80 лет ожидания…

80 лет ожидания...

…Историческая встреча двух патриархов, провозгласивших, что «от того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества», сегодня призвана послужить тем волшебным ключом, который в XXI веке откроет наконец двери к решению многих назревших проблем в отношениях представителей двух ветвей христианства. В том числе и на севастопольской земле, где уже 80 лет католики возносят молитвы к Всевышнему о возрождении своего костёла…

   Мы не соперники, а братья; из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу.

(Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Епископ Католической церкви Папа Римский Франциск, 12 февраля 2016 г., Гавана (Куба).

_____________________________________________________________

ДОЛГАЯ ДОРОГА К ДОМУ

80 лет ожидания...Без того, чтобы не обнажить корни застарелой проблемы местного противопоставления двух конфессий, в этой публикации не обойтись. Посему сразу же от порога отсылаем читателя в далекий 1837 год, когда на первом же генеральном плане Севастополя, утвержденном императором Николаем I, появилось четкое обозначение места для постройки католической церкви. В 1842 г. по инициативе адмирала М.П. Лазарева на имя государя императора было отослано прошение о необходимости отнести все издержки строительства на счет казны. Бюрократическая машина и тогда работала в России со скрипом. Лишь спустя почти 10 лет в строительный департамент было представлено 5 чертежей на сооружение в Севастополе римско-католического собора на 900 верующих. Стали поступать и пожертвования. Однако Крымская война 1854-1855 гг. отодвинула этот вопрос на Ойкумену сиюминутных проблем, а собранные в основном военными католиками средства ушли в распоряжение инженер-полковника Э.И. Тотлебена и были использованы им при строительстве Девичьей батареи.

Прошли годы. И только через 16 лет после завершения Севастопольской страды католики города вновь поставили вопрос о сооружении костела. Их молитвенный дом, который располагался в то время на месте нынешнего Матросского клуба, никак не вмещал несколько сотен латинских христиан.

Под петицией тогда подписались и мещане, и многие католики — военнослужащие ЧФ, призванные знаковым постулатом их веры непременно посещать воскресную мессу.

В ходатайстве католиков было изложено несколько доводов, служащих серьезным основанием для такой постановки вопроса. И самый веский из них — это историческая подоплека. Ведь именно в наших краях приняли мученическую смерть два папы римских: в I веке н.э. был сослан в Херсонес Папа Римский Климент, рукоположенный самим апостолом Петром, а спустя шесть веков сюда из Рима выдворили Папу Мартина. Оба они ныне канонизированы.

80 лет ожидания...…В самом начале 70-х годов XIX века Севастополь все еще лежал в руинах. А посему ходатайство католиков города оказалось преждевременным — перед властями вставали более насущные задачи. И вновь минуло четверть века. В 1897 году в адрес императрицы Александры Федоровны католическая община Севастополя направляет послание следующего содержания: «Религиозные чувства вызвали в сердцах наших смелость ходатайствовать перед государем императором о разрешении нашему обществу, численность которого вместе с воинскими чинами достигла 4500 душ, сооружения в Севастополе римско-католического храма во имя Св. Климента».

И царь спустя год дает такое разрешение, лично пожертвовав при этом весьма приличную сумму.

Костел решили сооружать на углу площади Новосильского и ул. Театральной, землю под него выделили наследники надворного советника Тимофея Осипова-Полянкевича.

Председателем комитета по строительству храма был определен капеллан войск Одесского военного округа Ф. Козловский, сметы и проект представил военный инженер Н. Третесский.

В мае 1905 года проект прошел все согласования, представляя собой на чертежах трехнефный зал с балконом и цокольный зал в неоготическом стиле. Основной строительный материал — из инкерманского камня.

