рассказал специалист.
На самом высоком уровне к этому пришли вчера на совещании главы правительства Дмитрия Медведева с вице-премьерами. Речь шла о внесении изменений в Правила дорожного движения. «Почему, собственно, я к этому обращаюсь? Потому что там речь идёт о дополнении Правил дорожного движения нормой, которая давно обсуждается, но, скажем прямо, является достаточно спорной, то есть нормой о запрете так называемого опасного вождения. По статистике, именно из-за вот такого опасного вождения, из-за тех, кто лихачит на дорогах, и происходит 80% аварий», — обратился премьер к участникам совещания.
По мнению Дмитрия Медведева, термин «опасное вождение» для всех (и для наших водителей) совершенно новый, поэтому «мы несколько лет обсуждали, каким образом описывать вот такую технологию вождения».
«Все должны понимать, что это означает, поэтому норма, если она будет всё-таки одобрена, не должна стать поводом для злоупотреблений, а действовать исключительно в отношении нарушителей. И по понятным причинам очень многое будет зависеть от практики её применения органами внутренних дел, Министерством внутренних дел. И они, собственно, и будут эту практику создавать», — сказал глава правительства.
Первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов пообещал, что уже на этой неделе в рамках открытого правительства будут проведены соответствующие слушания с участием специалистов Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, экспертов для того, чтобы найти правильные формулировки для определения такого правонарушения. «Мы выполняем поручение правительства, которое вышло в августе, о том, что соответствующая ответственность должна быть закреплена в Кодексе об административных правонарушениях. Первоначально, до того как вносить изменения в этот кодекс, правительству необходимо определить, что же является опасным вождением. Действительно, мы понимаем эту ответственность. Она заключается в том, чтобы не создать мотивов для дополнительных злоупотреблений со стороны тех, кто будет налагать соответствующие взыскания. Мы также понимаем, что существует большая ответственность и перед теми, кто страдает от такого опасного вождения», — заявил Шувалов и напомнил, что «опасное вождение — это не то, что придумано в Российской Федерации». По словам вице-премьера, опасное вождение существует, например, в Соединённых Штатах Америки, Великобритании, где за такую манеру поведения на дорогах налагается штраф (иногда до 5 тыс. долларов) и предусмотрено лишение свободы.
В России до уголовной ответственности предлагается дело не доводить. Обсуждается вопрос о введении административной ответственности в рамках Административного кодекса и Правил дорожного движения. Произойдет это после того, как в правительстве, словами Д. Медведева, будет найдена «исключающая двусмысленность оптимальная формулировка» для агрессивного стиля вождения автотранспорта.
А пока вводится новая статья ПДД и ждут ремонта дорог, водителям и пешеходам стоит поумнеть. Только так можно предотвратить новые трагедии на дорогах.