О молодильных яблоках и откровенной наглости

В номере «Славы Севастополя» за 12 мая с.г. мы задали такой «Вопрос в
лоб», что ответы на него вызвали у нас нечто похожее на восторг. Который,
впрочем, получился мимолетным. Эйфория улетучилась, как только
вчитались и вдумались в то, что получили на электронную почту редакции.
Именно туда пришло почти 70 процентов ответов на заявленную в
популярной рубрике тему «прямой линии» с читателями: «Верите ли вы в
чудодейственные препараты, с помощью которых вам обещают вернуть
здоровье? Как часто и где их приобретаете?»Эти 70 процентов поначалу и удивили: основная категория наших читателей — люди среднего и старшего возраста, многие их которых цифровым технологиям все-таки предпочитают традиционный телефон… А тут вдруг начали усиленно давить на клавиатуру, что красноречиво свидетельствовало о значительном росте общей компьютерной грамотности. Чем не повод для радости?

К сожалению, и на этот раз дьявол прятался в деталях… Думаю, вы это тоже поймете, когда вчитаетесь в то, что принесла электронная почта.

Нина Николаевна Петровская, так подписалась автор одного из писем, сообщает, что до 67 лет ничего, кроме традиционной медицины, не признавала. «Год назад у меня нашли катаракту, в качестве лечения была рекомендована операция. Подруга посоветовала новые глазные капли (в письме есть название. — Ред.), которые использует сама. Говорит, состоят из натуральных компонентов: экстракт древовидного алоэ, мед натуральный, витамин В2… Вреда точно не будет, а помочь могут. У подруги после двух недель применения препарата зрение улучшилось с плюс два до плюс один…

И очки новые показала. Решила и я попробовать. Можете не верить, но это правда работает! Даже не предполагала, что за месяц окружающий мир может обрести такую четкость и столько ярких красок»…

«В почтовом ящике нашла газету. И что я вижу? Рекламируют наш ортопедический препарат (в письме указан. — Ред.). Ну не в смысле мой, а в том плане, что я мужу его покупала. Он не знает, что я в «Славу» пишу, но все-таки поделюсь. Это ж и моя радость, скорее даже полностью мое счастье! Короче, я вот тоже читала отзывы, смотрела, как и что, и заказала этот препарат. А то мой муж уже весь отчаялся. Таблетки пил и на массаж ходил, от этого у него с желудком проблемы были, решали, что дальше делать. А тут, в общем, начали использовать этот препарат, и теперь — ура! Никаких проблем у любимого, он снова в семье, снова бодр, активен!» — Ермолаева В.Н., пр. Генерала Острякова.

«Это просто чудо, да. Чай я сразу заказал, как только о нем услышал в телепрограмме Елены Малышевой «Жить здорово!» Жаль только не знал об этом лет 5 назад, многие годы страдал от болей в кишечнике, но зато сейчас я жив-здоров! Открыт миру! Большое спасибо!» — Николай Нетреба, ул. Лоцманская.

Ну, думается, достаточно. Полагаю, всем и так уже предельно ясно, что предприимчивые торговцы БАДами (биологически активными добавками) решили, как говорится, сыграть с нами втемную и использовать «прямую линию» с читателями как еще один канал для продвижения своего товара. Наглость, конечно, крупнокалиберная! И всю эту макулатуру следовало бы сразу отправить в мусорную корзину…

Так бы и сделал, если бы не звонки наших реальных читателей, которые не считают складывающуюся в городе ситуацию безобидной.

«Я не люблю об этом вспоминать, тяжело даже спустя пять лет, — начала телефонный разговор Ирина Нестерова. — Именно тогда я впервые познакомилась с БАДами. Дочурка, семилетний ребенок, попала в инфекционку с подозрением на страшный диагноз. Ребенка сразу положили под капельницу, дежурный врач назначил интенсивное медикаментозное лечение… На следующий день уже лечащий врач отменяет все эти назначения и предлагает нам собственную схему лечения. Как потом выяснилось, БАДами, которые я у него тут же и купила. Ребенок проспал 1,5 суток. Хорошо, вовремя спохватилась, материнское сердце, наверное, подсказало. Подняла на уши все отделение. Потребовались реанимационные действия, чтобы спасти моего ребенка. Собственно, почему звоню, хоть и неприятно вспоминать все это… В городе сейчас вакханалия какая-то с этими БАДами. В газетах рекламируют. По телевизору рекламируют. По проводному радио рекламируют. По городу продают. Не хотелось бы, чтобы для кого-то это закончилось бедой. С этим надо что-то делать».