ЗНАК НЕБЕСНЫЙ, ЗНАК ПЕЧАЛЬНЫЙ

80 лет ожидания...…18 апреля 1911 года, то есть ровно 105 лет назад, в небе над Севастополем одним из лучших авиаторов России штабс-капитаном Б. Матыевичем-Мацеевичем совместно с братом мичманом Станиславом был совершен показательный полет. В тот день было объявлено штормовое предупреждение, и мотор «Блерио» отказал, аэроплан рухнул на землю, оба брата погибли. 21 апреля в Севастополе при огромном стечении народа у алтаря впервые открывшейся католической церкви на пл. Новосильского была отслужена печальная месса по случаю отпевания двух офицеров — христиан-латинян. Сакральное начало…

С того дня католический костел в Севастополе органично вписался в архитектурный ансамбль храмов порядка десятка религиозных общин. И до 1929 года абсолютно на всех этапах возрождения Севастополя католики чувствовали себя на нашей земле вполне вольготно как представители одной братской — христианской — религии. Достаточно упомянуть в этом контексте имена трех славных сынов России, католиков, оставивших заметный след в историографии Севастополя. Это контр-адмирал, основатель нашего города Ф.Ф. Мекензи, археолог, первый директор Херсонесского музея К.К. Косцюшко-Валюжинич и живописец, создатель панорам «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» Ф.А. Рубо. И к ним следует присовокупить тысячи и тысячи севастопольских католиков, которые с оружием в руках защищали свой город, отстраивали его заново, развивали экономику и культуру…

ПОД МОЛОТОМ ОБСКУРАНТИЗМА

80 лет ожидания...…После Октябрьского переворота для абсолютно всех верующих в Стране Советов наступили нелегкие времена испытаний и гонений. Тысячи православных и католических священников попали под молот торжествующего обскурантизма. Сохранилась архивная выписка от 22.10 1929 года из протокола севастопольской артели «Просвет»: «Слушали антирелигиозный доклад т. Крылова. Постановили: присоединиться к постановлению о том, чтобы со всех церквей снять колокола и направить на индустрию. Закрыть Большую еврейскую синагогу, караимскую кенасу, православный Покровский собор и польский костел».

С последнего в 1931 году были сняты колокола, а в 1936 году арестованный сотрудниками СевЧК католический священник Матвей Гудайтис безвестно канул в застенках местной тюрьмы.

Перед новым 1937 годом двадцатку самых последовательных приверженцев католической веры вынудили подписать документ о прекращении функционирования их храма на площади имени Коммуны (бывшая площадь Новосильского. — Авт.).

В разгар второй обороны Севастополя в помещении уже задетого снарядом костела работал радиоузел. А в мирные дни, в 1958 году, после неудачной попытки взорвать храм (его строили навека! — Авт.) по проекту архитектора И.А. Брауде к торцовому фасаду костела «прислонили» застекленный вестибюль с кассами кинотеатра «Дружба». Власти абсолютно «толерантно» — сквозь пальцы — смотрели и на кощунственное святотатство: на месте церковного алтаря был оборудован… общественный туалет, который закрыли буквально несколько лет назад, в 2009 году.

Что интересно: из «Акта технического состояния здания бывшего костела на площади Ушакова в Севастополе», датированного 20 октября 1958 года, следует, что из конструктивных элементов сохранено 100 процентов фундамента и 80 процентов стен и внутренних несущих конструкций. Из оконных заполнений — кованые оригинальные металлические решетки. И лишь крыльцо, входные площадки и лестницы подлежали разборке по спецпроекту. Тому факту, что сохранились готическая лепнина и специфические элементы убранства, в акте места не нашлось…

НАДЕЖДА БРЕЗЖИТ…

80 лет ожидания...…XXI век принес католикам пальмовую ветвь надежды на возрождение их храма, обозначив на первом плане постулат, что никакой экспансии со стороны приверженцев Римско-католической церкви в России не существует. И тому свидетельство — важнейшие шаги, предпринятые в законодательном поле высшим руководством России. 25 декабря 2015 года в Кремле под председательством президента РФ В.В. Путина прошло заседание совета при президенте РФ по культуре и искусству, на котором Владимир Владимирович подчеркнул особо: «Сохранение исторической памяти — один из ключевых приоритетов. Особая роль здесь принадлежит материальному культурному наследию».

30 ноября 2010 года в России был зарегистрирован знаменательный федеральный закон N 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Статья 2 этого закона конкретизирует: «Имущество религиозного назначения — недвижимое (помещения, здания) — на основе муниципального правового акта передается религиозным общинам в собственность или в безвозмездное пользование на определенный срок».

