Судьбы неодушевлённых предметов

Судьбы неодушевлённых предметов

Радио — неодушевлённый предмет? Конечно! Раньше мне и в голову не
пришёл бы такой вопрос. Но с годами всё становится не так категорично,
между чёрным и белым появляются… полутона. Вот и теперь, когда в
библиотеке-филиале N 30 ГБУК Севастополя «ЦБС для взрослых»
открылась выставка «Ретро-радио», я осознала, что у техники есть и
история, и судьба. У каждой — своя.Вот, например, на проигрывателе, который принес сын Н.П. Михайлова, Константин, ни пылинки. «Когда мы с отцом его последний раз включали — работал», — бережно опуская иглу на пластинку, говорит наш читатель. Библиотека наполнилась музыкой прошлых лет — живой, светлой, а главное — со смыслом. В память о тех людях, которых любили, бережно хранятся радиоприёмники и в семьях Будниковых, Демченко, Пчелиных, Реченко, Чепик, Шульгиных…

Особое внимание наших читателей привлекла телерадиола (три в одном: телевизор, радиоприёмник и проигрыватель пластинок). Пережив своего хозяина, капитана 1 ранга, она не «вписалась» в интерьер потомков героя и… оказалась в руках коллекционера А.П. Волянского, переехав с ул. Большой Морской в пос. Любимовка. Согласитесь, не худшая судьба. Сколько уникальных предметов оказалось просто на свалке! А ведь это наша история. Историей стала радиола 50-х гг., подаренная Л.К. Ковалёвым ещё не созданному музею нашей библиотеки. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» (М.В. Ломоносов).

Интересна была реакция «будущего» на эту выставку: как только в библиотеке начали появляться первые радиолы, тут же стайки детей стали забегать в читальный зал, весело щебетать у приемников, совершенно не обращая внимания на взрослых. После того как детвора убегала, появлялась такая же шумная новая группа (это напоминало обмен информацией птицами в лесу). Но когда проводилось экспериментальное включение телерадиолы (к слову, раньше её называли «комбайн»), ребята замирали и, не мигая, смотрели на рябь в телевизоре, который во всей своей чёрно-белой красе был настроен А.П. Волянским за день до открытия выставки с помощью самодельной антенны.

Рядом с почтенными радиолами «Балтика» (1949 года выпуска), «Минск-Р-7» (1952), «Мир» (1955), «ВЭФ-Аккорд» (1958) и другой солидной техникой в неподъёмных деревянных корпусах довольно странно смотрелись два ярко-красных от силы пятисантиметровых предмета с надписью «Coca-Cola». Это тоже радио со своей хоть маленькой, но уже историей: их хозяин лет 10 назад обменял на крышки от этого напитка в одном из севастопольских супермаркетов.

Севастополь и радио — неразлучны. Есть у нас целый район — Радиогорка, где в начале ХХ века А.С. Попов испытывал первую радиосвязь. Наш завод «Парус» выпускал радиоприемники «Артек», «Юнга», «Фрегат», радиоприёмники-часы с будильником «Ласпи», стереомагнитолы «Арианда», с которыми также можно было познакомиться на выставке.

Читальный зал библиотеки на какое-то время превратился в машину времени, позволившую совершить путешествие в прошлое… А как иначе это можно воспринимать, когда держишь в руках литературно-музыкальный иллюстрированный звуковой журнал «Кругозор» 1987 года, альбом с марками 30-80-х гг., посвящёнными радио, лампу с надписью «Сделано в СССР» или приёмник с гравировкой: «С.Д. Петровой, победителю в соцсоревновании совхоза-завода им. Софьи Перовской, 1974 год».

Светлана Дмитриевна, ребёнком пережив блокаду Ленинграда, сегодня иногда надевает самое красивое платье, ставит пластинки с опереттами, садится в кресло и… представляет, что она в театре. Так проводят досуг ветераны… Почему-то вспомнились слова Томаса Стернза Элиота: «Радио — средство развлечения, которое позволяет миллионам людей слушать ту же самую шутку в одно и то же время и при этом оставаться одинокими».

Хочется верить, что благодаря таким очажкам культуры, где щебечут дети, есть судьбы даже у неодушевлённых предметов и никто не будет чувствовать себя одиноко.

Т. САВЧУК, заведующая библиотекой-филиалом N 30 ЦБС для взрослых.

Другие статьи этого номера