Аналогичной точки зрения придерживается и другой наш читатель — Виктор Михайлович Потапенко, который кроме звонка в редакцию сделал еще несколько предварительных звонков в различные властные структуры, которые, по его мнению, должны контролировать, как он выразился, «всю эту вакханалию».

А началось все с того, что в своем почтовом ящике Виктор Михайлович нашел газету с многообещающим названием «Вестник здоровья», в которой, кстати, под заголовком «Вернуть себе зрение стало возможным» рекламируются и упоминавшиеся выше глазные капли. Кроме капель там рассказывалось и о других абсолютно панацейных средствах, часть из которых, оказывается, можно теперь купить прямо в городе. Бойкой торговлей ими занимаются, в частности, не только в неприспособленных для этих целей помещениях (в кинотеатрах, например), но и прямо на улицах. «Хотя, — утверждает читатель, — в Российской Федерации, существует жесткий регламент на порядок рекламирования и реализации т.н. БАДов».

Виктор Михайлович даже попытался выяснить, почему в субъекте РФ — городе Севастополе это не так. Не очень получилось. Из управления торговли отправили в отдел ярмарок, оттуда — в ГУПС «Управляющая компания оптово-розничных и торговых комплексов Севастополя», там опять посоветовали отдел ярмарок или сразу в полицию»…

«Вообще-то этим в первую очередь должны заниматься специалисты федеральной антимонопольной службы, — считает в недавнем прошлом иркутянка, а теперь жительница Севастополя Ирина Борисовна Анохина. — У нас в Иркутке они мониторят ситуацию от рекламы БАДов до их реализации. Местная газета «Народный знахарь» несколько раз попала под раздачу и даже перестала выходить. Как теперь, правда, не знаю»…

На «материке» ситуация с рекламированием и реализацией БАДов на самом деле не идеальна, но от нашей все-таки отличается в значительной степени. Там нарушители достаточно хорошо прописанной по этой теме правовой базы регулярно попадают под административную, а случается, даже и уголовную ответственность. У нас, к сожалению, пока не так. Что, наверное, можно объяснить отсутствием наработанной практики, из-за чего в Севастополе и образовалась некая «серая зона», в которую и устремились излишки товара с «материка». Там по итогам прошлого года реализация БАДов в упаковках (а именно в таком виде по правилам и должны доходить они до розничного покупателя) упала на 6,2 процента, и тенденция, по мнению экспертов, будет на ближайшую перспективу сохраняться. Продолжение дикой вольницы в Севастополе, стало быть, следует?

Чем опасно такое развитие ситуации? Тем, что на сегодня процесс дезориентации горожан фактически поставлен на поток посредством агрессивной и некорректной рекламы. И правы читатели: это безобразие необходимо прекратить. Жесткими и решительными действиями. БАДы — не панацея и не универсальное лекарство от всего. Они должны использоваться только как вспомогательное средство в комплексе с настоящими лекарственными препаратами. В противном случае может случиться реальная беда.

______________________________________

Для тех, кто не знает, или делает вид, что не знает:

«Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания.

1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок».

(Из федерального закона «О рекламе»).

* * *

«ЛЕТО — ПОРА ОТПУСКОВ. ГДЕ ПЛАНИРУЕТЕ ОТДЫХАТЬ (ДОМА, НА ДАЧЕ, В САНАТОРИИ, ПОЕДЕТЕ ПО ТУРПУТЕВКЕ ЗА ГРАНИЦУ ИЛИ ПО РОССИИ) И ПОЧЕМУ?» Это наш следующий «Вопрос в лоб».

Ответ на него вы сможете дать в пятницу, 20 мая, по телефону 54-49-34 или прислать по электронной почте не позднее понедельника, 23 мая.

Другие статьи этого номера