Четко и ясно. А ведь многое в Севастополе уже было сделано в этом же направлении еще 15-20 лет назад. Мусульманскую мечеть Акъяр-Джами на ул. Кулакова вернули общине в 1992 году. Покровский собор на ул. Б. Морской стал вновь функционировать с 8 апреля 1992 г. 20 октября 1991 года состоялось освящение Владимирского собора, что на Центральном городском холме. Примеров много. Скептику, однако, вздумается задать «каверзный» вопрос: «А кенаса?» Ответ простой: «Караимы с такой инициативой не выступали. Здание на ул. Б. Морской им содержать не под силу».

…Совсем недавно был обнародован приказ министра культуры РФ В. Мединского N 2 от 11.01.2016 года «О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны». Так вот, из 1350 «фигурантов» от раритетной архитектуры наш католический костел обозначен в этом списке под N 151 как некий странный бренд, а именно: «Кинотеатр «Дружба» 1911 г. постройки на ул. Шмидта».

Обращаю особое внимание на один весьма симптоматичный факт: в 2014 году с фасада костела была снята мемориальная табличка с указанием, что это памятное здание есть костел. Как-то срифмованно по времени внутри кинотеатра (не иначе как «в унисон») взяла старт и вялотекущая «ремонтная эпопея». Есть смутная информация, что здесь планируется разместить детский кинотеатр на 300 мест…

…Католики Севастополя, тем не менее, никогда не теряли надежды вернуть храм. И особенно они активизировали свои усилия с ноября 2009 года, когда наконец убрали с глаз долой это позорище Севастополя — общественный туалет, который, как мы уже упоминали, некогда разместили на месте алтаря. В том же году власти разрешили было даже богослужение в кинотеатре, но спохватились, тут же сделали «элегантный» патовый ход: здание, пардон, аварийное…

В 2010 г. на имя председателя СГГА В. Саратова поступило открытое письмо из Крымской епархии о возвращении храма католикам. Отец Ян Билецкий спустя полгода констатировал: «Власти нас только обещаниями кормят».

Подобных «завтраков» было много. Несколько судебных процессов наши католики, как можно догадаться, «успешно» проиграли.

И ДА И НЕТ!

80 лет ожидания...Что же день сегодняшний несет этой многострадальной общине? Предоставим слово председателю совета местной религиозной организации «Приход Св. Климента Римско-католической церкви в Севастополе» Екатерине Левандовской: «Складывается все-таки впечатление, что наш губернатор Сергей Иванович Меняйло первым из целой череды предыдущих градоначальников признал, что «кинотеатр «Дружба» — это костел». Он — также впервые — поздравил в этом году севастопольских католиков со святым праздником Пасхи. Радует и тот факт, что мы получили недавно от правительства официальное разрешение на осуществление богослужений перед входом в кинотеатр «Дружба»…

Мы почти уверены в том, что к концу этого года храм будет наконец передан общине с непременным обязательством с нашей стороны обустроить здесь зал органной музыки и давать регулярно концерты для севастопольцев и гостей города.

Хочу особо подчеркнуть, что, вопреки настойчиво распространяемым слухам о том, что, мол, община «обмелела» после возвращения города в Россию, мы — наоборот — значительно количественно выросли за счет притока военнослужащих католического вероисповедания. Сейчас прошли регистрацию более трехсот прихожан.

И последнее. Мы не намерены участвовать ни в каких политических распрях и будем всячески противостоять тем, кто стремится христианскую любовь заменить страхом, злобой, а то и расовой ненавистью, когда с криком «Бей москалей!» «православные» майданщики поджигают на Украине церкви Московского патриархата».

Что ж, позиция ясная, без двойного дна. Каково же мнение Севастопольского управления культуры насчет того, чтобы наконец передать католикам костел на ул. Шмидта? А вот тут «революционных» сдвигов пока нет. Начальник управления культуры Т.А. Андреева прокомментировала чаяния католиков так: «Этот вопрос пока не обсуждался, никаких поручений не поступало. А в кинотеатре «Дружба», который не является памятником архитектуры, идет ремонт».

Всё. Без дальнейших комментариев.

