Как Дима Билан стал в Севастополе героем

Честное слово, мы не специально. Наверное, провидение вмешалось. На
прошлой неделе задали читателям очередной «Вопрос в лоб»: «2016 год
объявлен Годом российского кино. Как часто вы посещаете кинотеатры и
устраивают ли вас репертуар и качество услуг?», а накануне дня рождения
Ленина выходит этот отчет о состоявшейся «прямой линии». Ильич, если
вспомните, к озвученной теме имеет самое непосредственное отношение.
Кто сказал: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»? То-то
же…Собственно, с Ленина наше общение с читателями и началось. Александр Григорьевич Крыва-Апазиди назвал советский период развития отечественного кинопроизводства и кинопроката ленинским. И тут же расшифровал сказанное картинками из прошлого. Многочисленные киностудии, в том числе и наша Ялтинская, ежегодно производили такой объем качественного контента, что его хватало для загрузки стабильно растущего количества кинотеатров. «Где те кинотеатры и тот контент?» — задал вроде бы риторический вопрос Александр Григорьевич. И тут же на него ответил новым вопросом, отослав нас на четвертую полосу «Славы Севастополя»: «Что вы там видите? Ошметки былого величия — в городе осталось четыре работающих кинотеатра с позорным для города и страны репертуаром. О каком Годе российского кино мы вообще говорим?! Там же ни одного отечественного фильма не показывают — сплошь американский ширпотреб!»

Александр Григорьевич прав. Почти. После его эмоционального всплеска я сам добросовестно изучил недельный репертуар севастопольского кинопроката и обнаружил там, если не считать двух французских комедий, длинный список голливудской «фабрики грез». Этому легиону сиротливо противостоял единственный отечественный «Герой» с Димой Биланом в главной роли, тылы которого робко прикрывал совместный российско-штатовский фильм, правда, с очень грозным названием «Хардкор».

Более того, расстраиваться, так уж расстраиваться! «Героя» прокатывают не в «Победе», которая находится в центре города, а в «Апельсине». И не часто, а, скорее, совсем редко…

Такое вот мгновенное фото севастопольского кинопроката в Год российского кино. Как приговор? Или как стимул к активному поиску выхода из сложившейся ситуации?

Судя по звонкам и письмам на электронную почту редакции сторонников фатального развития ситуации столько же, сколько и оптимистов. Ровно: 50 на 50.

«До развала СССР в городе было не меньше трех десятков больших и малых кинотеатров. Сейчас в городской собственности осталось всего девять. Восемь из них входят в систему муниципального кинопроката под крышей государственного автономного учреждения культуры «Севастополькино», из которых реально работают только два. Если кто еще не знает, поясню: автономное учреждение живет за счет собственной прибыли. На эти средства в основном и собираются восстанавливать находящиеся на балансе объекты. Перечислить, какие? «Москва», «Родина», «Россия», «Дружба», «Океан», «Октябрь»… Не сельские клубы. Хотя именно их, наверное, и нужно сейчас восстанавливать в первую очередь… Думаю, то, что имеем в реальности, — приговор. Это надо принять как данность и не сотрясать воздух», — поделился своими мыслями явно знакомый с проблемой не понаслышке Виктор Петрович (фамилию не назвал).

«А зачем их восстанавливать? Разве Севастополю не хватает кинотеатров? Уже сейчас их переизбыток. Я хожу в кино 2-3 раза в год. И всегда сижу в полупустом зале. Ну ладно, «Моряк» в прошлом году восстановили. Он — единственный на Северной. Но зачем «Дружба», «Океан», «Россия»? Рядом с этими бывшими кинотеатрами уже есть действующие, раскрученные. Зачем вкладывать деньги, да еще государственные, в никому не нужные объекты?» — недоумевает Николай Переверзев с пр. Героев Сталинграда.

А вот Нина Петровна Осадченко (ул. Лоцманская) не видит в неполной загрузке существующих кинотеатров большой проблемы. Во-первых, считает она, раз на раз не приходится. Во-вторых, современные кинотеатры живут с оборота. То есть, и это в-третьих, там должна быть очень акцентированная репертуарная политика: хорошее кино, учитывающее вкусы самых широких аудиторий, — и по возрастным, и по социальным показателям. А вот с этим — проблема, решив которую, можно минимизировать и вопрос с заполнением залов. «Я, например, принципиально почти не хожу на американские фильмы. Не из идеологических предубеждений. Просто то, что нам показывают, — примитивно и предсказуемо. Сейчас уже есть изрядный перечень отечественных фильмов, которые я со всей семьей посмотрела бы не на экране компьютера, а в той же «Победе», которая нам по уровню комфорта очень нравится… Но их в прокате почему-то нет», — резюмирует Нина Петровна.

Почему нет, могу ответить. Слабое место отечественного кинопроизводства — недостаточная реклама. Из примерно двух сотен (а это уже очень солидная цифра: в девяностые удачным считался год с двумя десятками готовых фильмов) новых фильмов окупается порядка 10 процентов. И только потому, что на производство средства мы уже находим, а на рекламу по-прежнему не хватает. Прокатчики предпочитают закупать то, что проще продается. А это раскрученный голливудский бренд.

Вспомнилась хирург из знаменитых наших «Покровских ворот» с ее знаменитой фразой: «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!» Примерно то же самое предлагает и Александр Григорьевич Крыва-Апазиди: «Исключить американские фильмы из проката!»

Вряд ли сейчас это получится. А вот активно формировать репертуарную политику нужно, и очень хочется поверить, что и можно. Но для этого, нравится это кому-то или нет, придется восстанавливать ту систему городского кинопроката, какая способна отзываться на грамотную культурную политику в городе. И которую тоже придется то ли восстановить, то ли формировать по-новому…

По расчетам, которые озвучили в ГАУК «Севастополькино», для восстановления всех городских кинотеатров понадобится около пяти лет и порядка ста миллионов рублей. Но будет ли такая программа утверждена и в какой редакции — говорить пока рано. На сегодня ничего, кроме отрывочных, несистемных заявлений о приоритетности восстановления работы того или иного кинотеатра, мы не слышим. Может быть, хоть этот год, Год российского кино, окажется прорывным если не по результативности решения проблемы, то хотя бы по ее осмыслению на региональном уровне. Потому что в материковой России в последние годы наблюдается четкая тенденция к увеличению числа современных, отвечающих всем конкурентным требованиям кинотеатров, в которых все чаще «крутят наше кино». Неужели Севастополь выпадет из тренда?

* * *

Предлагаем нашим уважаемым читателям очередной «Вопрос в лоб»: «ВЫ УЖЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ, ГДЕ И КАК БУДУТ ПРОВОДИТЬ ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ ВАШИ ДЕТИ, ВНУКИ?»

Ответ на него можно дать в пятницу, 22 апреля, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника (25 апреля).

Другие статьи этого номера