Среди шумных премьер главного городского театра им. А.В. Луначарского
остался без должного внимания новый спектакль для малой сцены —
«Самодержцы и шуты». Однако именно он заслуживает самого пристального
внимания, и не только заядлых театралов.Создан он молодыми артистами театра в первую очередь для молодого зрителя. Автор сценария и режиссер, Владимир Крючков, решил исследовать, ни много ни мало, роль личности царя в истории нашего Отечества, а заодно и роль личностей народных смутьянов.
Согласитесь, задача для исследовательского института, которому придется трудиться лет десять. Но театр — это пространство без времени и границ. Здесь возможно все!
А вы знаете, как начинался театр на Руси? Нет же, не тот придворный, что «импортировала» Екатерина Великая из Европы вместе с новыми платьями, а другой — по-настоящему народный. Русский театр начался с «шутов гороховых», с глумцов, плясунов и гусельников-скоморохов. Веселых людей в кожаных масках до сих пор можно увидеть на фресках Софийского собора в Киеве, а писаны они в XI веке.
Ходили гусельники по городам и весям и давали представления. Драматические сцены назывались игрищами, социальная сатира — глумами. Вот за эти самые глумы в XVII веке архиепископ Никон добился принятия закона о преследовании скоморохов. Даже куклы-Петрушки и музыкальные инструменты были изъяты и уничтожены.
Уничтожены, но не забыты. Великое дело скоморошье стало основной идеей русского театра. Скоморошество влилось в его традицию, и даже жанр театральный появился — скоморощина.
Его-то, этот жанр, и решил использовать Владимир Крючков в своей работе. А в свидетели «пригласил» русских поэтов-пророков А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, М.В. Ломоносова, Н.А. Некрасова, М.И. Цветаеву, И.М. Катырева-Ростовского.
Есть в новом спектакле и народные песенки-прибаутки, правду сказать, некоторые из них написаны самими участниками спектакля. А всего их, наших скоморохов, числом четыре плюс один: Евгений Овсянников, Юрий Михайловский, Сергей Колокольцов, Виктор Неврузов и сам Владимир Крючков. Как в подлинном игрище, актеры играют на весьма экзотических инструментах, таких, например, как колесная лира. Слышали о такой? Весь их многочисленный реквизит помещается в большом сундуке, а декорацией служат куски холста. В оформлении спектакля принимала участие главный художник театра — Ирина Сайковская.
Итак, повествование начинается с царствования Ивана Грозного и строительства храма Василия Блаженного. Затем перед зрителем проходит галерея иногда совсем не парадных портретов наших добрых и не слишком добрых царей да императоров. А где самодержцы — там и бунтовщики.
Вьются тучи, как знамена,
Небо — цвета кумача.
Мчится конная колонна
Бить Емельку Пугача.
О российской монархии говорят сегодня многие: кто-то ностальгически вздыхает о былом, кто-то считает ее единственно возможным государственным устройством России, даже призывы звучат — «Даешь реконструкцию!» И Романовы тут как тут.
А может быть, сначала поразмыслить нужно, историю переосмыслить да уроки полезные извлечь. Вот здесь скоморощина наша в самый раз будет. И молодежи польза, и взрослым назидание.
На снимках: скоморощина «луначарцев».