И ведь Татьяна Алексеевна права: формально тут, конечно, давно назрела ремонтная ситуация, но, выходит, без акцента на истинное предназначение здания. Во всяком случае, на сей момент. Так что пока «побеждает кинотеатр «Дружба»…

ЖДЕМ ВВОДНУЮ

…Итак, отойдя на шаг от текста, «подытожим то, что прожито», как некогда сказал горластый советский поэт. А расклад такой. «Верхи», как мы убеждаемся, давно провозгласили постулат четкой веротерпимости в нашей стране. А именно: Богу — богово, храмы — верующим. «Низы» по застарелой нашей привычке решать что-либо на местах лишь после получения «вводной» традиционно ждут четкую команду. И это на фоне показательных фактов, когда власти целого ряда больших городов страны без каких-либо циркулярных поручений из Кремля взяли да и отдали храмы католикам.

Примеры. В Москве по инициативе Лужкова в 1999 году начал функционировать костел на Малой Грузинской. Также вернули верующим храм Св. Станислава в Санкт-Петербурге. И в Томске наконец католики вздохнули свободно «в родных стенах». А в Смоленске как раз сейчас документируется соответствующее решение с учетом российского закона о церковной реституции…

За чем же дело стало все-таки у нас? Жуткий дефицит кинотеатров? Полноте! Некогда роскошные кинотеатры «Океан» и «Россия» — на замке. «Украина» передана музейщикам: там, как говорится, без шума и пыли намечается разворот экспозиции «славных деяний Рюриковичей», причем абсолютно без ведома имеющих весьма опосредованное к ним отношение севастопольцев…

Идея строить у нас на фундаменте католического костела Дворец бракосочетаний и финансово неподъемна, и противоправна с точки зрения исторической справедливости…

Так что кинотеатр «Дружба» («в девичестве» — католический костел на пл. Новосильского) пока что завис в «небытии». Мемориальную доску с крамольным, по всей видимости, обозначением «костел» оперативно, по-тихому сняли, в ходе ремонта здесь эдак ненавязчиво, в технологическом русле зачистки стен и потолков убирается всяческое предметное упоминание о церковной принадлежности здания (элементы убранства, лепнина).

Кому же мы, хотя, конечно, и весьма отдаленно, уподобляемся, лишая католиков права вернуть отчий духовный очаг? Жуткая ситуация воинствующего обскурантизма 30-х годов ХХ столетия под девизом «Религия — опиум для народа» давно признана в России актом беззакония и атеистического беспредела. Мы единодушно осудили в свое время гнусные деяния косовских албанцев, которые под патронатом НАТО уничтожили в Сербии 150 православных храмов. Мы с болью в сердце наблюдаем за тем, как сегодня в некогда братской Украине ширится практика захвата римско-католических храмов греко-католиками.

Наконец, мы, севастопольцы, единодушны в осуждении изуверствующих националистов, объявивших и на Украине, и в Польше, и в некоторых других странах Европы в рамках декоммунизации тотальный «крестовый поход» против бронзовых солдат, заступивших в их столицах 70 лет назад на бессрочную Вахту мира.

И мы, если следовать истине, все-таки придерживаемся благородной — толерантной — линии поведения: сохранили имя Ленинскому району, не разжигаем костры общественных дискуссий типа быть или не быть в нашем городе памятнику всемирно известному классику украинской литературы Тарасу Шевченко, и т.д.

…Поистине, на замесе многовековой народной мудрости была рождена некогда замечательная русская пословица: «Церковь не в бревнах, а в ребрах». То есть сегодня настало время всем нам постучаться в свои сердца, затронуть сокровенные струны чувства любви к ближнему, уважения к личному выбору: «Какому Богу возносить молитвы?»

На основе всего, о чем сказано выше, следует наконец найти золотую середину и убрать с повестки дня на уровне властных структур города-героя давным-давно подведенную к черте кардинального решения проблему севастопольских католиков.

Хочется верить, что здравый смысл все-таки возобладает, и на месте кинотеатра «Дружба» 1911 г. постройки на ул. Шмидта все-таки… «кина не будет». Уже в этом, 2016 году…

На снимках: здание католического храма в Севастополе в четырех измерениях — в 1911 г., после войны, в наши дни и такое, каким пока что костел предстает в чертежах в будущем времени (после того, как собор официально возвратится католикам). Ниже — фотографии снятой с фасада храма в 2014 году мемориальной доски и лепнины на стенах костела, которую пока еще пощадили снаряды, пожары и целенаправленные указания чиновников…

Леонид Сомов

Леонид Сомов

Заместитель редактора ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера